Действующий

Верховный Суд Российской Федерации

СУДЕБНАЯ КОЛЛЕГИЯ ПО АДМИНИСТРАТИВНЫМ ДЕЛАМ

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

от 16 января 2019 года N 5-АПГ18-134

[Об оставлении без изменения решения суда, которым частично удовлетворен иск о признании недействующими пунктов 215, 11680, 11647, 11921 и 11892  приложения 1 к постановлению Правительства Москвы от 28 ноября 2014 года N 700-ПП "Об определении перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость"]

(Извлечение)

Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в составе председательствующего Хаменкова В.Б., судей Корчашкиной Т.Е. и Зинченко И.Н. при секретаре Тимохине И.Е. рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению общества с ограниченной ответственностью Специализированный застройщик "Выставочный центр Стройэкспо" о признании недействующими пункта 215 приложения 1 к постановлению Правительства Москвы от 28 ноября 2014 года N 700-ПП "Об определении перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость", в редакции постановления Правительства Москвы от 26 ноября 2015 года N 786-ПП, пунктов 11680 и 11647 приложения 1 к постановлению Правительства Москвы от 28 ноября 2014 года N 700-ПП "Об определении перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость", в редакции постановления Правительства Москвы от 29 ноября 2016 года N 789-ПП, пунктов 11921 и 11892 приложения 1 к постановлению Правительства Москвы от 28 ноября 2014 года N 700-ПП "Об определении перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость", в редакции постановления Правительства Москвы от 28 ноября 2017 года N 911-ПП, по апелляционной жалобе Правительства Москвы и Департамента экономической политики и развития города Москвы на решение Московского городского суда от 4 октября 2018 года, которым административное исковое заявление удовлетворено частично.

Заслушав доклад судьи Верховного Суда Российской Федерации Корчашкиной Т.Е., объяснения представителя Правительства Москвы и Департамента экономической политики и развития города Москвы Вовка А.С., поддержавшего доводы апелляционной жалобы, возражения на апелляционную жалобу представителя общества с ограниченной ответственностью Специализированный застройщик "Выставочный центр Стройэкспо" Колесниковой П.О., заключение прокурора Генеральной прокуратуры Российской Федерации Гончаровой Н.Ю., полагавшей решение суда подлежащим оставлению без изменения, Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации

установила:

Правительство Москвы постановлением от 28 ноября 2014 года N 700-ПП "Об определении перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость" (далее - постановление Правительства Москвы N 700-ПП) утвердило согласно приложению 1 перечень объектов недвижимого имущества (зданий, строений и сооружений), в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость (далее - Перечень) в соответствии со статьей 378_2 Налогового кодекса Российской Федерации и статьей 1.1 Закона города Москвы от 5 ноября 2003 года N 64 "О налоге на имущество организаций" (далее - Закон города Москвы "О налоге на имущество организаций").

Постановление Правительства Москвы N 700-ПП размещено 28 ноября 2014 года на официальном сайте Правительства Москвы http://www.mos.ru и опубликовано 2 декабря 2014 года в издании "Вестник Мэра и Правительства Москвы", N 67.

Постановлением Правительства Москвы от 26 ноября 2015 года N 786-ПП в пункте 1.1 постановления Правительства Москвы от 28 ноября 2014 года N 700-ПП исключены слова "на 2015 год и последующие налоговые периоды". Названный перечень объектов недвижимого имущества изложен в новой редакции, действующей с 1 января 2016 года (далее - Перечень на 2016 год).

Постановление Правительства Москвы N 786-ПП размещено 27 ноября 2015 года на официальном сайте Правительства Москвы http://www.mos.ru и опубликовано 1 декабря 2015 года в издании "Вестник Мэра и Правительства Москвы" N 67.

По состоянию на 1 января 2016 года в указанный Перечень включено в пункт 215 здание с кадастровым номером 77:04:0002003:1186, площадью 3240,6 кв.м, расположенное по адресу: г.Москва, Рязанский пр-т, д.2 стр.38.

Постановлением Правительства Москвы от 29 ноября 2016 года N 789-ПП в пункте 1.1 постановления Правительства Москвы от 28 ноября 2014 года N 700-ПП исключены слова "в соответствии со статьей 1.1 Закона города Москвы от 5 ноября 2003 года N 64 "О налоге на имущество организаций". Указанный перечень объектов недвижимого имущества изложен в новой редакции, действующей с 1 января 2017 года (далее - Перечень на 2017 год).

Постановление Правительства Москвы N 789-ПП размещено 29 ноября 2016 года на официальном сайте Правительства Москвы http://www.mos.ru и опубликовано 30 декабря 2016 года в издании "Вестник Мэра и Правительства Москвы" N 72, тома 2-4.

По состоянию на 1 января 2017 года в указанный Перечень включены: в пункт 11647 здание с кадастровым номером 77:04:0002003:1094, площадью 149,8 кв.м, расположенное по адресу: г.Москва, Рязанский пр-т, д.2 стр.41; в пункт 11680 вышеуказанное здание с кадастровым номером 77:04:0002003:1186.

Постановлением Правительства Москвы от 28 ноября 2017 года N 911-ПП вышеуказанный Перечень объектов недвижимого имущества изложен в новой редакции, действующей с 1 января 2018 года (далее - Перечень на 2018 год).

Постановление Правительства Москвы N 911-ПП 29 ноября 2017 года размещено на официальном сайте Правительства Москвы http://www.mos.ru и опубликовано 14 декабря 2017 года в издании "Вестник Мэра и Правительства Москвы" N 69, тома 1-5.

По состоянию на 1 января 2018 года в указанный Перечень включены: в пункт 11892 здание с кадастровым номером 77:04:0002003:1094, в пункт 11921 здание с кадастровым номером 77:04:0002003:1186.

Общество с ограниченной ответственностью Специализированный застройщик "Выставочный центр Стройэкспо" (далее - ООО СЗ "ВЦ Стройэкспо", общество) являясь собственником нежилых зданий с кадастровыми номерами 77:04:0002003:1186, 77:04:0002003:1094, обратилось в суд с вышеназванным административным исковым заявлением, полагая, что здания, в одном из которых находилась котельная, а в другом трансформаторная подстанция, не отвечают требованиям статьи 378_2 Налогового кодекса Российской Федерации, так как не использовались для размещения офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и бытового обслуживания. Кроме того, в 2016 году данные объекты недвижимости были снесены, в связи с чем оспариваемые нормативные правовые акты противоречат приведенным законоположениям и нарушают права общества, так как незаконно возлагают на него обязанность по уплате налога на имущество в большем размере.

Решением Московского городского суда от 4 октября 2018 года административное исковое заявление удовлетворено в части, признаны не действующими пункты 11647, 11680 Перечня с 1 января 2017 года, пункты 11892, 11921 Перечня с 1 января 2018 года.

В удовлетворении административного искового заявления в части требований о признании не действующим с 1 января 2016 года пункта 215 Перечня, отказано.

В апелляционной жалобе административные ответчик и заинтересованное лицо просят отменить решение суда в части удовлетворения заявленных требований и принять новое решение об отказе в удовлетворении административного искового заявления ООО СЗ "ВЦ Стройэкспо" в полном объеме, полагая, что оно принято с нарушением норм материального и процессуального права, без учета всех обстоятельств дела.

Относительно доводов, изложенных в апелляционной жалобе, прокуратурой города Москвы и ООО СЗ "ВЦ Стройэкспо" представлены возражения.

Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, возражений на них, Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации не находит оснований для отмены решения суда, постановленного в соответствии с требованиями действующего законодательства.

Принимая во внимание положения статей 72 и 76 Конституции Российской Федерации, подпункта 33 пункта 2 статьи 26_3 Федерального закона от 6 октября 1999 года N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации", статьи 372 Налогового кодекса Российской Федерации, статьи 44 Закона города Москвы от 28 июня 1995 года "Устав города Москвы", пункта 9 статьи 11 и статьи 19 Закона города Москвы от 20 декабря 2006 года N 65 "О Правительстве Москвы", суд первой инстанции правомерно пришел к выводу о том, что постановление Правительства Москвы N 700-ПП, которым утвержден Перечень, а также последующие изменяющие его акты приняты уполномоченным органом в установленной форме и размещены на официальном сайте Правительства Москвы в сроки, предусмотренные подпунктом 3 пункта 7 статьи 378_2 Налогового кодекса Российской Федерации.

Исходя из положений статей 72 и 76 Конституции Российской Федерации, подпункта 33 пункта 2 статьи 26_3 Федерального закона от 6 октября 1999 года N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" к полномочиям органов государственной власти субъекта Российской Федерации по предметам совместного ведения отнесено в том числе решение вопросов установления, изменения и отмены региональных налогов и сборов.

Налог на имущество организаций является региональным налогом, устанавливается и вводится в действие в соответствии с Налоговым кодексом Российской Федерации и законами субъектов Российской Федерации и с момента введения в действие обязателен к уплате на территории соответствующего субъекта Российской Федерации (статьи 14, 372 Налогового кодекса Российской Федерации). На территории города Москвы налог на имущество организаций, исчисляемый исходя из кадастровой стоимости недвижимого имущества, введен Законом города Москвы от 5 ноября 2003 года N 64 "О налоге на имущество организаций".

В соответствии с подпунктами 1 и 2 пункта 1 статьи 378_2 Налогового кодекса Российской Федерации налоговая база определяется с учетом особенностей, установленных данной статьей, как кадастровая стоимость имущества, утвержденная в установленном порядке, в отношении следующих видов недвижимого имущества, признаваемого объектом налогообложения: административно-деловые центры и торговые центры (комплексы) и помещения в них; нежилые помещения, назначение которых в соответствии с кадастровыми паспортами объектов недвижимости или документами технического учета (инвентаризации) объектов недвижимости предусматривает размещение офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и бытового обслуживания либо которые фактически используются для размещения офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и бытового обслуживания.

Согласно подпункту 1 и 2 пункта 3 названной статьи административно-деловым центром признается отдельно стоящее нежилое здание (строение, сооружение), помещения в котором принадлежат одному или нескольким собственникам и которое отвечает хотя бы одному из следующих условий: здание (строение, сооружение) расположено на земельном участке, один из видов разрешенного использования которого предусматривает размещение офисных зданий делового, административного и коммерческого назначения; здание (строение, сооружение) предназначено для использования или фактически используется в целях делового, административного или коммерческого назначения.

При этом здание (строение, сооружение) признается предназначенным для использования в целях делового, административного или коммерческого назначения, если назначение помещений общей площадью не менее 20 процентов общей площади этого здания (строения, сооружения) в соответствии с кадастровыми паспортами соответствующих объектов недвижимости или документами технического учета (инвентаризации) таких объектов недвижимости предусматривает размещение офисов и сопутствующей офисной инфраструктуры (включая централизованные приемные помещения, комнаты для проведения встреч, офисное оборудование, парковки); фактическим использованием здания (строения, сооружения) в целях делового, административного или коммерческого назначения признается использование не менее 20 процентов его общей площади для размещения офисов и сопутствующей офисной инфраструктуры (включая централизованные приемные помещения, комнаты для проведения встреч, офисное оборудование, парковки).

Торговым центром (комплексом) в силу подпунктов 1 и 2 пункта 4 статьи 378_2 Налогового кодекса Российской Федерации признается отдельно стоящее нежилое здание (строение, сооружение), помещения в котором принадлежат одному или нескольким собственникам и которое отвечает хотя бы одному из следующих условий: здание (строение, сооружение) расположено на земельном участке, один из видов разрешенного использования которого предусматривает размещение торговых объектов, объектов общественного питания и (или) бытового обслуживания; здание (строение, сооружение) предназначено для использования или фактически используется в целях размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания.

При этом здание (строение, сооружение) признается предназначенным для использования в целях размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания, если назначение помещений общей площадью не менее 20 процентов общей площади этого здания (строения, сооружения) в соответствии с кадастровыми паспортами соответствующих объектов недвижимости или документами технического учета (инвентаризации) таких объектов недвижимости предусматривает размещение торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания; фактическим использованием здания (строения, сооружения) в целях размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания признается использование не менее 20 процентов его общей площади для размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания.

Федеральным законом от 30 ноября 2016 года N 401-ФЗ в статью 378_2 Налогового кодекса Российской Федерации внесены изменения, в частности абзац второй подпункта 2 пункта 4 после слова "назначение" дополнен словами "разрешенное использование или наименование", слова "с кадастровыми паспортами соответствующих объектов недвижимости" заменены словами "со сведениями, содержащимися в Едином государственном реестре недвижимости". Изменения вступили в силу с 1 января 2017 года.

Следовательно, включению в Перечень на 2018 год подлежали нежилые здания (строения, сооружения) и помещения в них, которые отвечали хотя бы одному из следующих условий:

- здание (строение, сооружение) расположено на земельном участке, один из видов разрешенного использования которого предусматривает размещение торговых объектов, объектов общественного питания и (или) бытового обслуживания;

- здание (строение, сооружение) предназначено для использования или фактически используется в целях размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания. При этом здание (строение, сооружение) признается предназначенным для использования в целях размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания, если назначение, разрешенное использование или наименование помещений общей площадью не менее 20 процентов общей площади этого здания (строения, сооружения) в соответствии со сведениями, содержащимися в Едином государственном реестре недвижимости, или документами технического учета (инвентаризации) таких объектов недвижимости предусматривает размещение торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания.

Судом установлено, что общество являлось собственником здания по адресу: г.Москва, Рязанский проспект, д.2, стр.38 общей площадью 3240,6 кв.м с кадастровым номером 77:04:0002003:1186, располагавшегося на двух земельных участках с кадастровыми номерами 77:04:0002003:2598 и 77:04:0002003:2600 и здания по адресу: г.Москва, Рязанский проспект, д.2, стр.41 общей площадью 149,8 кв.м с кадастровым номером 77:04:0002003:1094, располагавшегося на одном земельном участке с кадастровым номером 77:04:0002003:2600.

Основанием для включения в Перечни указанных зданий послужили виды разрешенного использования земельных участков, предусматривающих среди прочих при эксплуатации зданий, расположенных на них, размещение офисных зданий делового и коммерческого назначения (1.2.7)); объектов торговли, общественного питания и бытового обслуживания (1.2.5)).

Порядок установления вида разрешенного использования земельного участка применительно к городу Москве установлен постановлением Правительства Москвы от 28 апреля 2009 года N 363-ПП "О мерах по обеспечению постановки на государственный кадастровый учет земельных участков в городе Москве", пунктом 3.2 которого (в редакции постановления от 15 июня 2016 года) предусмотрено, что разрешенное использование земельного участка указывается в соответствии с классификатором видов разрешенного использования земельных участков, утвержденным приказом Министерства экономического развития Российской Федерации от 1 сентября 2014 года N 540 "Об утверждении классификатора видов разрешенного использования земельных участков".

До внесения таких изменений (то есть до 15 июня 2016 года) разрешенное использование указывалось в соответствии с классификацией, утвержденной приказом Министерства экономического развития и торговли Российской Федерации от 15 февраля 2007 года N 39 "Об утверждении Методических указаний по государственной кадастровой оценке земель населённых пунктов", на основании градостроительного плана, а при его отсутствии - на основании фактического использования такого земельного участка.

Отказывая в удовлетворении требований административного истца о признании недействующим пункта 215 Перечня на 2016 год, суд исходил из того, что вид разрешенного использования земельного участка с кадастровым номером 77:04:0002003:2598, на котором располагалось здание по адресу: г.Москва, Рязанский проспект, д.2, стр.38 общей площадью 3240,6 кв.м, соответствует требованиям, установленным положениями подпунктов 3, 4 статьи 378_2 Налогового кодекса Российской Федерации и пункта 1 статьи 1.1 Закона города Москвы "О налоге на имущество организаций", поскольку содержит прямое указание на возможность размещения и эксплуатации на земельном участке офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и бытового обслуживания.

В то же время, разрешая заявленные требования о признании недействующими пунктов 11647, 11680 Перечня на 2017 год и 11892 и 11921 Перечня на 2018 год, суд первой инстанции правомерно указал, что включение зданий с кадастровыми номерами 77:04:0002003:1186 и 77:04:0002003:1094 в вышеназванные Перечни объектов недвижимого имущества на налоговые периоды 2017-2018 годов, не соответствует положениям Налогового кодекса Российской Федерации.

Судом установлено, из материалов дела усматривается и не оспаривается сторонами, что вышеназванные здания, принадлежавшие административному истцу, фактически снесены и прекратили свое существование до 1 октября 2016 года. Управлением Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Москве 9 ноября 2017 года в Единый государственный реестр недвижимости внесена запись о прекращении права собственности на здание с кадастровым номером 77:04:0002003:1186 в связи с его сносом. Информация о сносе здания с кадастровым номером 77:04:0002003:1094 в Единый государственный реестр недвижимости на момент рассмотрения дела в суде первой инстанции не внесена, однако, по мнению суда первой инстанции, они не могли являться объектом налогообложения в 2017 году и 2018 году.

Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации соглашается с вышеуказанными выводами суда первой инстанции.

Из положений пункта 1 статьи 235 Гражданского кодекса Российской Федерации следует, что право собственности прекращается в случае гибели или уничтожения имущества.

Согласно пункту 2 статьи 8.1 Гражданского кодекса Российской Федерации права на имущество, подлежащие государственной регистрации, возникают, изменяются и прекращаются с момента внесения соответствующей записи в государственный реестр, если иное не установлено законом.

В свою очередь по смыслу положений пунктов 2 и 7 статьи 378_2 Налогового кодекса Российской Федерации перечень объектов недвижимого имущества определяется в целях применения закона субъекта Российской Федерации о налоге на имущество организаций и представляет собой перечисление объектов недвижимости с указанием их кадастровых номеров и адресов. Такой перечень формируется исключительно в соответствии с критериями, установленными в законе о налоге на имущество субъекта Российской Федерации, регулируя сферу правоотношений, связанную с налогообложением, и носит информационный характер, так как представляет собой особую форму доведения соответствующих сведений до налогоплательщиков.

Поэтому, принимая во внимание принципы и цели налогообложения, необходимо исходить из того, что если объект недвижимости фактически прекратил свое существование и поэтому уже не может являться объектом налогообложения, то и включение отсутствующего объекта в перечень объектов недвижимого имущества невозможно.

При таких обстоятельствах доводы апелляционной жалобы Правительства Москвы и Департамента экономической политики и развития города Москвы со ссылкой на положения Федерального закона от 13 июля 2015 года N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" не могут повлечь отмену обжалуемого решения суда, поскольку данный федеральный закон не регулирует налоговые правоотношения. Принятие и утверждение перечня объектов недвижимого имущества, по своей сути, изначально направлено именно на то, чтобы определить соответствующие объекты налогообложения. Несуществующие объекты недвижимости, не являясь объектами налогообложения, не должны входить в утверждаемый перечень.

Позиция заявителей апелляционной жалобы основана на неверном толковании положений статьи 378_2 Налогового кодекса Российской Федерации, поэтому служить поводом для отмены состоявшегося решения суда не может.

При рассмотрении дела судом правильно определены юридически значимые обстоятельства, выводы суда подтверждены материалами дела, каких-либо нарушений норм материального и процессуального права, которые привели бы к неправильному разрешению дела, не допущено.

С учетом изложенного принятое по делу решение суда первой инстанции следует признать законным и обоснованным, оснований для его отмены по доводам апелляционной жалобы не имеется.

Руководствуясь статьями 177, 309, 310, 311 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации,

определила:

Решение Московского городского суда от 4 октября 2018 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Правительства Москвы и Департамента экономической политики и развития города Москвы - без удовлетворения.

Председательствующий

Судьи

Электронный текст документа

подготовлен АО "Кодекс" и сверен по:

рассылка