Вхождение Российской Федерации в число 10 ведущих стран мира по качеству общего образования - один из значимых целевых показателей, характеризующих достижение национальной цели - возможности для самореализации и развития талантов, поставленной в Указе Президента Российской Федерации от 21 июля 2020 года N 474 "О национальных целях развития Российской Федерации на период до 2030 года". Это ведущая цель национального проекта "Образование", достижение которой осуществляется решением задач по обновлению содержания образования, созданию необходимой современной инфраструктуры, созданию условий для подготовки соответствующих профессиональных кадров, их переподготовки и повышения квалификации, а также созданию наиболее эффективных механизмов управления системы образования.
Образовательная политика Ханты-Мансийского автономного округа - Югры ориентирована на обеспечение доступного качественного образования, соответствующего требованиям инновационного развития экономики, современным потребностям общества и каждого жителя автономного округа, а также воспитание гармонично развитой и социально ответственной личности на основе духовно-нравственных ценностей народов Российской Федерации, исторических и национально-культурных традиций.
Качество образования объективно зависит от уровня профессионального мастерства педагогических работников, уровня их готовности к восприятию и трансляции нового, включению в активный процесс поддержания функционирования и развития образовательной экосистемы, способности обеспечивать развитие своей индивидуальности. Поэтому без создания условий для непрерывного профессионального развития педагогических работников невозможно обеспечить глобальную конкурентоспособность российского образования и вхождение Российской Федерации в 2024 году в число 10 ведущих стран мира по качеству общего образования.
На решение обозначенных задач регионального проекта, обеспечивающего достижение целей, показателей и результатов федерального проекта "Учитель будущего", в том числе результата 1.6 "Созданы центры непрерывного повышения профессионального мастерства педагогических работников и центры оценки профессионального мастерства и квалификации педагогов во всех субъектах Российской Федерации", направлено мероприятие по созданию Центра непрерывного повышения профессионального мастерства педагогических работников в Ханты-Мансийском автономном округе - Югре (далее также - ЦНППМПР, центр, автономный округ).
Создание центра позволит вывести процессы профессионального сопровождения педагогических и управленческих кадров на принципиально новый уровень; привести к мобильности и гибкости процесса повышения квалификации, отвечающего на запросы педагогов и образовательных организаций; интегрировать усилия по модернизации системы образования и сформировать новую практику поддержки непрерывного профессионального развития педагогических и руководящих работников системы образования автономного округа.
Потребности в реализации мероприятия по созданию ЦНППМПР в системе образования Ханты-Мансийского автономного округа - Югры при софинансировании из средств бюджета Российской Федерации обусловлены:
необходимостью создания единой системы научно-методического сопровождения педагогических работников и управленческих кадров автономного округа;
необходимостью создания условий для непрерывного повышения квалификации педагогических кадров с учетом современных общественных и технологических вызовов - цифровизации экономики, роста влияния ассоциаций на профессиональную деятельность педагогов и образовательных организаций, ориентации на лучшие педагогические практики и сетевое взаимодействие при выборе ресурсов эффективного профессионального роста;
недостаточной оснащенностью процесса повышения квалификации педагогических работников эффективными инструментами самоуправления профессиональным развитием, общественно-профессиональной экспертизы и мониторинга для обеспечения непрерывности роста профессионального мастерства, его результативности и открытости;
недостаточной нормативно-правовой базой для применения новых форм непрерывного профессионального образования и роста профессионального мастерства, в том числе на основе современных цифровых технологий;
низким уровнем участия педагогов с высокими результатами качества педагогической деятельности в проектировании повышения квалификации и путей его развития в целях непрерывного роста профессионального мастерства;
необходимостью создания инфраструктуры непрерывного профессионального образования, ориентированной на совместное социальное и профессиональное проектирование, создание профессионально ориентированных стартапов, сетевое профессиональное общение и поддержку экспертных сообществ как эффективных ресурсов современного регионального повышения квалификации.
Создание в системе образования Ханты-Мансийского автономного округа - Югры ЦНППМПР с учетом особенностей сложившейся системы повышения квалификации и векторов ее преобразования будет способствовать:
персонализации процесса повышения квалификации педагогических работников и его результативности, диагностируемой как устойчивый рост уровней профессиональных компетенций педагогов: специально-предметных, психолого-педагогических, методических, коммуникативных;