1. Обоснование потребности в реализации мероприятий по созданию целевой модели развития региональной системы дополнительного образования детей, в том числе с указанием проблематики и предполагаемых результатов.
1. Сфера дополнительного образования, сосредотачивая усилия общества на наиболее полном удовлетворении права ребенка на развитие и свободный выбор различных видов деятельности, способствующих личностному и профессиональному самоопределению, создает особые возможности для развития образования в целом. Это становится особенно актуальным в условиях построения инновационной экономики, предусмотренной Концепцией долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации до 2020 года, а также Стратегией социально-экономического развития Калужской области до 2030 года.
Современные требования к системе образования нацеливают систему дополнительного образования детей Калужской области на ее дальнейшее развитие и преодоление существующих проблем:
неравномерный охват детей услугами дополнительного образования в различных муниципальных образованиях Калужской области;
не в полном объеме обеспечена доступность дополнительного образования по отдельным направленностям (технической, естественно-научной, туристско-краеведческой) для всех детей Калужской области, особенно в сельских территориях;
недостаток дополнительных общеобразовательных программ, направленных на развитие практик социального проектирования, детского самоуправления, внедрение современных, дополнительных общеобразовательных программ для детей с особыми потребностями (детей с ограниченными возможностями здоровья, детей-инвалидов, одаренных, профессионально ориентированных детей);
недостаточно развита система дистанционного обучения и реализации дополнительных общеобразовательных программ в сетевой форме;
несовершенство механизмов финансового обеспечения реализации дополнительных общеобразовательных программ (слабо разработаны механизмы персонифицированного финансирования дополнительных общеобразовательных программ);
ведомственная разобщенность организаций, реализующих дополнительные общеобразовательные программы (образование, культура и спорт);
недостаточное использование инфраструктурных, материально-технических и кадровых ресурсов образовательных организаций разного типа, научных организаций, организаций культуры, спорта и реального сектора экономики, потенциально пригодных для реализации образовательных программ;
недостаточный уровень профессионального мастерства педагогических и управленческих кадров региональной системы дополнительного образования.
Для качественного решения поставленных задач система дополнительного образования должна модернизироваться. Главная задача - обеспечить доступ всех детей (независимо от места проживания, социального статуса семьи, здоровья и т.д.) к качественному дополнительному образованию с учетом интересов детей и их родителей.
Реализация мероприятий по формированию современных управленческих и организационно-экономических механизмов в системе дополнительного образования детей (создание регионального модельного центра, регионального навигатора по дополнительным общеобразовательным программам, открытие детских технопарков, введение персонифицированного финансирования) - это путь решения вопросов доступности качественного образования для всех детей региона, улучшения материально-технической базы организаций дополнительного образования, обеспечения учреждений высокопрофессиональными кадрами, улучшения образовательного процесса за счет сетевых форм взаимодействия образовательных организаций.
В связи с вышеуказанными проблемами, на решение которых направлены мероприятия по внедрению целевой модели развития региональной системы дополнительного образования детей (далее - Мероприятия), будут достигнуты следующие результаты: