САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКИЙ ГОРОДСКОЙ СУД

РЕШЕНИЕ

от 21 февраля 2019 года Дело N 3а-21/2019

И МЕНЕМРОССИЙСК ОЙФЕДЕРАЦИИ

21 февраля 2019 года Санкт-Петербург

Санкт-Петербургский городской суд в составе:

председательствующего судьи Павловой О.А.

при секретаре Кулик А.К.,

с участием прокурора Федоровой Ю.О.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Теняевой Елизаветы Александровны о признании недействующим в части Закона Санкт-Петербурга от 22 ноября 2011 года N 728-132 "Социальный кодекс Санкт-Петербурга",

УСТАНОВИЛ:

Законодательным Собранием Санкт-Петербурга 09 ноября 2011 года принят, а губернатором Санкт-Петербурга 22 ноября 2011 года подписан Закон Санкт-Петербурга N728-132 "Социальный кодекс Санкт-Петербурга".

Законом Санкт-Петербурга от 25 декабря 2015 года N 835-166 "О внесении изменений в Закон Санкт-Петербурга "Социальный кодекс Санкт-Петербурга" глава 17 данного Кодекса изложена в новой редакции, в том числе введена статья 77-1.

Названный Закон официально опубликован на официальном сайте Администрации Санкт-Петербурга в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" "gov.spb.ru" 28 декабря 2015 года (том 2 л.д. 36).

В статье 77-1 Закона Санкт-Петербурга от 22 ноября 2011 года N 728-132 "Социальный кодекс Санкт-Петербурга" определены категории лиц, в отношении которых устанавливаются меры социальной поддержки и дополнительные меры социальной поддержки.

Согласно пункту 1 статьи 77-1 Закона Санкт-Петербурга "Социальный кодекс Санкт-Петербурга" мера социальной поддержки, предусмотренная в пункте 1 статьи 78 данного Кодекса, предоставляется гражданам, имеющим место жительства в Санкт-Петербурге, при амбулаторном лечении поименованных в подпункте 1 данного пункта категорий заболеваний, включая диабет.

Подпункт 1 пункта 1 статьи 77-1 изложен в редакции закона Санкт-Петербурга от 04 декабря 2018 года N 719-152 "О внесении изменений в Закон Санкт-Петербурга "Социальный кодекс Санкт-Петербурга".

Названный Закон официально опубликован на официальном сайте Администрации Санкт-Петербурга в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" "gov.spb.ru" 6 декабря 2018 года (том 2 л.д. 37).

Теняева Е.А. обратилась в суд с административным иском после уточнения которого просит признать недействующими положения статьи 77-1 Закона Санкт-Петербурга от 22 ноября 2011 года N728-132 "Социальный кодекс Санкт-Петербурга" в части лекарственного обеспечения лиц с диагнозом "диабет" при условии наличия места жительства на территории Санкт-Петербурга (том 2 л.д. 30-31).

В обоснование заявленных требований административный истец указала, что оспариваемое положение обуславливает возможность предоставления такой меры социальной поддержки, как лекарственное обеспечение граждан с диагнозом "диабет" в Санкт-Петербурге, наличием регистрации по месту жительства в Санкт-Петербурге и тем самым противоречит положениям части 2 статьи 5 Федерального закона от 21 ноября 2011 года N 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации", которыми установлено, что охрана здоровья граждан обеспечивается государством независимо от места жительства, а также противоречит принципу доступности медицинской помощи, установленному статьёй 4 Федерального закона от 21 ноября 2011 года N 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации".

Теняева Е.А. указала, что оспариваемые положения в отношении неё применены, поскольку, несмотря на имеющееся у неё заболевание "диабет", в связи с отсутствием регистрации по месту фактического проживания в Санкт-Петербурге ей было отказано в получении меры социальной поддержки по обеспечению лекарственными препаратами. В подтверждение данного обстоятельства административный истец представила копию ответа Территориального органа Росздравнадзора по г.Санкт-Петербургу и Ленинградской области от 13 сентября 2018 года N 1178-12529/18, из которого следует, что право на получение мер социальной поддержки по лекарственному обеспечению за счет средств бюджета Санкт-Петербурга, возможно только при предоставлении документа, содержащего сведения о месте жительства гражданина в Санкт-Петербурге, а также копию ответа управления контроля за реализацией государственных программ в сфере здравоохранения Федеральной службы по надзору в сфере здравоохранения от 9 ноября 2018 года N 09-Т-23650/2, из которого следует, что Теняева Е.А. является региональным льготником, имеет регистрацию по месту жительства на территории Белгородской области, в связи с чем, лекарственное обеспечение осуществляется на территории Белгородской области, то есть по месту её постоянной регистрации (том 1 л.д. 10-11, 13-14).

Административный истец в суд явилась, поддержала заявленные требования.

Представители административных ответчиков Законодательного Собрания Санкт-Петербурга и Губернатора Санкт-Петербурга в суд явились, возражали против удовлетворения административных исковых требований, указывая на то, что оспариваемый нормативный правовой акт принят Законодательным Собранием Санкт-Петербурга в пределах компетенции, не противоречит нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу, поскольку законодатель вправе устанавливать за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации дополнительные меры социальной поддержки для определённых категорий граждан, являющихся жителями данного субъекта, о чём представили также письменные возражения (том 1 л.д.188-190, том 2 л.д. 32-35).

Выслушав участников процесса, исследовав материалы дела, заслушав заключение прокурора, полагавшего необходимым в удовлетворении административного иска отказать, суд считает, что заявленные административные исковые требования не подлежат удовлетворению по следующим основаниям.

В соответствии с пунктом "ж" части 1 статьи 72 Конституции Российской Федерации координация вопросов здравоохранения, вопросы социальной защиты граждан, включая социальное обеспечение, находятся в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.

По предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации, которые не могут противоречить федеральным законам (части 2 и 5 статьи 76 Конституции Российской Федерации).

Подпунктом 21.2 пункта 2 статьи 26.3 Федерального закона от 06 октября 1999 года N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" установлено, что к полномочиям органов государственной власти субъекта Российской Федерации по предметам совместного ведения, осуществляемым данными органами самостоятельно за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации (за исключением субвенций из федерального бюджета), относится решение вопросов, в том числе организации обеспечения лекарственными препаратами.

Полномочия и ответственность органов государственной власти субъектов Российской Федерации в сфере охраны здоровья определяет Федеральный закон от 21 ноября 2011 года N 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" (пункт 3 статьи 1 данного Закона).

Пунктом 5 части 1 статьи 29 Федерального закона "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" установлено, что организация охраны здоровья осуществляется путем обеспечения определенных категорий граждан Российской Федерации лекарственными препаратами, медицинскими изделиями и специализированными продуктами лечебного питания в соответствии с законодательством Российской Федерации.

В соответствии со статьей 19 указанного Федерального закона каждый имеет право на медицинскую помощь в гарантированном объеме, оказываемую без взимания платы в соответствии с программой государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи.

В соответствии с пунктами 2 и 3 части 1 статьи 16 названного закона к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации в сфере охраны здоровья относятся, в том числе организация обеспечения граждан лекарственными препаратами и медицинскими изделиями; разработка, утверждение и реализация территориальной программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи, включающей в себя территориальную программу обязательного медицинского страхования.

Согласно части 1 статьи 81 указанного закона в соответствии с программой государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи органы государственной власти субъектов Российской Федерации утверждают территориальные программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи, включающие в себя территориальные программы обязательного медицинского страхования, установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации об обязательном медицинском страховании.

Пунктом 5 части 2 данной статьи оговорено, что в рамках территориальной программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи органы государственной власти субъектов Российской Федерации устанавливают, в том числе перечень лекарственных препаратов, отпускаемых населению в соответствии с Перечнем групп населения и категорий заболеваний, при амбулаторном лечении которых лекарственные средства и изделия медицинского назначения отпускаются по рецептам врачей бесплатно, а также в соответствии с Перечнем групп населения, при амбулаторном лечении которых лекарственные средства отпускаются по рецептам врачей с пятидесятипроцентной скидкой.

В соответствии с указанными правовыми нормами, а также в соответствии со статьей 36 Федерального закона от 29 ноября 2010 года N 326-ФЗ "Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации" в целях обеспечения бесплатного оказания медицинской помощи в Санкт-Петербурге гражданам, имеющим право на бесплатное получение медицинской помощи в соответствии с законодательством Российской Федерации, разработана Территориальная программа государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи в Санкт-Петербурге на 2019 год и на плановый период 2020 и 2021 годов, утвержденная Законом Санкт-Петербурга от 19 декабря 2018 года N 779-168.

Территориальная программа включает перечень лекарственных препаратов, отпускаемых населению в соответствии с Перечнем групп населения и категорий заболеваний, при амбулаторном лечении которых лекарственные средства и изделия медицинского назначения отпускаются по рецептам врачей бесплатно (приложение N 1 к Закону Санкт-Петербурга от 19 декабря 2018 года N 779-168 "О Территориальной программе государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи в Санкт-Петербурге на 2019 год и на плановый период 2020 и 2021 годов").

В соответствии с положениями раздела 4 приложения N 1 к Закону Санкт-Петербурга "О Территориальной программе государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи в Санкт-Петербурге на 2019 год и на плановый период 2020 и 2021 годов" за счет средств бюджета Санкт-Петербурга осуществляется, в том числе обеспечение лекарственными препаратами в соответствии с перечнем групп населения и категорий заболеваний, при амбулаторном лечении которых лекарственные препараты и медицинские изделия отпускаются по рецептам врачей бесплатно.

Таким образом, в соответствии с приведенными положениями федерального законодательства субъектом Российской Федерации исполнены предписания по обеспечению определенных федеральным законодательством категорий граждан Российской Федерации лекарственными препаратами посредством утверждения территориальной программы.

Вместе с тем, наряду с обеспечением лекарственными препаратами в соответствии с перечнем групп населения и категорий заболеваний, при амбулаторном лечении которых лекарственные препараты и медицинские изделия отпускаются по рецептам врачей бесплатно, положениями Закона Санкт-Петербурга "О Территориальной программе государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи в Санкт-Петербурге на 2019 год и на плановый период 2020 и 2021 годов" предусмотрено также осуществление за счет средств бюджета Санкт-Петербурга обеспечения лекарственными препаратами отдельных категорий граждан в соответствии с законодательством Санкт-Петербурга (раздел 4 приложения N1).

Так, по вопросам организации обеспечения лекарственными препаратами органы государственной власти субъекта Российской Федерации имеют право принимать законы и иные нормативные правовые акты вне зависимости от наличия в федеральных законах положений, устанавливающих такое право, а также государственные программы субъекта Российской Федерации в соответствии с требованиями бюджетного законодательства Российской Федерации (подпункт 21.2 пункта 2, пункт 3.1 статьи 26.3 приведенного федерального закона).

Реализуя указанные полномочия, субъект Российской Федерации - город федерального значения Санкт-Петербург организовал обеспечение определенных им категорий граждан лекарственными препаратами за счет средств бюджета этого субъекта посредством предоставления соответствующей меры социальной поддержки.

Так, Закон Санкт-Петербурга "Социальный кодекс Санкт-Петербурга", регулирующий отношения, связанные с реализацией полномочий Санкт-Петербурга в сфере предоставления социальной поддержки и оказания социальной помощи населению Санкт-Петербурга, в главе 17 установил меру социальной поддержки, предусмотренную в пункте 1 статьи 78 данного Кодекса, для граждан, имеющих место жительства в Санкт-Петербурге, при амбулаторном лечении поименованных в подпункте 1 данного пункта категорий заболеваний, включая диабет (пункт 1 статьи 77-1).

Пунктом 1 статьи 78 данного Закона предусмотрено предоставление такой меры социальной поддержки как право на обеспечение лекарственными препаратами и медицинскими изделиями, отпускаемыми населению бесплатно (за счет средств бюджета Санкт-Петербурга в размере их полной стоимости) по рецептам, выписанным врачами при амбулаторном лечении, перечень которых в соответствии с Федеральным законом "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" устанавливается законом Санкт-Петербурга о территориальной программе государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи в Санкт-Петербурге на соответствующий финансовый год.

Таким образом, помимо утвержденной территориальной программы, в рамках которой могут быть обеспечены лекарственными препаратами граждане в соответствии с перечнем групп населения и категорий заболеваний, установленным постановлением Правительства Российской Федерации от 30 июля 1994 года N 890 "О государственной поддержке развития медицинской промышленности и улучшении обеспечения населения и учреждений здравоохранения лекарственными средствами и изделиями медицинского назначения", Законом Санкт-Петербурга "Социальный кодекс Санкт-Петербурга", установлено аналогичное право по обеспечению лекарственными препаратами жителей Санкт-Петербурга, страдающих заболеваниями, поименованными в указанном законе, в качестве меры социальной поддержки. При этом, в обоих случаях подлежит применению перечень лекарственных препаратов, установленный субъектом Российской Федерации в территориальной программе.

В связи с изложенным, суд отклоняет доводы административного истца о противоречии оспариваемого положения закрепленному в статье 4 Федерального закона "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" принципу доступности медицинской помощи, а также части 2 статьи 5 названного закона, в соответствии с которой государство обеспечивает гражданам охрану здоровья независимо от места жительства, ввиду отсутствия в приведенных нормах положений, регулирующих отношения, связанных с реализацией полномочий Санкт-Петербурга в сфере предоставления мер социальной поддержки.

Как указано в Определении Конституционного Суда Российской Федерации от 17 июля 2012 года N1317-О, правовое регулирование, направленное на повышенную социальную защиту отдельных категорий граждан и на обеспечение стабильности их правового статуса за счёт средств бюджета субъекта Российской Федерации, не может рассматриваться как имеющее целью какое бы то ни было ущемление прав лиц, не проживающих на территории данного субъекта Российской Федерации.

Процедура принятия оспариваемого нормативного правового акта, установленная частями 2 и 4 статьи 7 Федерального закона "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации", статьёй 32 Устава Санкт-Петербурга, соблюдена (том 1 л.д. 194-203, 204-211, 217, том 2 л.д. 1-4).

Как указано выше, оспариваемый нормативный правовой акт официально опубликован в соответствии требованиями пункта 2 статьи 1 Закона Санкт-Петербурга от 16 июля 2010 года N 445-112 "Об обеспечении доступа к информации о деятельности государственных органов Санкт-Петербурга" (на официальном сайте Администрации Санкт-Петербурга в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" (gov.spb.ru).

Таким образом, оспариваемый нормативный правовой акт принят субъектом Российской Федерации в пределах предоставленных полномочий, в соответствии с установленной процедурой, порядок введения его в действие соблюдён, и не противоречит нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу.

В связи с изложенным, в удовлетворении административного искового заявления Теняевой Елизаветы Александровны о признании недействующим в части Закона Санкт-Петербурга от 22 ноября 2011 года N 728-132 "Социальный кодекс Санкт-Петербурга" надлежит отказать.

На основании изложенного, руководствуясь статьями 175-180, 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд

РЕШИЛ:

в удовлетворении административного искового заявления Теняевой Елизаветы Александровны о признании недействующим в части Закона Санкт-Петербурга от 22 ноября 2011 года N 728-132 "Социальный кодекс Санкт-Петербурга" отказать.

Возложить на Губернатора Санкт-Петербурга обязанность опубликовать данное решение суда в течение одного месяца со дня его вступления в законную силу на официальном сайте Администрации Санкт-Петербурга в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" (gov.spb.ru).

Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Российской Федерации в течение одного месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.

Судья О.А.Павлова


Электронный текст документа
подготовлен АО "Кодекс" и сверен по:
файл-рассылка