Формирование инвестиционной программы открытого акционерного общества "Российские железные дороги" (далее - инвестиционная программа) как составной части Программы производится (совместно с отраслевыми институтами, Институтом народнохозяйственного прогнозирования Российской академии наук, Советом по изучению производительных сил) с учетом разработки прогноза оптимального обеспечения транспортно-экономического баланса или межрегионального межотраслевого баланса грузовых перевозок.
Рост объема грузовых перевозок значительно увеличивает загрузку мощностей железнодорожной инфраструктуры и протяженность участков, имеющих инфраструктурные ограничения в пропускной способности железных дорог. По состоянию на 1 января 2018 г. протяженность таких участков на сети железных дорог открытого акционерного общества "Российские железные дороги" составила 8,2 тыс. километров. Без реализации мероприятий по развитию пропускной способности инфраструктуры к 2025 году этот показатель увеличится до 20-23,5 тыс. километров.
При формировании инвестиционной программы используются следующие принципы:
проекты, которые окупаются в течение 10-15 лет, финансируются за счет собственного денежного потока (в том числе амортизационных отчислений), а также за счет заемных средств в пределах допустимого уровня долговой нагрузки;
проекты с более длительным сроком окупаемости (15-30 лет) финансируются с помощью долгосрочных финансовых инструментов;
по проектам, экономически не эффективным для открытого акционерного общества "Российские железные дороги", финансирование предусмотрено в том числе за счет средств бюджетных источников (в том числе средств акционера, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований), так как в результате их реализации будут достигнуты положительные показатели бюджетной эффективности и обеспечен прирост поступлений в бюджетную систему Российской Федерации.
В целом реализация инвестиционной программы станет драйвером роста экономики Российской Федерации, позволит открытому акционерному обществу "Российские железные дороги" обеспечить прогнозные показатели технологической и экономической эффективности, темпы роста производительности труда и снижения себестоимости перевозок.
Одним из основных приоритетов реализации инвестиционной программы до 2025 года является выполнение целевых задач комплексного плана модернизации и расширения магистральной инфраструктуры на период до 2024 года, а также Указа Президента Российской Федерации от 7 мая 2018 г. N 204 "О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года".
Кроме того, предусмотрены мероприятия по увеличению провозной способности Байкало-Амурской и Транссибирской железнодорожных магистралей до 180 млн. тонн к 2024 г. При этом по итогам 2025 года будут обеспечены перевозки в восточном направлении в размере 210 млн. тонн. Также будут реализованы мероприятия по увеличению провозной способности железнодорожной инфраструктуры на подходах к портам Азово-Черноморского бассейна. Кроме того, инвестиционной программой предусмотрены мероприятия по увеличению пропускной способности железнодорожной инфраструктуры для обеспечения роста объемов транзитных перевозок контейнеров в 4 раза, включая сокращение времени перевозки контейнеров железнодорожным транспортом с Дальнего Востока до западной границы Российской Федерации до 7 дней.
Средства на развитие инфраструктуры контейнерных перевозок предполагается также получить за счет продажи публичного акционерного общества "ТрансКонтейнер".
Увеличению экспортного потенциала страны способствует опережающее развитие железнодорожной инфраструктуры на подходах к портам Северо-Запада и Юга России, а также Дальнего Востока. Реализация проекта "Северный широтный ход" позволит расширить протяженность железнодорожной сети и оптимизировать прогнозные грузо- и пассажиропотоки.
В рамках развития пассажирской инфраструктуры планируется создание высокоскоростной магистрали на участке Москва - Гороховец с организацией движения до г.Нижний Новгород в качестве 1-го этапа строительства высокоскоростной магистрали Москва - Казань в перспективе до 2025 года, а также специализированного пассажирского хода на направлении Центр - Юг для организации движения пассажирских поездов из г.Москвы в г.Адлер за 16 часов.
В рамках проекта развития Центрального транспортного узла будут реализованы проекты развития диаметральных маршрутов, в том числе Московский центральный диаметр - 1 (Одинцово - Лобня) и Московский центральный диаметр - 2 (Нахабино - Подольск), организовано движение поездов по Московскому центральному кольцу с 4-минутным интервалом, завершены проекты развития Горьковского, Ярославского, Смоленского и Киевского направлений, интегрированы остановочные пункты радиальных направлений с Московским центральным кольцом (Рижское, Ярославское и Павелецкое направления), а также обеспечено строительство новых остановочных пунктов на Киевском, Курском и Октябрьском направлениях.
Кроме того, в соответствии с решениями, принятыми на совещании у Председателя Правительства Российской Федерации 29 октября 2018 г. (протокол N ДМ-П9-56-пр), рассматривается вопрос о дополнительном финансировании мероприятий по развитию Центрального транспортного узла в 2022-2024 годах в размере до 120 млрд. рублей за счет средств федерального бюджета. В случае подтверждения выделения указанных средств, параметры инвестиционного проекта инвестиционной программы будут увеличены на соответствующую сумму.
Инвестиционной программой предусмотрено полное обновление тягового подвижного состава российского производства, а также приобретение скоростных пассажирских поездов в соответствии с оптимальным балансом парка.
Предусмотрены мероприятия по обновлению инфраструктуры в целях обеспечения готовности к росту объемов перевозок грузов в долгосрочной перспективе выше 4 процентов в год и увеличения пропускной способности сети железных дорог открытого акционерного общества "Российские железные дороги" за счет устранения инфраструктурных ограничений и барьерных участков, а также минимизации рисков их возникновения в будущем.
Общий размер инвестиционных затрат открытого акционерного общества "Российские железные дороги" в 2019-2025 годах по базовому сценарию составляет 4671,4 млрд. рублей. В рамках формирования инвестиционной программы дополнительно проанализированы проекты по развитию железнодорожной инфраструктуры, которые потенциально могут реализоваться в этот период частично за счет средств других инвесторов, которые выражают свою заинтересованность во вложении средств в железнодорожные проекты. Запланированный объем указанных инвестиций оценивается в размере 3986,7 млрд. рублей. Общий объем финансирования инвестиционной программы до 2025 года с учетом средств прочих инвесторов оценивается в 8658,1 млрд. рублей.
Общий размер инвестиционных затрат открытого акционерного общества "Российские железные дороги" в 2019-2025 годах по оптимистичному сценарию составляет 5786,5 млрд. рублей, а с учетом средств прочих инвесторов - 9773,3 млрд. рублей.
В целях повышения эффективности реализации инвестиционной программы в 2019-2025 годах планируется внедрение современных инновационных технологий, в том числе технологий информационного моделирования при проектировании и строительстве объектов инфраструктуры, которые позволят повысить качество и точность разрабатываемой проектной документации.
В настоящее время определены пилотные проекты развития железнодорожной инфраструктуры, проектирование которых обеспечивается с применением методов цифрового моделирования.
Кроме того, продолжается разработка единой информационной системы управления строительным комплексом в целях формирования общей информационной среды для взаимодействия всех участников процесса строительства и создания инструментов для эффективного применения принципов проектного управления и управления рисками. В основу указанной системы будут заложены типовые процессы этапов производственного цикла реализации объектов строительства, единая методология и технология управления.
Инвестиционная программа открытого акционерного общества "Российские железные дороги" на период 2019-2025 годов по базовому сценарию приведена в приложении N 8.
Инвестиционная программа открытого акционерного общества "Российские железные дороги" на период 2019-2025 годов по оптимистичному сценарию приведена в приложении N 9.