В целях реализации Указа Президента Российской Федерации от 7 мая 2018 г. N 204 "О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года":
1. Утвердить прилагаемую Концепцию системы цифрового государственного управления Республики Мордовия.
2. Контроль за исполнением настоящего распоряжения возложить на Первого заместителя Председателя Правительства - Министра экономики, торговли и предпринимательства Республики Мордовия В.Н.Мазова.
Председатель Правительства
Республики Мордовия
В.СУШКОВ
КОНЦЕПЦИЯ СИСТЕМЫ ЦИФРОВОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО УПРАВЛЕНИЯ РЕСПУБЛИКИ МОРДОВИЯ
АИС | - | автоматизированная информационная система |
Актуализация данных | - | процесс обновления данных, приведения информации в состояние, соответствующее текущему времени |
Аналитическая система | - | (информационно-аналитическая система) это система, обеспечивающая У наряду с процессами сбора, накопления, хранения, поиска и статистической обработки информации формально-содержательный анализ данных на основе построения моделей, необходимых для оценки состояния и планирования развития объекта, процесса, предприятия, административно-территориального образования и т.п. |
АСУ | - | автоматизированная система управления |
Бизнес процесс | - | процесс выполнения последовательности рабочих действий до получения целевого результата |
Верификация данных | процесс проверки подлинности данных, приведения информации в состояние, соответствующее неким эталонным (легитимным, требуемым) значениям | |
Единая точка входа | - | подсистема обеспечения пользователю доступа в систему на основе единых для всех пользователей правил, порядка действий и интерфейсов |
ЕПГУ (РИГУ) | - | единый портал государственных и муниципальных услуг Российской Федерации (региональный портал государственных и муниципальных услуг) |
ЕСИА (РСИА) | - | российская единая система идентификации и аутентификации пользователей (региональная система идентификации и аутентификации пользователей) |
Информатизация | - | процесс насыщения деятельности человека информацией с помощью АИС и АСУ |
Информационная система | - | система сбора, обработки и хранения данных, а также обеспечения доступа к данным, построенная на основе электронно-вычислительных машин и их комплексов |
Информационно-вычислительный комплекс | - | совокупность комплекса электронно-вычислительных машин, показывающих и регистрирующих приборов, а также средств сбора, переработки,. оперативного отображения и регистрации информации, предназначенная для выполнения информационных функций системы |
Информационное взаимодействие | - | упорядоченный обмен информацией между АИС и АСУ в ходе выполнения их рабочих процессов |
Информационный ресурс | - | материальный или виртуальный объект, содержащий. информацию, используемую или возникающую при выполнении бизнес процесса |
Компьютеризация | - | процесс разработки и внедрения методов использования электронно-вычислительной техники в ту или иную деятельность человека |
Построение цифровой экономики | - | процесс перехода к применению во всех видах человеческой деятельности скоординированных (образующих единую систему) автоматических систем управления, действующих на основе единых актуальных и достоверных данных |
Программно-аппаратный комплекс (или Аппаратно-программный комплекс) | - | взаимосвязанная совокупность электронно-вычислительного, коммуникационного, регистрирующего, исполнительного оборудования, устройств ввода, вывода и хранения информации и программного обеспечения, предназначенная для выполнения определенной задачи или функции |
Регламент | - | правило (совокупность правил), зафиксированное в документе, который последовательно излагает и поэтапно (пошагово) описывает порядок выполнения бизнес-процесса, с указанием действий всех участников и достигаемых промежуточных контрольных результатов |
Резервное оборудование | - | комплект оборудования, идентичный используемому, установленный для обеспечения требуемой надежности выполнения технологических процессов |
Серверная группировка | - | Совокупность электронно-вычислительного оборудования, состоящая из серверов и коммуникационных средств, специализированных и соединенных между собой, в соответствии с потребностями (требованиями) автоматизированных систем |
Система мониторинга | - | программно-аппаратный - комплекс с аналитической системой, предназначенный для оперативной регистрации (обычно в режиме реального времени) параметров какого-либо процесса, анализа получаемых данных, передачи пользователям информации о динамике течения наблюдаемого процесса, а также сигналов, при достижении параметрами определенных контрольных значений |
Система Цифрового государственного управления | - | комплекс цифровых систем управления процессами выполнения государственных функций и оказания государственных услуг в ОГВ и ОМСУ, основанный на идеологии преимущественно-автоматической реализации этих процессов и применения аналитических систем использующих единые достоверные и актуальные данные для принятия решений |
СМЭВ (РСМЭВ) | - | система. межведомственного электронного взаимодействия (региональная система межведомственного электронного взаимодействия) |
Среда разработки | - | комплекс программных средств, вычислительного и коммуникационного оборудования, используемый для разработки автоматизированных систем |
Терминальное оборудование. | - | оборудование, преобразующее пользовательскую информацию в данные для передачи по линии связи и осуществляющее обратное преобразование |
Технический надзор | - | совокупность экспертно-проверочных мероприятий, с помощью которых обеспечивается качество работ и их соответствие установленным нормам и правилам; применение оборудования, материалов и программного обеспечения, указанных в проекте системы; соблюдение сроков и объема создания системы; соблюдение сметы проекта |
Технологический процесс | - | упорядоченная последовательность взаимосвязанных действий, выполняющихся с момента возникновения исходных данных до получения требуемого результата |
Функционал | - | совокупность процессов выполнения государственных функций, оказания государственных услуг и реализации полномочий органов государственной власти и органов муниципального самоуправления |
Цифровая трансформация государственного управления | - | внедрение цифровых технологий и платформенных решений в сферах государственного управления и оказания государственных услуг. Она подразумевает реинжиниринг процессов деятельности организации (в том числе модернизацию инфраструктуры, изменение организационной структуры, совершенствование каналов взаимодействия с гражданами и другими государственными структурами), которая приводит к существенному (в разы) улучшению характеристик процессов и (или) появлению принципиально новых их качеств и свойств, а также повышению эффективности отраслей экономики за счет предоставления равного и открытого доступа бизнесу к структурированным данным и стимулированию создания сервисов и приложений на основе этих данных |
Цифровизация | - | процесс преобразования вида деятельности человека в комплекс действий, выполняемых автоматически с помощью АИС и АСУ, а также преобразование информации в структурированные наборы электронных (цифровых) данных |
Электронное правительство | - | комплекс цифровых систем управления процессами выполнения государственных функций и оказания государственных услуг в ОГВ и ОМСУ, основанный на идеологии преимущественного перевода информационного ' взаимодействия граждан, предприятий, ОГВ и ОМСУ в электронный вид |
Электронный помощник Пользователя (или Электронный помощник) | - | Интеллектуальный интерфейс к системе ЦГУ Республики Мордовия, подсистема автоматической поддержки действий (принятия решений) - пользователя системы в режиме реального времени, учитывающая исполняемые электронные регламенты, особенности конкретного пользователя и оперативные данные, в том числе персональные |
Электронный регламент | - | утвержденный порядок выполнения последовательности. действий и операций с данными в работе АИС и АСУ |
Основание для разработки Концепции - Указ Президента Российской Федерации от 7 мая 2018 г. N 204 "О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года".
За последние 20 лет государственная политика Республики Мордовия в области информатизации прошла большой путь от понимания необходимости модернизации управленческой деятельности через широкое внедрение компьютеров в работу государственных и муниципальных учреждений до реализации парадигмы построения информационного общества.
Для достижения целей, поставленных Президентом России в Указе от 7 мая 2018 г. N 204 "О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года", недостаточно информатизации отдельных процессов, а требуется полная цифровая трансформация всех направлений человеческой деятельности.
Процесс цифровой трансформации в первую очередь затрагивает управленческую деятельность, которая во избежание системных противоречий обязательно должна соответствовать тенденциям развития экономики и общества.
Предлагаемая Концепция предлагает Стратегию действий по трансформации механизмов и форм государственного управления Республики Мордовия с целью повышения благосостояния и качества жизни ее населения, комфорта при обращении и получении государственных услуг за счет принципиального изменения методов и механизмов регионального управления в целом.
В Концепции определяются:
- цель, задачи и основные принципы формирования системы Цифрового Государственного Управления Республики Мордовия (далее - система ЦГУ Республики Мордовия);
- структура, состав и основные функции системы ЦГУ Республики Мордовия;
- структура и принципы построения Базовых информационных ресурсов (далее - БИР);
- требования к доступности и защите информации;.
порядок и последовательность создания и обеспечения работоспособности системы ЦГУ Республики Мордовия;
- система управления процессами реализации Концепции;
- ожидаемые социально-экономические эффекты реализации Концепции.
Реализуемые в Республике Мордовия программы, подпрограммы и мероприятия, по информатизации, в том числе отраслевые, должны быть пересмотрены, гармонизированы с целями и задачами, определенными Указом Президента Российской Федерации от 7 мая 2018 г. N 204 и объединены в региональную программу цифрового развития экономики Республики Мордовия.
Реализация Концепции будет осуществляться поэтапно. Состав этапов и очередность их реализации должны учитывать экономическую эффективность каждого этапа.
В результате выполнения мероприятий программы "Формирования информационного общества Республики Мордовия" были созданы и используются следующие технологические комплексы, являющееся основой единой республиканской ИТК-инфраструктуры:
- информационно-вычислительный комплекс Технопарка Мордовии (единственный в России дата-центр, соответствующей требованиям TIER IV) - ИВК ТП;
- скоростная информационная магистраль органов государственной власти и местного самоуправления - СИМ ОГВ;
- доверенный удостоверяющий центр электронной подписи - УЦ Республики Мордовия;
- система видеоконференцсвязи органов государственной власти - ВКС ОГВ Республики Мордовия;
- защищенная сеть передачи данных органов государственной власти и местного самоуправления - СГЩ ОГВ Республики Мордовия.
В то же время в области разработки и внедрения информационных систем по-прежнему сохранился ведомственный принцип.
Рисунок 1*
________________
* Рисунок 1 не приводится. - Примечание изготовителя базы данных.
Это привело к тому, что на общих технологических ресурсах размещаются разрозненные информационные системы со своими базами данных, в которые вручную вносятся различные данные.
Как показано на схеме (рисунок 1), имеются несколько независимых друг от друга "точек входа", маршруты прохождения данных могут быть разными по технологии реализации и по форме представления, в процессе Исполнения Функционала документы могут быть как бумажными, так и электронными. Данное положение дел неоправданно усложняет процесс реализации Функционала, делая его перегруженным дублированными данными и действиями, в том числе операциями, выполняемыми вручную.
При этом возникают следующие проблемы:
- повторяющиеся (дублированные) данные. Одна из главных проблем, состоящая в том, что большой объем одних и тех же данных (примерно 80%) хранится обособленно практически в каждой системе, что приводит к огромной потребности в дорогостоящих системах хранения.