Действующий

О внесении изменений в постановление Правительства Калужской области от 12.02.2019 N 93 "Об утверждении государственной программы Калужской области "Развитие профессионального образования и науки в Калужской области"



Обоснование потребности в реализации Мероприятия с указанием проблематики и предполагаемых результатов


Концепция по созданию центров непрерывного повышения профессионального мастерства педагогических работников и центра оценки профессионального мастерства и квалификации педагогов разработана с учетом основных положений федерального проекта "Учитель будущего" национального проекта "Образование".


Актуальность создания центров непрерывного повышения профессионального мастерства педагогических работников и центра оценки профессионального мастерства и квалификации педагогов системы образования связана с тем, что сегодня Российская система общего образования переживает глубокие модернизационные процессы, направленные, в первую очередь на подготовку граждан, способных жить и трудиться в условиях современного динамично меняющегося мира. Одним из решающих факторов успешности процесса обновления системы образования (школы) является профессиональная и личностная готовность работников образования (педагогов) быть в авангарде модернизации. В этой связи достаточно остро стоит вопрос о педагоге, готовом к восприятию и порождению нового, обладающем гибкостью мышления и способном обеспечивать не только трансляцию готовых знаний обучающимся, но и к развитию своей индивидуальности.


В майских указах Президента Российской Федерации Владимира Владимировича Путина поставлена важнейшая цель: обеспечение глобальной конкурентоспособности российского образования, вхождение Российской Федерации в число десяти ведущих стран мира по качеству общего образования. Реализация данной цели связана в первую очередь с совершенствованием качества ресурсов системы образования, важнейшим из которых являются педагогические кадры. Аксиомой современного образования является влияние уровня профессионального мастерства работников образования на качества образовательных результатов.


В современных условиях, в новом информационном веке характер развития профессионального мастерства работников системы образования приобретает непрерывный и мобильный характер, связанный с его интенсификацией, динамичностью, напряженностью. Такой характер обусловлен быстро изменяющимся и нарастающим потоком профессиональной информации, а также требований, социальных и личностных запросов к процессу образования и его результатам, темпоральной напряженностью профессиональной деятельности. Мобильность характера развития профессионального мастерства работников системы образования отражается в его способности к быстрой, ситуативной переориентации технологий профессиональной деятельности в образовании, а также к определению инструментальных и содержательных путей их реализации в соответствии с динамичными требованиями.


Проблема подготовки такого специалиста является главной для современной системы профессионального педагогического образования, что инициирует поиск эффективных организационных и педагогических моделей повышения квалификации.


В этих условиях актуально создание трех региональных Центров непрерывного повышения профессионального мастерства педагогических работников (ЦНППМПР), а также Центра оценки профессионального мастерства и квалификации педагогов (ЦОПМКП), функционирующих в качестве системообразующего компонента обеспечения высокого уровня профессионально-педагогического мастерства и позволяющих обеспечить реализацию современных требований к образованию в комплексе.


Создаваемая сеть ЦНППМПР оснащена современными средствами обучения. ЦНППМПР занимаются анализом, выявлением передовых программ повышения квалификации, в том числе с учетом международного опыта, разрабатывают и реализуют современные программы повышения квалификации, отвечающие ключевым направлениям развития Российской Федерации.


ЦНППМПР обеспечат комплексное повышение компетенций управленческих команд общеобразовательных организаций, позволят повысить эффективность финансовой, хозяйственной, содержательной и организационной деятельности образовательной организации, а также минимизировать издержки за счет эффективных управленческих решений.


В Калужской области будет сформирована база бесплатных дистанционных программ повышения квалификации педагогических и иных работников образовательных организаций, что позволит поднять уровень компетентности, создать равные возможности для саморазвития и профессионального совершенствования; платформа, используемая для реализации указанных программ, может стать коммуникационной площадкой для обмена опытом членов профессионального сообщества.


Важными результатами деятельности ЦНППМПР должны стать:


- эффективно функционирующая информационно-образовательная среда ЦНППМПР, построенная на принципах личностно ориентированности, доступности, вариативности, интерактивности, консалтинговости и выступающая гарантом мобильности развивающего взаимодействия работников системы образования;


- эффективно функционирующая материально-техническая среда ЦНППМПР, обеспечивающая эргономичность образовательного пространства, возможность учета индивидуальных потребностей работников образования в разнообразии форм и методов интерактивного взаимодействия (коворкинг, лекторий, проектная мастерская, медиазона, аудитории-трансформеры, компьютерные классы и др.);


- изменение технологических ориентиров в организации развивающего взаимодействия работников системы образования Калужской области, обеспечивающих одновременно и "конъюнктурную привязанность" к запросам общества, государства и личности, и реализацию на высоком уровне его результатов - профессиональных компетенций, составляющих основу становления и развития личности работников системы образования как профессиональных лидеров (личностно ориентированная и компетентностная ориентация). Технологическими основами такого взаимодействия должны стать проектирование, мастер-классы, деловые игры, тренинги и т.д.;


- изменение роли преподавателей ЦНППМПР в процессе развивающего взаимодействия. Выступая как ведущее звено в общении с работниками системы образования, как источник профессиональных знаний, умений и опыта, преподаватель является одновременно помощником и менеджером (фасилитатором, коучем, модератором) в становлении и развитии личности профессионала;