ПРАВИТЕЛЬСТВО РЕСПУБЛИКИ КОМИ

РАСПОРЯЖЕНИЕ

от 3 июля 2019 года N 244-р


[Об утверждении Концепции создания и функционирования детских технопарков "Кванториум" в Республике Коми на период 2020 - 2024 годов, Комплекса мер по созданию и функционированию детских технопарков "Кванториум" в Республике Коми на период 2020 - 2024 годов и признании утратившим силу распоряжения Правительства Республики Коми от 15.12.2016 N 533-р]



1. Утвердить Концепцию создания и функционирования детских технопарков "Кванториум" в Республике Коми на период 2020 - 2024 годов согласно приложению N 1.


2. Утвердить Комплекс мер по созданию и функционированию детских технопарков "Кванториум" в Республике Коми на период 2020 - 2024 годов согласно приложению N 2.


3. Определить региональным координатором, ответственным за создание и функционирование детских технопарков "Кванториум" в Республике Коми, Министерство образования, науки и молодежной политики Республики Коми.


4. Определить региональным оператором детских технопарков "Кванториум" в Республике Коми государственное автономное учреждение дополнительного образования Республики Коми "Республиканский центр дополнительного образования".


5. Признать утратившим силу распоряжение Правительства Республики Коми от 15 декабря 2016 г. N 533-р.


6. Настоящее распоряжение вступает в силу со дня его принятия.



Первый заместитель
Председателя Правительства
Республики Коми -
Руководитель Администрации
Главы Республики Коми
М.ПОРЯДИН



Утверждена
распоряжением
Правительства Республики Коми
от 3 июля 2019 г. N 244-р
     (приложение N 1)



КОНЦЕПЦИЯ СОЗДАНИЯ И ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ ДЕТСКИХ ТЕХНОПАРКОВ "КВАНТОРИУМ" В РЕСПУБЛИКЕ КОМИ НА ПЕРИОД 2020 - 2024 ГОДОВ


1. Обоснование и потребности в реализации мероприятия по созданию второго детского технопарка "Кванториум" в Республике Коми, в том числе проблематика и планируемые результаты:


в современных условиях техническое творчество - это основа инновационной деятельности. Поэтому процесс развития технического творчества является важнейшей составляющей современной системы образования. Усвоение основ технического творчества, творческого труда поможет будущим специалистам повысить профессиональную и социальную активность, а это, в свою очередь, приведет к сознательному профессиональному самоопределению по профессиям технической сферы, повышению производительности, качества труда, ускорению развития научно-технической сферы производства. Создание условий для стимулирования научно-технического творчества детей и подростков, развитие современных механизмов дополнительного образования - важнейшие направления государственной образовательной политики. По статистике Министерства просвещения Российской Федерации более 50% школьников посещают учреждения дополнительного образования, при этом только 4% из них вовлечены в научно-техническое творчество. Но этого чрезвычайно мало, поскольку российская экономика и промышленность нуждаются в квалифицированных инженерных кадрах, молодых специалистах, способных создавать и внедрять ультрасовременные технологии, воплощать новые идеи и нестандартные подходы к их решению.


В рамках выполнения задач развития системы кадрового обеспечения экономики и социальной сферы важно создание условий для формирования, воспроизводства и развития конкурентоспособного кадрового потенциала, соответствующего стратегическим задачам ее развития.


В данных целях в Республике Коми была разработана и успешно реализована Концепция создания и функционирования детских технопарков в Республике Коми на период 2017 - 2019 годов, утвержденная распоряжением Правительства Республики Коми от 15 декабря 2016 г. N 533-р (далее - Концепция).


В рамках реализации указанной Концепции в 2017 году в г. Сыктывкаре был создан Детский технопарк, который является специально организованной образовательной средой, интегрирующей возможности научно-технической и производственно-технологической сред и нацеленной на знакомство и освоение детьми инновационной производственной культуры, современной инженерии и технологического предпринимательства.


Сегодня детский технопарк "Кванториум" г. Сыктывкара обладает лучшей в Республике Коми материально-технической базой для обучения детей технической и естественно-научной направленностям. Несмотря на всю современность и уникальность учреждения в детский технопарк "Кванториум" документы на обучение может подать любой родитель (законный представитель), если программа обучения подходит под возраст его ребенка.


В детском технопарке выстроена работа по выявлению мотивационной одаренности детей, а также по подготовке учащихся других образовательных организаций (в рамках сетевого взаимодействия) научно-технических и инженерных областях. На базе учреждения организована работа проекта "ЯндексЛицей", проводятся региональные конкурсы, олимпиады, фестивали, научно-практические конференции технической направленности, реализуются проектные школы и профильные смены. В 2018 - 2019 учебном году на базе детского технопарка "Кванториум" реализован проект "Квантоурок" - осуществлено проведение уроков технологии для обучающихся образовательных учреждений г. Сыктывкара силами преподавателей технопарка.


В настоящее время на базе детского технопарка реализуются следующие направления: автоквантум, аэроквантум, энерджиквантум, робоквантум, биоквантум, квантум виртуальной и дополненной реальности (медиаквантум), Hi-tech цех, лаборатория безопасности, юниквантум, НТМ (начально-техническое моделирование), которые относятся к числу приоритетных направлений научно-технологического развития Российской Федерации в целом и нашего региона в частности. Охват детей составляет 1200 человек.


Детский технопарк является ядром системы конкурсных мероприятий технической направленности. С 2018 года учреждением реализуется региональный этап робототехнической олимпиады, региональные этапы всероссийской Кванториады по направлениям деятельности технопарка.


За непродолжительное время работы детского технопарка уже есть результаты его деятельности:


1) I место на XI Всероссийского технологического фестиваля PROFEST 2019, национальный финал соревнований ЮниорПрофи (Москва, март, 2019);


2) III место на Всероссийском этапе соревнований "Роботраффик с техническим зрением" 2019;


3) Победа в создании Межквантовых стартап-кейсов в рамках международного конкурса детских инженерных команд;


4) II место во Всероссийском конкурсе видеороликов "Права человека глазами молодежи";


5) I, II, III место в Региональном чемпионате WordSkills Russia Junior Республики Коми 2019 в компетенции "Электроника 14+".


По результатам отборочных туров учащиеся детского технопарка "Кванториум" в 2019 году удостоены участия в сменах Всероссийских детских центрах "Океан" - 2 человека, "Смена" - 9 человек, "Орленок" - 4 человека, "Сириус" - 4 человека.


Всего мероприятиями детского технопарка "Кванториум" за последний год охвачено более 10 000 человек.


Перспективными направлениями дальнейшего развития деятельности детского технопарка "Кванториум" г. Сыктывкара являются развитие дистанционных форм обучения и электронного обучения, формирование стажировочных площадок на базе детского технопарка для преподавателей точных наук и естественнонаучных дисциплин.


Еще одним результатом реализации Концепции стало создание на базе республиканских учреждений системы среднего профессионального образования региональных ресурсных центров в целях обеспечения инфраструктурной, кадровой и методической поддержки муниципальных учреждений дополнительного образования в сфере технического творчества. Активно развивается взаимодействие между организациями дополнительного образования, организациями высшего и среднего профессионального образования, промышленными предприятиями по поддержке талантливых, одаренных обучающихся технической и естественнонаучной направленности.


Вместе с тем следует отметить, что в последние годы в Республике Коми существует потребность в специалистах инженерных специальностей, в то время как выпускники школ стремятся стать экономистами, юристами, менеджерами. Инженерные и рабочие специальности школьники оценивают как непрестижные. Согласно составленному в республике прогнозу, общая потребность в кадрах на 2016 - 2020 годы в Коми - 85 тысяч человек, из них 55 процентов - это рабочие, 23 процента (19,5 тысячи человек) - специалисты с высшим образованием и 22,6 процента (19,2 тысячи человек) - специалисты со средним профобразованием. При этом планируемое количество выпускников училищ и лицеев по рабочим профессиям не покрывает прогнозной кадровой потребности в 2018 году в четыре раза (1693 выпускника при потребности 6650 человек), специалистов со средним профессиональным образованием - в 1,6 раза (1956 выпускников при потребности 3144 человека). Кроме того существует серьезная проблема выбора одаренными детьми вузов республики, в том числе и ФГБОУ ВО "Ухтинский государственный технический университет" - ведущего вуза Республики Коми, ориентированного на получение выпускниками инженерных специальностей.


Опыт работы детского технопарка "Кванториум" г. Сыктывкара свидетельствует о востребованности современных дополнительных общеобразовательных программ технической и естественнонаучной направленностей среди детей в возрасте от 7 до 18 лет, а также о высокой мотивации обучающихся к занятиям именно в детском технопарке "Кванториум", что связано с высоким качеством реализуемых на его базе программ и применением современных методов и технологий обучения.


В г. Ухте созданы благоприятные условия для развития дополнительного образования технической и естественнонаучной направленностей. Ухта - индустриально-промышленный город, на территории которого наблюдается высокая концентрации производств и предприятий добывающей, перерабатывающей и машиностроительной отраслей. Деятельность осуществляют крупные предприятия, такие, как ОАО "Газпром трансгаз Ухта", ООО "Лукойл-Коми", ОО "Транснефть-Север" и другие. Градообразующие предприятия заинтересованы в получении молодых специалистов, готовых к научной и исследовательской деятельности.


На территории г. Ухты расположены 7 организаций дополнительного образования. Объединения технической направленности представлены в 1 муниципальном учреждении. Среди программ технической направленности преобладают программы, связанные с развитием навыков конструирования, начального технического моделирования, автомоделирования, программы по робототехнике.


Согласно данным мониторинга охвата детей услугами дополнительного образования в г. Ухте охват детей дополнительным образованием технической направленности составляет 8,4%.


Создание детского технопарка "Кванториум" в г. Ухте придаст новый вектор развития дополнительному образованию технической и естественнонаучной направленностей и позволит увеличить охват детей в возрасте от 5 до 18 лет программами указанной направленности, что является одной из задач федерального проекта "Успех каждого ребенка" национального проекта "Образование" (обеспечение вовлечения 25% детей в возрасте от 5 до 18 лет в дополнительное образование технической и естественнонаучной направленностей).


Обучение по выбранным направлениям в детском технопарке "Кванториум" позволит подрастающему поколению овладеть широким спектром универсальных компетенций, востребованных на всех современных производствах. Кроме того, система ранней профориентации посредством занятий в детском технопарке "Кванториум" позволит обеспечить благоприятные условия для воспроизводства высококвалифицированных кадров для предприятий реального сектора экономики республики и уменьшить отток кадров в другие субъекты Российской Федерации.


В целом в системе образования Республики Коми функционируют 21 организация дополнительного образования детей, которые реализуют дополнительные общеобразовательные программы технической направленности. В действующих 215 детских объединениях технической и естественнонаучной направленности занимается 9500 детей и подростков в возрасте от 5 до 18 лет, что составляет лишь 9,8% от общей численности обучающихся, занимающихся в организациях дополнительного образования детей республики. При этом объединения технической направленности выполняют важную профилактическую функцию, обеспечивая возможность для обучения, воспитания и творческого развития детей, в основном мальчиков, состоящих на различных профилактических учетах. В течение 2017 - 2018 годов отмечалась тенденция увеличения среди обучающихся объединений технического творчества количества детей младшего и среднего школьного возраста. Увеличение количества обучающихся старших классов связано с функционированием детского технопарка "Кванториум" в г. Сыктывкаре.


Концепция создания и функционирования детских технопарков в Республике Коми (далее - Концепция) формулирует цели, задачи, определяет направления, описывает механизмы и этапы развития системы технического творчества детей через создание сети детских технопарков "Кванториум" в Республике Коми.


Обеспеченность объединений технической направленности учреждений дополнительного образования детей оборудованием, инструментами и необходимыми расходными материалами составляет менее 50% от потребностей. Значительная часть оборудования является изношенной, морально устаревшей, что сказывается на подготовке и участии детей в республиканских соревнованиях по техническому творчеству. В настоящее время лишь 2% детей и подростков в Республике Коми, занятых различными формами технического творчества, участвуют в региональных мероприятиях технической направленности.


Развитие технического творчества требует постоянного обновления оборудования, используемых технологий, повышения квалификации педагогических кадров.


В модернизации нуждаются и дополнительные общеобразовательные программы технической направленности. Необходимо привлечение педагогических кадров, имеющих базовую подготовку в области современных видов инженерно-технической деятельности, повышение квалификации имеющихся педагогических кадров, специалистов, реализующих программы технической направленности.


Оценка ситуации и анализ факторов, влияющих на развитие технического творчества обучающихся в Республике Коми, позволяют обозначить следующие проблемы:


несоответствие материально-технической базы большинства объединений технической направленности современным технико-технологическим требованиям;


недостаток квалифицированных специалистов в области современных видов инженерно-технической деятельности;


недостаточная популяризация сферы технического творчества, отсутствие заинтересованности субъектов системы технического творчества в развитии.


Перечисленные проблемы убедительно доказывают необходимость модернизации системы технического творчества в Республике Коми.


Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»