Действующий

О реализации мероприятия по созданию центров цифрового образования детей в Тамбовской области на 2020 - 2023 годы в рамках федерального проекта "Цифровая образовательная среда" национального проекта "Образование" (с изменениями на 3 марта 2021 года)




1. Обоснование потребности в реализации мероприятия по созданию центра цифрового образования "IT-куб", в том числе проблематика и планируемые результаты


С каждым годом IT-отрасль все активнее развивается и совершенствуется. Развитие IT-отрасли продиктовано ключевыми векторами социально-экономического роста Российской Федерации. Вместе с тем возникает и целый ряд трудностей на пути достижения поставленных задач. Одной из главных проблем являются актуализация процесса обучения специалистов, занятых в IT-отрасли, повышение качества, получаемого ими образования, и, как следствие, повышение их конкурентоспособности на рынке труда. С целью подготовки высококвалифицированных специалистов, процесс их обучения должен быть построен с применением современных технологий, а также методически грамотно организован, обеспечен материальной базой и кадровыми ресурсами. Только при таком подходе экономический рост в той или иной сфере становится существенным, отвечающим современному запросу, и IT-отрасль не исключение.


На основе результатов исследований, проведенных Высшей школой экономики, Стэнфордом и рядом других вузов, впервые был сопоставлен уровень подготовки специалистов по IT-дисциплинам в США, России, Китае и Индии. Полученные выводы свидетельствуют о том, что страны БРИКС заметно отстают в обозначенной сфере.


На сегодня стремительное развитие IT-технологий и их проникновение в повседневную жизнь гражданина привело к появлению проблемы с низким уровнем компьютерной грамотности населения не только в развивающихся странах, но и в государствах первого мира, экономиках переходного типа. Кроме того, возник большой и постоянно растущий дефицит квалифицированных кадров.


К примеру, в начале текущего десятилетия, по оценкам различных профильных ведомств, экономике России не хватало около ста тысяч IT-специалистов. По последним оценкам Агентства стратегических инициатив, в прошлом году дефицит кадров увеличился в 4 раза и продолжает расти. По оценкам российских лидеров IT-рынка отечественные вузы готовят мало "специалистов мирового уровня".


По данным компании HeadHunter, доля вакансий в IT-сфере в России в общей массе предложений работодателей выросла с 10,2% в 2014 году до 12,1% в 2018 году. Причем число вакансий в IT-сфере прирастает намного быстрее всего рынка в целом.


В Стратегии развития информационного общества в Российской Федерации на 2017 - 2030 гг. определены проблемы, затрагивающие систему образования (несовершенство нормативной правовой базы цифровизации образования; недостаточность развития информационной и телекоммуникационной инфраструктуры системы образования; ограничение возможностей использования открытых информационных систем образовательными и научными учреждениями; несоответствие между темпами развития технологий, создания, обработки и распространения информации и возможностями большинства людей в освоении и применении знаний, формирование "клипового" мышления у современного поколения).


Переход к цифровой экономике - один из приоритетных векторов в развитии Тамбовской области, что отражено в "Стратегии социально-экономического развития Тамбовской области до 2035 года", утвержденной Законом области от 04.06.2018 N 246-З. Особое внимание в регионе уделяется внедрению современных технологических решений и цифровой трансформации, развитию дистанционного образования в отдаленных местностях и доступности IT-образования для всех слоев населения региона. Несмотря на это, существенной проблемой региона по результатам мониторинга потребности в IT-специалистах для производственного сектора экономики, как всей российской IT-индустрии, является нехватка квалифицированных кадров. В решении данной проблемы важным является формирование цифровых компетенций гражданина, начиная с раннего возраста.


В региональной системе образования накоплен определенный опыт. В образовательной деятельности 50 школ из 18 муниципалитетов используются электронные формы учебников (ЭФУ), активно используются онлайн-платформы Учи.ру, "Мобильное электронное образование", "ЯКласс".


Ежегодно осуществляется набор учащихся Тамбовской области в "Яндекс.Лицей", который на территории области представлен тремя площадками, реализующими очные и дистанционные образовательные программы. На занятиях обучающиеся осваивают язык программирования Python, который одинаково востребован в IT-компаниях и в научной среде. Обучение осуществляют опытные тамбовские педагоги, прошедшие обучение в компании "Яндекс".


В ноябре 2018 году на базе муниципального автономного общеобразовательного учреждения средней общеобразовательной школы N 1 - "Школа Сколково - Тамбов" был открыт класс цифрового образования "Ростелеком" - единственный в Центральном федеральном округе.


На базе класса цифрового образования в рамках внеурочной деятельности проводятся практико-ориентированные мероприятия и специализированные занятия, благодаря которым ученики получают качественные знания по цифровым технологиям в направлении "Интернет вещей". Занятия ведут специалисты компании "Ростелеком" совместно с преподавателями вузов и педагогами школы.


Обучение на базе класса "Ростелеком" направлено на формирование и развитие компетенций обучающихся в области современных цифровых технологий, обеспечивающих их профессиональное самоопределение и самореализацию в приоритетных отраслях экономики.


Ежегодно более 10000 обучающихся совместно с педагогами участвуют в сетевых образовательных мероприятиях, наблюдается рост IT-активных учителей.


На Национальном чемпионате WorldSkills 2016 г. команда школьников Тамбовской области в рамках соревнований JuniorSkills завоевала 3 золотых медали по таким высокотехнологичным компетенциям, как "Прототипирование", "Системное администрирование", "Мобильная робототехника" и 1 бронзовую медаль по компетенции "Фрезерные работы на станках с числовым программным управлением".