1. Обоснование потребности в создании Центров образования естественнонаучной и технологической направленностей "Точка роста" в общеобразовательных организациях, расположенных в сельской местности и малых городах (далее - Центры "Точка роста").
Концепция разработана во исполнение Указа Президента Российской Федерации от 21 июля 2020 года N 474 "О национальных целях развития Российской Федерации на период до 2030 года" и в целях реализации на территории Ханты-Мансийского автономного округа - Югры основных мероприятий федерального проекта "Современная школа" национального проекта "Образование", паспорт которого утвержден на заседании президиума Совета при Президенте Российской Федерации по стратегическому развитию и национальным проектам 7 декабря 2018 года.
Ответственным за реализацию Концепции определен Департамент образования и молодежной политики Ханты-Мансийского автономного округа - Югры.
Методическое сопровождение деятельности Центров "Точка роста", организованных на базе общеобразовательных учреждений, расположенных в сельской местности и малых городах Ханты-Мансийского автономного округа - Югры, осуществляет автономное учреждение дополнительного профессионального образования Ханты-Мансийского автономного округа - Югры "Институт развития образования".
Модернизация образования обусловлена изменениями, происходящими в современном обществе. В меняющемся мире система образования должна формировать способность менять формы и способы деятельности. Глобальная информатизация общества, способность появлению многих идей компетентностного подхода в образовании. Современному обществу требуются люди, умеющие быстро адаптироваться к изменениям, происходящим в постиндустриальном мире. В новых обстоятельствах процесс обучения выпускников в школе должен быть ориентирован на развитие компетентностей. Установлено, что предпосылкой развития компетентности является наличие определенного уровня функциональной грамотности.
Компетентностный подход выдвигает на первое место не информированность учащегося, а умение решать проблемы, возникающие в познании, во взаимоотношениях людей, в профессиональной жизни, в личностном самоопределении. Ядром данного процесса выступает функциональная грамотность, так как под ней понимают способность человека решать стандартные жизненные задачи в различных сферах жизни и деятельности на основе прикладных знаний.
Эффективность модернизации общего образования в сельской местности и малых городах Ханты-Мансийского автономного округа - Югры во многом зависит от степени использования объективных данных, полученных по итогам мониторинговых исследований и оценочных технологий.
Высокий уровень знаний школьников в области математики и естествознания рассматривается многими государствами мира как показатель конкурентоспособности государства в сфере фундаментальных наук и новейших технологий. Международное исследование TIMSS является одним из самых представительных международных исследований качества общего образования. Данное исследование включает в себя 2 направления: математическое и естественнонаучное. Последнее подразделяется на блоки: биология, физические науки, география и астрономия. Данное направление ориентируется на повышение естественнонаучной грамотности.
Кроме того, технологическое образование является необходимым компонентом общего образования, предоставляя обучающимся возможность применять на практике знания основ наук, осваивать общие принципы и конкретные навыки преобразующей деятельности человека, различные формы информационной и материальной культуры, а также создания новых продуктов и услуг. Технологическое образование обеспечивает решение ключевых задач воспитания.
Современное состояние социально-экономического развития страны предъявляет высокие требования к системе образования с точки зрения сформированности определенных личностных качеств и ключевых компетенций выпускников. Особое внимание уделяется развитию личности, имеющей целостный характер с гармоничным сочетанием гуманитарных и технологических навыков. Именно такое сочетание позволяет обеспечить социальную успешность и конкурентоспособность человеческого капитала.
Вместе с тем достижение высоких образовательных результатов обучающимися в общеобразовательных организациях, расположенных в сельской местности и малых городах, не представляется возможным без необходимой материально-технической базы, которая позволяет детям проявить себя в новых видах деятельности, познакомиться с достижениями современной науки и техники.
В сельской местности и малых городах не обеспечен равный доступ к качественному образованию с позиции вариативности и доступности инструментов для удовлетворения индивидуальных образовательных запросов, что связано с ограниченностью выбора творческих объединений, кружков, секций, учреждений культуры, спорта, музеев и др.
Создание Центров "Точка роста" образования естественнонаучной и технологической направленностей "Точка роста" (далее - Центр "Точка роста") будет способствовать формированию условий для внедрения новых средств, методов обучения и воспитания, образовательных технологий, обеспечивающих освоение обучающимися основных и дополнительных общеобразовательных программ естественнонаучной и технологической направленностей.