____________________________________________________________________
Утратил силу на основании Распоряжения Кабинета Министров ЧР от 21.07.2020 N 643-р.
____________________________________________________________________
1. Одобрить прилагаемый прогноз социально-экономического развития Чувашской Республики на 2020 - 2022 годы (далее - прогноз).
2. Министерству финансов Чувашской Республики при разработке проекта закона Чувашской Республики о республиканском бюджете Чувашской Республики на 2020 год и на плановый период 2021 и 2022 годов исходить из основных показателей прогноза социально-экономического развития Чувашской Республики на 2020 - 2022 годы, указанных в приложении к прогнозу.
3. Признать утратившим силу распоряжение Кабинета Министров Чувашской Республики от 29 июня 2018 г. N 429-р.
Председатель Кабинета Министров
Чувашской Республики
И.МОТОРИН
ПРОГНОЗ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ ЧУВАШСКОЙ РЕСПУБЛИКИ НА 2020 - 2022 ГОДЫ
Прогноз социально-экономического развития Чувашской Республики на 2020 - 2022 годы разработан исходя из задач, поставленных в Указе Президента Российской Федерации от 7 мая 2018 г. N 204 "О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года", в Послании Главы Чувашской Республики М.Игнатьева Государственному Совету Чувашской Республики на 2019 год, состояния и тенденций социально-экономического развития Чувашской Республики.
1. Оценка уровня социально-экономического развития Чувашской Республики.
Уровень социально-экономического развития Чувашской Республики в 2018 году характеризовался следующими показателями:
объем валового регионального продукта, по оценке, - 100,6 процента в сопоставимых ценах (по России объем валового внутреннего продукта - 102,3 процента);
индекс промышленного производства - 101,2 процента (по России - 102,9 процента);
рост сельскохозяйственного производства - 101,7 процента (по России - 99,4 процента);
объем инвестиций в основной капитал - 90,7 процента (по России - 104,3 процента). Основной причиной снижения показателя стало завершение реализации в организациях крупномасштабных проектов по модернизации оборудования и строительству жилых комплексов, наибольший объем инвестиций в которые отражен в отчете за 2017 год (ООО "Хевел", филиал ПАО "РусГидро" - "Чебоксарская ГЭС", ООО "СУОР" и ряд других);
объем выполненных работ по виду деятельности "Строительство" на сумму 46542,7 млн. рублей, или 124,7 процента (по России - 105,3 процента);
объем ввода жилья - 98,7 процента (по России - 95,5 процента);
потребительская инфляция - 4,7 процента (по России - 4,3 процента);
темп роста оборота розничной торговли - 105,6 процента (по России - 102,8 процента), объема платных услуг населению - 102,8 процента (по России - 102,5 процента);
реальные располагаемые денежные доходы населения, по предварительным данным, - 96,2 процента (по России - 100,1 процента);
численность безработных граждан, зарегистрированных в органах службы занятости на конец года, - 4135 человек (на конец 2017 года - 4376 человек).
Основные показатели прогноза социально-экономического развития Чувашской Республики на 2020 - 2022 годы разработаны в двух вариантах:
консервативный вариант исходит из менее благоприятного сценария развития экономики, характеризуется сохранением рисков невысокого инвестиционного и потребительского спроса;
базовый вариант исходит из более благоприятного сочетания внешних и внутренних условий развития экономики, предполагает улучшение делового климата, наращивание инвестиций в основной капитал, реализацию перспективных инвестиционных проектов в ключевых секторах экономики, последовательное увеличение несырьевого экспорта.
В соответствии со сценарными условиями функционирования экономики Российской Федерации базовый вариант прогноза рассматривается как основной. При разработке проекта закона Чувашской Республики о республиканском бюджете Чувашской Республики на 2020 год и на плановый период 2021 и 2022 годов используется базовый вариант прогноза.
2. Оценка факторов и ограничений экономического роста Чувашской Республики на среднесрочный период.
К основным факторам и ограничениям (рискам) развития на среднесрочный период относятся:
продолжение санкционной политики западных стран по отношению к России, что скажется на экономической ситуации как в Российской Федерации в целом, так и в Чувашской Республике;
жесткая конкуренция на внутренних и мировых рынках технологий, обусловливающая трудности выхода на эти рынки с инновационной продукцией;
недостаточная инвестиционная активность организаций реального сектора экономики и недостаточный объем привлекаемых частных инвестиций, не отвечающий потребностям экономики;
дифференциация муниципальных образований Чувашской Республики по уровню социально-экономического развития.
3. Направления социально-экономического развития Чувашской Республики и целевые показатели одного или нескольких вариантов прогноза на среднесрочный период, включая количественные показатели и качественные характеристики социально-экономического развития Чувашской Республики.
Обобщающим показателем социально-экономического развития Чувашской Республики является объем валового регионального продукта, характеризующий достигнутый уровень производства товаров и услуг по основным отраслям экономики. От того, насколько успешно в прогнозируемом периоде будут развиваться основные отрасли экономики, будет зависеть рост валового регионального продукта.
По оценке, в 2019 году валовой региональный продукт в реальном выражении составит 101,1 процента, в 2020 - 2022 годах по базовому варианту прогноза - в пределах 101,8 - 103,1 процента.
Индекс промышленного производства в 2019 году, по оценке, составит 102 процента. Прирост индекса промышленного производства по базовому варианту прогноза в 2020 году составит 3,5 процента, в 2021 году - 3,7 процента, в 2022 году - 4,0 процента.
Ряд предприятий республики, обладая значительным инновационным потенциалом, сохранят свой высокий статус, они способны в прогнозируемом периоде разрабатывать, модернизировать и серийно производить новейшую продукцию, внедрять новые технологические идеи для высокотехнологичных секторов экономики как в Российской Федерации, так и в Чувашской Республике - электроэнергетики и нефтегазового комплекса; создавать оборудование для освоения Арктической зоны и шельфовых месторождений России; участвовать в реализации проектов "Цифровая подстанция", "Интеллектуальная энергетическая система России", "Energynet", "Smart Grid/Умные сети", "Система мониторинга РЗА" и др.
Прогнозируемые темпы роста промышленного производства будут обеспечены за счет:
интенсивного роста производства продукции в ООО "Промтрактор-Промлит" (железнодорожное литье) и АО "Промтрактор-Вагон" (грузовые вагоны);
расширения производственной мощности ООО "Хевел" (увеличение производительности линии HJT) и создания производства гибких модулей с годовым объемом 50 МВт в ООО "Хевел";
начала реализации ГК "Ренова" на территории Чувашской Республики инвестиционного проекта "Строительство завода по производству высокопрозрачного стекла для солнечных модулей";
разработки и освоения производства электротехнической продукции нового поколения (электроприводов для станков - качалок нефти с применением беспроводных систем передачи данных и адаптивной системы управления для "умных" месторождений, универсальных бестрансформаторных высоковольтных преобразователей транспортировки и распределения электроэнергии; электродвигателей, преобразователей, выпрямителей, стабилизаторов частоты вращения, станций управления и другого оборудования для комплектации кораблей Военно-Морского Флота; воздушных автоматических низковольтных выключателей для всех видов электроэнергетических систем и для импортозамещения электрооборудования в наукоемких отраслях промышленности) в АО "ЧЭАЗ";
производства инновационных электротехнических изделий со строительством новой производственной площадки в АО "НПО "Каскад";
создания высокотехнологичного производства уплотнительных элементов для нефтегазодобывающей промышленности в АО "ЧПО им. В.И.Чапаева";
расширения производства электротехнического оборудования в ООО "НПП Бреслер";
разработки высокотехнологичных энергосберегающих устройств частотного регулирования высоковольтных двигателей и расширения производственных мощностей в ОАО "ВНИИР" и ОАО "ВНИИР-Прогресс";
производства огнестойких силовых кабелей в АО "Марпосадкабель";
модернизации производства кремнийорганического комплекса с увеличением выпуска товарной продукции и создания нового производства перекиси водорода по современной антрахиноновой технологии в ПАО "Химпром";
строительства нового цеха по производству хлоргидрата алюминия в ООО "Аурат-СВ".
В среднесрочной перспективе на качественное изменение ситуации в производственной сфере окажет влияние АУ Чувашской Республики "Фонд развития промышленности и инвестиционной деятельности в Чувашской Республике" Минэкономразвития Чувашии (далее - Фонд), деятельность которого направлена на предоставление организациям льготных займов на реализацию проектов, а также финансирование строительства объектов инженерной и транспортной инфраструктуры для реализации инвестиционных проектов. Ожидаемый общий объем инвестиций при реализации инвестиционных проектов с использованием средств Фонда до 2022 года составит не менее 6 млрд. рублей. Всего за указанный период планируется создание более 1000 новых рабочих мест, в том числе за счет поддержки Фондом инвестиционных проектов по созданию и освоению серийного производства:
модельного ряда гусеничных тракторов с возможностью использования "цифровой" платформы с комплектом навесного оборудования массой до 110 т с использованием интеллектуальных систем диагностики" в ООО "ПК "Промтрактор";
крупного вагонного литья для создания инновационных вагонов с учетом автоматизации и модернизации литейного производства" в ООО "Литий";
торгово-холодильного оборудования в г. Канаше Чувашской Республики в ООО "Аркто".
Ключевым условием экономического роста и обеспечения конкурентоспособности на рынке является повышение производительности труда. Реализация региональных проектов в рамках национального проекта "Производительность труда и поддержка занятости" позволит вовлечь в выполнение мероприятий не менее 60 предприятий и обеспечить на них ежегодный прирост производительности труда не менее 5 процентов. В целом прирост производительности труда к концу 2024 года составит не менее 24,7 процента.