Действующий

Об утверждении долгосрочной программы развития открытого акционерного общества "Российские железные дороги" до 2025 года (с изменениями на 13 октября 2022 года)

V. Система управления рисками


Ключевые риски открытого акционерного общества "Российские железные дороги", связанные с реализацией мероприятий Программы, определены с учетом их влияния на достижение ключевых показателей эффективности деятельности и сгруппированы в следующие категории по источнику возникновения:

макроэкономические риски;

риски, связанные с государственным регулированием;

рыночные риски;

инвестиционные риски;

управленческие риски;

кадровые риски;

научно-технические и технологические риски;

технологические (внешние) риски;

технологические (внутренние) риски;

налоговые риски.

Среди макроэкономических рисков наибольшее негативное влияние оказывают ухудшение макроэкономической ситуации в стране и снижение грузовой базы проектов, в том числе за счет ужесточения санкций. Это означает, что:

рост стоимости заемного финансирования на 0,5 процента от предусмотренного приведет к росту процентных платежей на 76 млрд. рублей (по базовому сценарию, включая капитализируемые проценты);

валютный риск может быть минимизирован в случае реализации проектов в рублях и привлечения заемного финансирования в валюте в объеме, не превышающем поступления валютной выручки;

рост цен на потребляемую продукцию, в том числе нефтепродукты и электроэнергию, будет опережать прогноз.

Степень влияния макроэкономических рисков на показатели Программы оценивается как высокая. Для минимизации влияния макроэкономических рисков запланированы следующие мероприятия:

постоянное взаимодействие с государственными органами и основными потребителями услуг, с полным и объективным информированием о потенциальных негативных последствиях принимаемых решений;

реализация комплекса мер по повышению эффективности, долгосрочные договоры с поставщиками;

принятие решений о предоставлении институтам развития дополнительной ликвидности.

Среди рисков, связанных с государственным регулированием, наибольшее влияние оказывают следующие риски:

отсутствие (невыполнение) долгосрочных государственных решений в части финансирования развития железнодорожного транспорта (оценивается как критичный при высокой вероятности наступления);

изменение государственного регулирования (поддержки) других видов транспорта, приводящее к ухудшению конкурентоспособности железнодорожного транспорта;

либерализация рынков грузовых и пассажирских перевозок (оценивается как критичный при небольшой вероятности наступления);

снижение объема государственного финансирования (ведет к необходимости привлечения внешнего долга и процентов по обслуживанию долга, а также к сокращению объема инвестиционной программы);

отставание развития нормативно-правовой базы от технологического развития (оценивается как значительный при высокой вероятности наступления).

Для минимизации влияния рисков, связанных с государственным регулированием, запланированы следующие мероприятия:

поиск альтернативных источников и механизмов финансирования;

оптимизация технических решений по капитальным проектам;