В целях повышения качества жизни жителей города Красноярска на основе внедрения передовых цифровых технологий, руководствуясь статьями 41, 58, 59 Устава города Красноярска, постановляю:
1. Одобрить концепцию создания и развития "Умного города" на территории города Красноярска согласно приложению.
2. Настоящее Постановление опубликовать в газете "Городские новости" и разместить на официальном сайте администрации города.
Глава города
С.В.ЕРЕМИН
КОНЦЕПЦИЯ СОЗДАНИЯ И РАЗВИТИЯ "УМНОГО ГОРОДА" НА ТЕРРИТОРИИ ГОРОДА КРАСНОЯРСКА
Концепция создания и развития "Умного города" на территории города Красноярска (далее - Концепция) определяет цели, задачи, основные направления создания и развития "Умного города" на территории города Красноярска в пределах полномочий органов местного самоуправления, установленных Федеральным законом от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" и иными федеральными законами, законами субъекта Российской Федерации, муниципальными правовыми актами.
Обоснованное планирование городской среды формирует условия для наращивания конкурентоспособности городов, а также способствует нивелированию негативных тенденций в их развитии. Повышение экономического потенциала, уровня бюджетной обеспеченности, снижение экологической нагрузки, капитализация человеческих ресурсов на основе внедрения цифровых технологий в общественное развитие лежат в основе современных трактовок и подходов к определению Концепции.
Реализация Концепции должна основываться на следующих ключевых принципах:
ориентация на человека;
технологичность городской инфраструктуры;
повышение качества управления городскими ресурсами;
комфортная и безопасная среда;
акцент на экономической эффективности, в том числе сервисной составляющей городской среды.
Министерством строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации в рамках ведомственного проекта "Умный город" определены базовые и дополнительные требования к умным городам (далее - Стандарт).
Основными направлениями по реализации Стандарта являются:
а) Городское управление;
б) Умное жилищно-коммунальное хозяйство;
в) Инновации для городской среды;
г) Умный городской транспорт;
д) Интеллектуальные системы общественной безопасности;
е) Интеллектуальные системы экологической безопасности;
ж) Инфраструктура сетей связи;
з) Туризм и сервис.
По каждому направлению необходимо определить перечень задач по их реализации, в рамках которых автоматизация и внедрение средств мониторинга текущего состояния (удаленные датчики, "умные" приборы и т.д.) позволит обеспечить руководству города возможность принятия правильных и своевременных управленческих решений.
Технологической основной для реализации Стандарта является информационно-телекоммуникационная инфраструктура. Наличие развитой инфраструктуры позволяет подключать огромное количество датчиков, чтобы обеспечить передачу информации от них в центры обработки данных (ЦОД), в которых вся информация консолидируется и обрабатывается, а также предоставить населению повсеместный доступный Интернет.
Развитие публичных сетей доступа, таких как WiFi и 5G, в том числе на территории общественных пространств и мест массового пребывания, обеспечивает доступность сервисов и услуг для участия граждан в жизни города и создания благоприятной городской среды.
Информационно-телекоммуникационная инфраструктура дает руководителям разных уровней доступ к обновляющейся в режиме реального времени единой базе данных состояния города, которая содержит актуальную информацию о действиях городских служб, состоянии инфраструктуры и распределении всех городских потоков, позволяет собирать и получать аналитическую информацию с использованием технологий BIG DATA по заданным критериям.
Исходя из этого, широкое внедрение передовых цифровых и инженерных решений в городской и коммунальной инфраструктуре должно стать основой при реализации проекта.
В период 2016 - 2018 гг. обеспечена основа реализации создания системы "Электронный муниципалитет", являющейся составной частью "Умного города", в том числе:
создана единая информационно-коммуникационная сеть, в которую включены все структурные подразделения администрации города и ряд муниципальных подведомственных учреждений;
создана инфраструктура взаимодействия жителей города с органами власти, включающая в себя официальный сайт администрации города (далее - Сайт) и информационный киоск, размещенный в городских платежных терминалах;
обеспечена возможность электронного обращения за муниципальными услугами через Единый и региональный порталы государственных и муниципальных услуг, Сайт с возможностью мониторинга хода исполнения обращения за предоставлением муниципальной услуги и выдачи результата предоставления муниципальных услуг в личном кабинете заявителя на указанных ресурсах в автоматическом режиме;
реализована возможность проведения публичных слушаний и обсуждений для общественных инициатив на Сайте;
внедрена система электронного документооборота администрации города (далее - СЭД), позволяющая вести электронную переписку между структурными подразделениями, осуществлять подготовку нормативных правовых актов, а также принимать обращения и заявления на предоставление муниципальных услуг от граждан и юридических лиц в электронном виде с использованием Сайта;
внедрена информационная система учета граждан, используемая при предоставлении услуг по постановке в очередь на жилье по договорам социального найма;
внедрена Единая муниципальная геоинформационная система (далее - ЕМГИС), обеспечивающая автоматизацию следующих технологических процессов:
ведение информационной системы обеспечения градостроительной деятельности, информации о земельных участках, зонах с особыми условиями, создание и обновление характеристик и пространственных данных объектов из состава растрового и векторного топографического плана, осуществление межведомственного электронного взаимодействия с Росреестром;
подготовка документов правил землепользования и застройки, территориального планирования, проектов планировки и межевания;
ведение Реестра муниципальной собственности, объектов капитального строительства, договоров аренды земельных участков, начисление и учет платежей по договорам аренды, купли-продажи земельных участков, обмен информацией с бухгалтерскими программами;
предоставление муниципальных услуг в сфере градостроительства, архитектуры, муниципального имущества и земельных отношений;
создан векторно-цифровой план территории города и организован процесс его актуализации посредством ведения информационной системы обеспечения градостроительной деятельности, разработан порядок подготовки и актуализации градостроительной документации в электронном виде, оцифровано землепользование земельных участков.
Доля населения города, которая постоянно пользуется электронными сервисами, составляет 33,7%.
Теплоснабжение жилого фонда, управляющих компаний, ТСЖ, ЖСК и организаций, финансируемых из бюджета города, обеспечивается работой 29 теплоисточников мощностью 5403 Гкал/час. Крупнейшими теплоснабжающими организациями являются ОАО "Сибирская генерирующая компания", ООО "КрасТЭК", ООО "КрасКом". Организации обслуживают 1208 км сетей водоснабжения, 1021 км. сетей водоотведения и примерно 1887 км тепловых сетей.
В электроснабжении г. Красноярска задействованы электрические подстанции различных уровней напряжения в количестве 1766 единиц, воздушные и кабельные линии протяженностью 3965 км.
Основная часть ресурсоснабжающих организаций в г. Красноярске находится в собственности крупных федеральных структур. В этой связи в части взаимодействия с ними имеются ряд существенных проблем, в том числе законодательные - на муниципальном уровне отсутствуют полномочия по взаимодействию с такими организациями в части передачи сведений в рамках внедрения стандарта "Умного города".
В рамках реализации элементов "Умного ЖКХ" в городе Красноярске внедрена центральная диспетчерская служба городского хозяйства, осуществляющая сбор заявок от населения и передачу их ресурсоснабжающим и эксплуатирующим организациям, передачу и сбор информации о плановых отключениях ЖКХ для публикации информации на Сайте.
В качестве пилотного проекта в микрорайоне Преображенском реализована модель "Умного города" для использования при строительстве многоквартирных жилых домов.
В рамках внедрения энергоэффективных технологий при организации наружного (уличного) освещения на территории города проводится работа по оснащению уличных опор интеллектуальными системами освещения.
В рамках первого этапа мероприятий по внедрению автоматизированной системы управления дорожным движением (далее - АСУДД) реализована современная аппаратная и программная база. Разработанный интерфейс соответствует общемировым стандартам, безопасность обеспечена не только на программном, но и на аппаратном уровне. Выполнены работы по установке детекторов транспорта на улично-дорожной сети г. Красноярска, установке и подключению к системе управления дорожным движением светофоров типа Т7. Использование информации, полученной от данных детекторов, позволит наиболее точно рассчитать режимы работы (планы координации) светофорных объектов.
С 2014 года в городе реализуется проект по внедрению платного парковочного пространства в центральной части города.
Внедрена автоматизированная навигационная система диспетчерского управления пассажирским транспортом (АНСДУ-ПТ), которая обеспечивает эффективный контроль и регулирование пассажирских перевозок на основе возможностей глобальной спутниковой навигации и подвижной связи.
В рамках реализации регионального проекта "Безопасный город" на территории г. Красноярска построено более 243 км волоконно-оптических линий связи комплексной автоматизированной системы "Безопасный город" (далее - КАС БГ).