Действующий

Об утверждении Концепции построения и развития узкополосных беспроводных сетей связи "Интернета вещей" на территории Российской Федерации

     Стандартизация протоколов и форматов данных при взаимодействии различных сетей "Интернета вещей" и цифровых платформ "Интернета вещей"

Совместимость различных систем и интерфейсов оказывает практически такое же влияние на целостность экосистемы IoT как и идентификация. Использование большого числа закрытых стандартов и несовместимых интерфейсов не позволяет объединять и обрабатывать данные от различных источников без трудоёмких и дорогостоящих доработок. Более того, отсутствие открытых и доступных для всех стандартов создает ситуацию жесткой привязки клиентов IoT-услуг к поставщикам платформ и сервисов, что может создавать риски монополии или необоснованного отключения от таких услуг со стороны поставщика. В связи с этим возникает необходимость установления общих требований и норм по использованию открытых стандартов и интерфейсов для реализации недискриминационного доступа к узкополосным беспроводным сетям связи IoT, в особенности на верхних уровнях типовой архитектуры. Для критичных применений следует установить стандарты на структуру первичных данных, например, стандартные поля для показаний счетчиков, транспортных данных и т.п. Форматы целесообразно стандартизовать в рамках конкретных отраслей.

Фрагментация экосистемы IoT в целом является одной из ключевых проблем, стоящих перед построением и развитием узкополосных беспроводных сетей связи IoT во всем мире. Страны Евросоюза, США, Китай, другие развитые страны, а также технологические компании и международные организации (МСЭ-Т, OneM2M, ETSI, CEN/ISO, IEEE и ITEF) ведут работу по созданию международных стандартов для IoT для обеспечения совместимости между различными уровнями типовой архитектуры, а также между различными сервисными платформами для исключения фрагментации экосистемы IoT в будущем.

В качестве примера протоколов предоставления услуг IoT можно привести совместную работу МСЭ-Т и OneM2M над системой протоколов для универсальных сервисных платформ, применимых к различным сетям связи, включая узкополосные беспроводные сети связи IoT. На рисунке 10 показаны разрабатываемые ОnеМ2М протоколы для предоставления услуг IoT и их место в типовой архитектуре узкополосных беспроводных сетей связи IoT.

     Рисунок 10 - Пример стандартизации протоколов ОnеМ2М в МСЭ-Т для открытой экосистемы IoT

На рисунке использованы следующие сокращения:

АЕ (Application Entity) - программно-аппаратная реализации конкретного приложения IoT (например отслеживание транспорта);

CSE (Common Services Entity) - программно-аппаратная реализация общих для различных услуг функций (например, управление данными, управление устройствами, учет местоположения на уровне сервисной платформе т.д.);

NSE (Network Services Entity) - представление сетевых узлов, отвечающих за информационный обмен с оконечными устройствами, управление данными устройствами на уровне сети, отслеживание их метаположение на уровне сети и т.д.);

Mca, Mcn, Mcc, Мсс' - стандартизованные протоколы между различными уровнями типовой архитектуры.

Как видно из рисунка 10, в представленном подходе отсутствуют предложения по стандартизации сетей доступа и реализации доступа к приложениям IoT и конечным пользователям, т.к. считается, что данные вопросы в меньшей степени нуждаются в жесткой стандартизации. Помимо стандартизации протоколов, на уровне услуг IoT также идет существенная работа по стандартизации форматов сбора данных от счетчиков и сенсоров в других стандартизующих организациях. Однако данные прикладные форматы целесообразно стандартизовать в рамках регулирования отдельных сфер экономики и не включать в более общее регулирование узкополосных беспроводных сетей связи IoT.

Таким образом, в рамках регулирования сетей связи для IoT, включая узкополосные беспроводные сети связи IoT, целесообразно определить на национальном уровне ключевые международные стандарты общих протоколов и интерфейсов для создания открытой экосистемы IoT и недискриминационного доступа к сервисным платформам IoT, которые впоследствии должны быть внедрены участниками рынка IoT вне зависимости от конкретной технологии радиодоступа. Исключение могут составить только ведомственные и технологические сети связи, выполняющие задачи в интересах конкретного предприятия или организации и не предоставляющие услуги IoT сторонним пользователям.