Согласно докладу "Глобальные информационные технологии" Российская Федерация занимает 41-е место по готовности к цифровой экономике (индекс сетевой готовности NRI) и находится в середине второй группы стран (догоняющей) по индексу цифровой экономики и общества (I-DESI).
Все большее число граждан Российской Федерации признает необходимость обладания цифровыми компетенциями, однако показатели использования персональных компьютеров и информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" в Российской Федерации все еще ниже, чем в Европе. Существует разрыв в цифровых навыках между различными группами населения (в 2018 году доля населения, обладающего цифровыми навыками, составляла лишь 26 процентов по результатам международного исследования PIAAC).
Расширяется применение цифровых технологий в системе образования, однако объемы профильной подготовки кадров и соответствие образовательных программ нуждам цифровой экономики недостаточны.
Низкая позиция России в рейтинге привлечения талантов "The Global Talent Competitiveness Index" (53-я позиция в 2018 году) также характеризует низкий человеческий потенциал при развитии цифровых технологий в экономике, что определяет необходимость привлечения квалифицированных иностранных специалистов и поддержки талантливых школьников и студентов в области математики и информатики.
Существующая нормативно-правовая среда не отвечает задачам придания гибкости регулированию общественных отношений, их готовности к восприятию постоянно меняющегося технологического контекста. Несмотря на системные шаги по улучшению делового климата, в законодательстве остается большое число пробелов, административных препон, мешающих развитию бизнеса, основанного на использовании информационных технологий, работе с данными. В целом требуется разработка механизма управления изменениями в области регулирования цифровой экономики, позволяющая своевременно адаптировать нормативно-правовое регулирование к задачам цифрового развития.
Необходимость ускоренного внедрения цифровых технологий в экономике и социальной сфере формирует новые вызовы для проведения исследований и разработок в области цифровой экономики, что требует создания системы управления исследованиями и разработками, обеспечивающей координацию усилий государства, компаний, образовательных организаций высшего образования и научных организаций.
Обеспечение устойчивости и безопасности функционирования российской цифровой инфраструктуры требует организации и построения системы центров обработки и хранения данных на территории страны с учетом возможностей формирования экспортного потенциала данных услуг, способствующих развитию и повышению конкурентоспособности цифровой экономики России.
Развитие цифровизации экономики и социальной сферы требует усиления мер безопасности информационной среды. Текущий уровень использования населением средств защиты информации, обеспечения маршрутизации сетевого трафика российского сегмента информационно-телекоммуникационной сети "Интернет", использования отечественных разработок и технологий в программном обеспечении является недостаточным и требует дополнительных мер для обеспечения защиты прав и интересов личности, бизнеса и государства в киберпространстве.
Достигнутые в предыдущие годы результаты в части повышения доступности, технологичности и снижения административных барьеров при предоставлении государственных услуг и в государственном управлении должны быть обеспечены преемственными мерами, которые позволят выйти на новый уровень взаимодействия государства с гражданами и субъектами предпринимательства посредством перевода такого взаимодействия в цифровой, "проактивный" и дистанционный режим. В целях развития цифровой экономики, основанной на использовании данных, необходимо посредством внедрения цифровых технологий и цифровых платформ обеспечить сокращение временных и административных затрат при предоставлении государственных и муниципальных услуг, осуществлении контрольно-надзорных функций, функционировании государственных и муниципальных органов.