Актуальность и значимость создания цифровой образовательной среды вызвана глобальными процессами перехода к цифровой экономике и цифровому обществу. Построение цифровой экономики и цифрового образования - значимые приоритеты государственной политики Российской Федерации, что зафиксировано в федеральных стратегических документах:
Планируя достижение целей, поставленных в федеральных стратегических документах, необходимо учитывать, что процесс цифровизации образования предусматривает: во-первых, формирование цифровой образовательной среды, как совокупности цифровых средств обучения, онлайн-курсов, электронных образовательных ресурсов; во-вторых, глубокую модернизацию образовательного процесса, призванного обеспечить подготовку человека к жизни в условиях цифрового общества и профессиональной деятельности в условиях цифровой экономики.
Таким образом, цифровизация образовательного процесса представляет собой встречную трансформацию образовательного процесса и его элементов, с одной стороны, и цифровых технологий и средств, используемых в образовательном процессе, с другой. Цель трансформации образовательного процесса - максимально полное использование потенциальных дидактических возможностей цифровых технологий. Цель трансформации цифровых технологий - максимально полное их приспособление к эффективному решению поставленных педагогических задач.
Перед региональной системой образования сегодня поставлена задача построению образовательной среды нового типа - цифровой образовательной среды (далее - ЦОС), в которую вовлечены все участники образовательного процесса: администрация образовательных организаций, педагоги и обучающиеся, их родители, муниципальные органы управления образованием, социальные партнеры. ЦОС призвана расширить возможности организационных форм и методов обучения посредством цифровых сервисов и ресурсов (смещение парадигм обучения к онлайн и гибридной моделям, распространение подхода BYOD (использование обучающимися собственных мобильных устройств), использование облачных технологий), способствуя получению наибольшего эффекта от использования информационно-коммуникационных технологий в образовательном процессе. Особая роль в ЦОС отводится созданию условий для оптимизации организационно-управленческих процессов в общеобразовательных организациях и профессиональных образовательных организациях.
При этом в Калужской области на данный момент недостаточно материально-технических условий и механизмов для создания современной цифровой образовательной среды, необходимой для системного повышения качества и расширения возможностей непрерывного образования для всех категорий граждан за счет развития цифрового образовательного пространства и увеличения числа обучающихся образовательных организаций, освоивших онлайн-курсы. В то же время потребность в цифровизации региональной системы общего и профессионального образования высока, и связана она с повышением уровня информатизации и компьютеризации современного мира, а также с необходимостью осуществления комплекса мер и мероприятий как по повышению общего уровня IT-грамотности современных детей и подростков, так и в контексте проектирования региональных систем подготовки кадров для передовых технологий.
Таким образом, на фоне развивающегося экономического потенциала Калужской области, развития промышленных и информационных кластеров существуют все еще не решенные, потенциально актуальные проблемы развития информационной среды образовательной организации, обеспечивающей доступность образовательных услуг, а именно:
- использование в образовательном процессе традиционных технологий обучения, которые не всегда учитывают психофизиологические особенности "цифрового поколения";
- недостаточный уровень профессиональных знаний и умений преподавателей в формировании инновационного образовательного контента и желание внедрять идеи цифровой дидактики;
- отсутствие нормативно-правовых документов, регламентирующих реализацию и продвижение идей цифровой дидактики;
- отсутствие "интересного" сформированного образовательного контента;
- проблема в доступности образовательных программ, услуг для граждан, имеющих индивидуальные образовательные запросы;
- проблема личностного и профессионального самоопределения как школьников, так и студентов, которая проявляется в "размытой" мотивации профессионального выбора.
Следовательно, потребность внедрения в Калужской области целевой модели цифровой образовательной среды определяется следующими факторами:
необходимостью формирования современного образовательного пространства для обеспечения конкурентоспособности российского образования, что соответствует стратегическим задачам развития Российской Федерации;