1. Стандарт развития конкуренции в субъектах Российской Федерации (далее соответственно - стандарт, конкуренция) разработан в рамках реализации пункта 7 и подпункта "в" пункта 8 Указа Президента Российской Федерации от 21 декабря 2017 г. N 618 "Об основных направлениях государственной политики по развитию конкуренции".
2. Целями стандарта являются:
а) установление системного и единообразного подхода к осуществлению деятельности органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления и территориальных органов федеральных органов исполнительной власти по созданию с учетом региональной специфики условий для развития конкуренции между хозяйствующими субъектами в отраслях экономики;
б) содействие формированию прозрачной системы работы органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации в части реализации результативных и эффективных мер по развитию конкуренции в интересах потребителей товаров, работ, услуг, в том числе субъектов предпринимательской деятельности, граждан и общества;
в) выявление потенциала развития экономики Российской Федерации, включая научно-технологический и человеческий потенциал;
г) создание стимулов и содействие формированию условий для развития, поддержки и защиты субъектов малого и среднего предпринимательства, повышения уровня конкурентоспособности их продукции, а также содействие устранению административных барьеров;
д) поддержание и развитие единого экономического пространства Российской Федерации, рост производительности труда и диверсификация экономики;
е) повышение доступности финансовых услуг для субъектов экономической деятельности;
ж) преодоление и минимизация влияния несовершенной конкуренции на инфляцию;
з) содействие каждым субъектом Российской Федерации развитию конкуренции на товарных рынках, определяемых в соответствии с антимонопольным законодательством Российской Федерации, для достижения положительного эффекта в соответствующих отраслях (сферах) экономики Российской Федерации, характеризующихся наличием значимых проблем, препятствующих конкуренции. Под товарным рынком в стандарте понимается сфера обращения товара, работы, услуги, которые не могут быть заменены другими товаром, работой, услугой, или взаимозаменяемых товаров, работ, услуг, в границах которой исходя из экономической, технической или иной возможности либо целесообразности приобретатель может приобрести товар, работу, услугу и за пределами которой такая возможность либо целесообразность отсутствует.
3. Принципами внедрения стандарта являются:
а) ориентация на потребителя - высшее должностное лицо (руководитель высшего исполнительного органа государственной власти) субъекта Российской Федерации (далее - высшее должностное лицо) и органы исполнительной власти субъекта Российской Федерации во взаимодействии с руководством муниципальных образований и сотрудниками органов местного самоуправления осуществляют мероприятия по содействию развитию конкуренции исходя из текущих и предполагаемых потребностей потребителей товаров, работ, услуг, участников экономических отношений и общества в целом;
б) заинтересованность высшего должностного лица - высшее должностное лицо обеспечивает единство целей и направлений деятельности органов исполнительной власти субъекта Российской Федерации для результативной и эффективной реализации стандарта;
в) системный подход - совершенствование деятельности органов исполнительной власти субъекта Российской Федерации по анализу состояния товарных рынков, поведения хозяйствующих субъектов на указанных рынках, выявленных ожиданий потребителей товаров, работ и услуг, планированию деятельности, а также формированию процессов и систем мониторинга, оценки, контроля и анализа деятельности органов исполнительной власти субъекта Российской Федерации;
г) постоянное совершенствование деятельности - повышение удовлетворенности потребителей и других участников экономической деятельности качеством товаров, работ, услуг, обеспечение информационного взаимодействия с потребителями товаров, работ, услуг и другими заинтересованными сторонами, проведение аудита и анализа результативности мероприятий по содействию развитию конкуренции;
д) прозрачность деятельности - содействие органов исполнительной власти субъекта Российской Федерации в обеспечении открытости и доступности для потребителей товаров, работ, услуг и других участников экономической деятельности информации о мероприятиях по содействию развитию конкуренции, процедурах оказания услуг, а также о решениях, оказывающих воздействие на экономическую конкуренцию.
4. Органами исполнительной власти субъекта Российской Федерации и органами местного самоуправления заключаются соглашения (меморандумы) о внедрении в субъекте Российской Федерации стандарта (далее - соглашения).
В соглашении отражаются положения, определяющие его цели и предмет, описываются порядок, формы и направления взаимодействия органов исполнительной власти субъекта Российской Федерации и органов местного самоуправления. В рамках соглашения органы местного самоуправления оказывают содействие органам исполнительной власти субъекта Российской Федерации при реализации ими стандарта.
5. Внедрение стандарта осуществляется на основании решения высшего должностного лица и может предусматривать использование проектного подхода, в рамках которого внедрение стандарта является приоритетным проектом органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации в соответствии с установленной сферой ведения (далее - ведомственный приоритетный проект), а задачи по содействию развитию конкуренции в субъекте Российской Федерации в целом реализуются в рамках ведомственных приоритетных проектов в составе региональной приоритетной программы по внедрению стандарта, утверждаемой высшим должностным лицом.
Внедрение стандарта предполагает определение в органах исполнительной власти субъекта Российской Федерации должностных лиц с правом принятия управленческих решений, занимающих должности не ниже заместителя руководителя, ответственных за координацию вопросов содействия развитию конкуренции, а также структурных подразделений, ответственных за разработку и реализацию планов мероприятий ("дорожных карт") по содействию развитию конкуренции в подведомственной сфере деятельности с внесением соответствующих обязанностей в должностные регламенты и положения о структурных подразделениях.
6. Для достижения целей стандарта и соблюдения принципов его внедрения, формирования перечня товарных рынков для содействия развитию конкуренции в субъекте Российской Федерации (далее - перечень товарных рынков), а также для разработки плана мероприятий ("дорожной карты") по содействию развитию конкуренции (далее - "дорожная карта") предполагается ознакомление органов исполнительной власти субъекта Российской Федерации и органов местного самоуправления, а также членов коллегиального координационного или совещательного органа, созданного при высшем должностном лице (далее - коллегиальный орган), с Инструментарием для оценки воздействия на конкуренцию (версия 2.0), разработанным Организацией экономического сотрудничества и развития.
Одним из основных средств достижения целей внедрения стандарта является планомерное увеличение финансирования за счет средств бюджетов всех уровней мероприятий, направленных на развитие частного сектора экономики, при одновременном сокращении бюджетных расходов в рыночных отраслях (сферах) экономики.
7. На официальном сайте органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации, уполномоченного содействовать развитию конкуренции (далее - уполномоченный орган), в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" (далее - сеть "Интернет") и на интернет-портале об инвестиционной деятельности в субъекте Российской Федерации не реже чем раз в квартал размещаются информация и документы, касающиеся внедрения стандарта, и не реже чем раз в год - сведения об эффекте, достигнутом при внедрении стандарта.
8. Для повышения мотивации руководителей органов исполнительной власти субъекта Российской Федерации и органов местного самоуправления к достижению высоких результатов в работе по содействию развитию конкуренции в субъекте Российской Федерации рекомендуется учитывать результаты работы органов исполнительной власти субъекта Российской Федерации и органов местного самоуправления по внедрению стандарта и реализации "дорожной карты" при принятии в установленном порядке решений о поощрении руководителей органов исполнительной власти субъекта Российской Федерации и органов местного самоуправления.