Ключевые риски открытого акционерного общества "Российские железные дороги", связанные с реализацией мероприятий Программы, определены с учетом их влияния на достижение ключевых показателей эффективности деятельности и сгруппированы в следующие категории по источнику возникновения:
макроэкономические риски;
риски, связанные с государственным регулированием;
рыночные риски;
инвестиционные риски;
управленческие риски;
кадровые риски;
научно-технические и технологические риски;
технологические (внешние) риски;
технологические (внутренние) риски;
налоговые риски.
Среди макроэкономических рисков наибольшее негативное влияние оказывают ухудшение макроэкономической ситуации в стране и снижение грузовой базы проектов, в том числе за счет ужесточения санкций. Это означает, что:
рост стоимости заемного финансирования на 0,5 процента от предусмотренного приведет к росту процентных платежей на 76 млрд. рублей (по базовому сценарию, включая капитализируемые проценты);
валютный риск может быть минимизирован в случае реализации проектов в рублях и привлечения заемного финансирования в валюте в объеме, не превышающем поступления валютной выручки;
рост цен на потребляемую продукцию, в том числе нефтепродукты и электроэнергию, будет опережать прогноз.
Степень влияния макроэкономических рисков на показатели Программы оценивается как высокая. Для минимизации влияния макроэкономических рисков запланированы следующие мероприятия:
постоянное взаимодействие с государственными органами и основными потребителями услуг, с полным и объективным информированием о потенциальных негативных последствиях принимаемых решений;
реализация комплекса мер по повышению эффективности, долгосрочные договоры с поставщиками;
принятие решений о предоставлении институтам развития дополнительной ликвидности.
Среди рисков, связанных с государственным регулированием, наибольшее влияние оказывают следующие риски:
отсутствие (невыполнение) долгосрочных государственных решений в части финансирования развития железнодорожного транспорта (оценивается как критичный при высокой вероятности наступления);
изменение государственного регулирования (поддержки) других видов транспорта, приводящее к ухудшению конкурентоспособности железнодорожного транспорта;
либерализация рынков грузовых и пассажирских перевозок (оценивается как критичный при небольшой вероятности наступления);
снижение объема государственного финансирования (ведет к необходимости привлечения внешнего долга и процентов по обслуживанию долга, а также к сокращению объема инвестиционной программы);
отставание развития нормативно-правовой базы от технологического развития (оценивается как значительный при высокой вероятности наступления).
Для минимизации влияния рисков, связанных с государственным регулированием, запланированы следующие мероприятия:
поиск альтернативных источников и механизмов финансирования;
оптимизация технических решений по капитальным проектам;