Инфраструктура железнодорожного транспорта общего пользования представляет собой технологический комплекс, включающий железнодорожные пути общего пользования и другие сооружения, железнодорожные станции, устройства электроснабжения, сети связи, системы сигнализации, централизации и блокировки, информационные комплексы и систему управления движением, а также иные обеспечивающие функционирование этого комплекса здания, строения, сооружения, устройства и оборудование.
Достижение целевых показателей Программы предусматривается за счет осуществления приоритетных инвестиционных проектов (в том числе по поручениям Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации) и реализации комплексных инициатив, позволяющих обеспечить внедрение технологических решений, увязанных с планами развития инфраструктуры и обновления подвижного состава, а также мероприятий по достижению целевых показателей ориентированности на клиентов по срокам и скорости доставки грузов.
Ключевые инициативы развития железнодорожных перевозок и инфраструктуры предусматривают:
развитие на сети железных дорог открытого акционерного общества "Российские железные дороги" полигонных принципов управления перевозочным процессом;
разделение и специализацию инфраструктуры для движения преимущественно пассажирских и грузовых поездов;
повышение эффективности деятельности на малоинтенсивных железнодорожных линиях;
повышение эффективности перевозочного процесса за счет повышения качественных показателей использования подвижного состава;
развитие сортировочных станций;
совершенствование управления парком грузовых вагонов на сети железных дорог;
повышение эффективности использования парка магистральных и маневровых локомотивов и локомотивных бригад;
обновление железнодорожного пути с применением новых технологий, равноресурсных элементов и конструкций, обеспечивающих снижение стоимости жизненного цикла содержания инфраструктуры;
установление гарантийных участков безопасного проследования грузовых поездов увеличенной протяженности;
формирование полигонной модели работы путевых машин и диагностических комплексов;
снятие барьерных ограничений в энергетическом комплексе;
подготовку объектов инфраструктуры для обеспечения пропуска тяжеловесных поездов;
совершенствование системы планирования и предоставления "окон" для проведения ремонта и содержания объектов инфраструктуры;
совершенствование систем построения плана формирования поездов, а также планирования и управления пропуском поездов;
использование природного газа в качестве моторного топлива, поэтапное развитие эксплуатации газомоторных локомотивов (газотурбовозов, маневровых газотепловозов), синхронизированное с проведением работ по совершенствованию конструкции и повышению экономичности освоения производства на локомотивостроительных заводах при создании современных пунктов экипировки и механизма заправки сжиженным природным газом.