Действующий

Об утверждении долгосрочной программы развития открытого акционерного общества "Российские железные дороги" до 2025 года (с изменениями на 13 октября 2022 года)

Опережающее развитие инфраструктуры


Формирование инвестиционной программы открытого акционерного общества "Российские железные дороги" (далее - инвестиционная программа) как составной части Программы производится (совместно с отраслевыми институтами, Институтом народнохозяйственного прогнозирования Российской академии наук, Советом по изучению производительных сил) с учетом разработки прогноза оптимального обеспечения транспортно-экономического баланса или межрегионального межотраслевого баланса грузовых перевозок.

Рост объема грузовых перевозок значительно увеличивает загрузку мощностей железнодорожной инфраструктуры и протяженность участков, имеющих инфраструктурные ограничения в пропускной способности железных дорог. По состоянию на 1 января 2018 г. протяженность таких участков на сети железных дорог открытого акционерного общества "Российские железные дороги" составила 8,2 тыс. километров. Без реализации мероприятий по развитию пропускной способности инфраструктуры к 2025 году этот показатель увеличится до 20-23,5 тыс. километров.

При формировании инвестиционной программы используются следующие принципы:

проекты, которые окупаются в течение 10-15 лет, финансируются за счет собственного денежного потока (в том числе амортизационных отчислений), а также за счет заемных средств в пределах допустимого уровня долговой нагрузки;

проекты с более длительным сроком окупаемости (15-30 лет) финансируются с помощью долгосрочных финансовых инструментов;

по проектам, экономически не эффективным для открытого акционерного общества "Российские железные дороги", финансирование предусмотрено в том числе за счет средств бюджетных источников (в том числе средств акционера, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований), так как в результате их реализации будут достигнуты положительные показатели бюджетной эффективности и обеспечен прирост поступлений в бюджетную систему Российской Федерации.

В целом реализация инвестиционной программы станет драйвером роста экономики Российской Федерации, позволит открытому акционерному обществу "Российские железные дороги" обеспечить прогнозные показатели технологической и экономической эффективности, темпы роста производительности труда и снижения себестоимости перевозок.

Одним из основных приоритетов реализации инвестиционной программы до 2025 года является выполнение целевых задач комплексного плана модернизации и расширения магистральной инфраструктуры на период до 2024 года, а также Указа Президента Российской Федерации от 7 мая 2018 г. N 204 "О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года".

Кроме того, предусмотрены мероприятия по увеличению провозной способности Байкало-Амурской и Транссибирской железнодорожных магистралей до 180 млн. тонн к 2024 г. При этом по итогам 2025 года будут обеспечены перевозки в восточном направлении в размере 210 млн. тонн. Также будут реализованы мероприятия по увеличению провозной способности железнодорожной инфраструктуры на подходах к портам Азово-Черноморского бассейна. Кроме того, инвестиционной программой предусмотрены мероприятия по увеличению пропускной способности железнодорожной инфраструктуры для обеспечения роста объемов транзитных перевозок контейнеров в 4 раза, включая сокращение времени перевозки контейнеров железнодорожным транспортом с Дальнего Востока до западной границы Российской Федерации до 7 дней.

Средства на развитие инфраструктуры контейнерных перевозок предполагается также получить за счет продажи публичного акционерного общества "ТрансКонтейнер".

Увеличению экспортного потенциала страны способствует опережающее развитие железнодорожной инфраструктуры на подходах к портам Северо-Запада и Юга России, а также Дальнего Востока. Реализация проекта "Северный широтный ход" позволит расширить протяженность железнодорожной сети и оптимизировать прогнозные грузо- и пассажиропотоки.

В рамках развития пассажирской инфраструктуры планируется создание высокоскоростной магистрали на участке Москва - Гороховец с организацией движения до г.Нижний Новгород в качестве 1-го этапа строительства высокоскоростной магистрали Москва - Казань в перспективе до 2025 года, а также специализированного пассажирского хода на направлении Центр - Юг для организации движения пассажирских поездов из г.Москвы в г.Адлер за 16 часов.

В рамках проекта развития Центрального транспортного узла будут реализованы проекты развития диаметральных маршрутов, в том числе Московский центральный диаметр - 1 (Одинцово - Лобня) и Московский центральный диаметр - 2 (Нахабино - Подольск), организовано движение поездов по Московскому центральному кольцу с 4-минутным интервалом, завершены проекты развития Горьковского, Ярославского, Смоленского и Киевского направлений, интегрированы остановочные пункты радиальных направлений с Московским центральным кольцом (Рижское, Ярославское и Павелецкое направления), а также обеспечено строительство новых остановочных пунктов на Киевском, Курском и Октябрьском направлениях.

Кроме того, в соответствии с решениями, принятыми на совещании у Председателя Правительства Российской Федерации 29 октября 2018 г. (протокол N ДМ-П9-56-пр), рассматривается вопрос о дополнительном финансировании мероприятий по развитию Центрального транспортного узла в 2022-2024 годах в размере до 120 млрд. рублей за счет средств федерального бюджета. В случае подтверждения выделения указанных средств, параметры инвестиционного проекта инвестиционной программы будут увеличены на соответствующую сумму.

Инвестиционной программой предусмотрено полное обновление тягового подвижного состава российского производства, а также приобретение скоростных пассажирских поездов в соответствии с оптимальным балансом парка.

Предусмотрены мероприятия по обновлению инфраструктуры в целях обеспечения готовности к росту объемов перевозок грузов в долгосрочной перспективе выше 4 процентов в год и увеличения пропускной способности сети железных дорог открытого акционерного общества "Российские железные дороги" за счет устранения инфраструктурных ограничений и барьерных участков, а также минимизации рисков их возникновения в будущем.

Общий размер инвестиционных затрат открытого акционерного общества "Российские железные дороги" в 2019-2025 годах по базовому сценарию составляет 4671,4 млрд. рублей. В рамках формирования инвестиционной программы дополнительно проанализированы проекты по развитию железнодорожной инфраструктуры, которые потенциально могут реализоваться в этот период частично за счет средств других инвесторов, которые выражают свою заинтересованность во вложении средств в железнодорожные проекты. Запланированный объем указанных инвестиций оценивается в размере 3986,7 млрд. рублей. Общий объем финансирования инвестиционной программы до 2025 года с учетом средств прочих инвесторов оценивается в 8658,1 млрд. рублей.

Общий размер инвестиционных затрат открытого акционерного общества "Российские железные дороги" в 2019-2025 годах по оптимистичному сценарию составляет 5786,5 млрд. рублей, а с учетом средств прочих инвесторов - 9773,3 млрд. рублей.

В целях повышения эффективности реализации инвестиционной программы в 2019-2025 годах планируется внедрение современных инновационных технологий, в том числе технологий информационного моделирования при проектировании и строительстве объектов инфраструктуры, которые позволят повысить качество и точность разрабатываемой проектной документации.

В настоящее время определены пилотные проекты развития железнодорожной инфраструктуры, проектирование которых обеспечивается с применением методов цифрового моделирования.

Кроме того, продолжается разработка единой информационной системы управления строительным комплексом в целях формирования общей информационной среды для взаимодействия всех участников процесса строительства и создания инструментов для эффективного применения принципов проектного управления и управления рисками. В основу указанной системы будут заложены типовые процессы этапов производственного цикла реализации объектов строительства, единая методология и технология управления.

Инвестиционная программа открытого акционерного общества "Российские железные дороги" на период 2019-2025 годов по базовому сценарию приведена в приложении N 8.

Инвестиционная программа открытого акционерного общества "Российские железные дороги" на период 2019-2025 годов по оптимистичному сценарию приведена в приложении N 9.