Основные направления деятельности Правительства Российской Федерации на период до 2024 года

Текущее состояние и механизмы достижения национальных целей развития Российской Федерации

В период с 2000 по 2013 год в условиях преимущественно благоприятной внешнеэкономической конъюнктуры в российской экономике наблюдался рост заработных плат в реальном выражении (за исключением 2009 года, когда на фоне мирового финансового кризиса реальная заработная плата сократилась на 3,5 процента). Это, наряду с мерами социальной политики, обусловило устойчивый рост реальных располагаемых доходов граждан в период 2000-2013 годов. Уровень бедности также последовательно снижался (с 29 процентов от общей численности населения в 2000 году до 10,8 процента в 2013 году).

Вместе с тем в период 2014-2016 годов указанные тенденции временно развернулись вследствие необходимости подстройки к резкому ухудшению внешних экономических и геополитических условий социально-экономического развития страны. Уровень бедности увеличился до 13,3 процента в 2015 году, оставшись на том же уровне в 2016 году, в то время как реальные зарплаты упали на 9 процентов.

Достаточно быстрый выход экономики из кризиса обусловил возвращение заработных плат к росту в реальном выражении во второй половине 2016 года. Впоследствии росту заработных плат также способствовали предпринимаемые меры по увеличению заработной платы основных категорий работников здравоохранения, образования, культуры и науки, а также меры по повышению минимального размера оплаты труда. В результате за первые 8 месяцев 2018 г. заработная плата увеличилась в реальном выражении на 8,4 процента.

Восстановлению динамики реальных доходов населения также способствовали меры по индексации в 2017-2018 годах страховых пенсий неработающих пенсионеров темпами выше уровня инфляции, что будет продолжено в последующие годы в рамках реализуемой Правительством Российской Федерации пенсионной реформы.