Действующий

Об утверждении Региональной программы Республики Коми "Борьба с сердечно-сосудистыми заболеваниями на 2019 - 2024 годы" (с изменениями на 1 июля 2024 года)



Имеющиеся проблемы и планы по улучшению работ


1. Обязательное условие предоставления федеральной субсидии - выполнение авиационных работ воздушным судном, произведенным на территории Российской Федерации не позднее 1 января 2014 года, оборудованным специализированным медицинским модулем - значительно ограничивает участие в качестве поставщиков по проводимым ежегодно электронным аукционам авиаперевозчиков как внутри региона, так и за его пределами. Скудная конкуренция при проведении аукциона приводит к высокой стоимости летного часа воздушного судна. Эти обстоятельства при средней длительности вылета в 3,5 часа в республике, приводят к быстрому расходованию финансовых средств, выделенных на санитарную авиацию, а значит, пропорционально уменьшают количество потенциальных пациентов, эвакуированных с применением воздушного судна.


Отсутствие автомобильного сообщения административного центра Республики Коми с севером республики - МО МО "Воркута", МО МО "Инта", МО МО "Усинск" и другими муниципальными районами. Высокий уровень физического и морального износа железнодорожной и авиационной транспортной инфраструктуры усугубляет эту проблему. К тому же эвакуация пациентов железнодорожным транспортом, даже стабильных и в сопровождении медицинского персонала, невозможна, т.к. поезд не является санитарным транспортом согласно решению судейской коллегии по гражданским делам Верховного суда Республики Коми от 5 августа 2010 года.


2. Определяющими факторами на оперативность выполнения заявки на медицинскую эвакуацию являются наличие летных метеоусловий на всем протяжении полета, экстренность диагноза и возможность оказания медицинской помощи в месте нахождения пациента до прилета борта санавиации.


Выполнение медицинской эвакуации с использованием авиационной техники зависит от многих факторов, в том числе от времени года, метеоусловий, наступления темного периода суток, отсутствия аэропорта или подготовленной площадки для посадки вертолета (наличие ночного светостарта, расчистка снежного покрова), наличия экипажей воздушного судна, допущенных к работе; режима работы аэропортов (6 из 7 аэропортов Республики Коми функционируют с 08:00 до 20:00).


Эти же факторы чаще всего являются причиной задержки или переноса вылета до наступления светлого времени суток, улучшения погодных условий или устранения неполадок на вертолетной площадке или взлетной полосе.


Вылет воздушного судна с целью оказания медицинской помощи выполняется по мере готовности воздушного судна, экипажа, погодных условий и служб обеспечения данного полета. Окончательное решение о возможности выполнения полета принимает только командир воздушного судна. Полностью исключить случаи отказа авиаперевозчика в экстренной эвакуации больных из труднодоступных населенных пунктов не представляется возможным.


3. Отсутствие пригодных для посадки вертолета посадочных площадок в каждом удаленном селении приводит зачастую к ситуации, когда пациента эвакуируют в соседнее селение к вертолетной площадке на технике повышенной проходимости со всеми вытекающими рисками для здоровья больного. Организация и оборудование новых муниципальных посадочных площадок для целей медицинской эвакуации населения затруднены тем, что у органов местного самоуправления отсутствуют на это полномочия, в связи с чем предлагаем на федеральном уровне рассмотреть возможность дополнения статьи 14 Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" полномочием по созданию условий для приема воздушных судов санитарной авиации в границах муниципального образования".


В соответствии со статьями 30, 31, 65 Бюджетного кодекса Российской Федерации, оснований для осуществления Министерством здравоохранения Республики Коми строительства, содержания и эксплуатации вертолетных посадочных площадок не имеется.


Предложения о закупке Министерством светосигнального оборудования для вертолетных площадок в целях последующей передачи органам местного самоуправления также противоречит бюджетному законодательству, Федеральному закону от 6 октября 1999 г. N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" (до 2023 года) и Федеральному закону от 21 декабря 2021 г. N 414-ФЗ "Об общих принципах организации публичной власти в субъектах Российской Федерации" (с 01.01.2023).


Принимая во внимание сложившуюся ситуацию с транспортной доступностью отдельных населенных пунктов, усматривается возможность предоставления органам местного самоуправления межбюджетных трансфертов на содержание и оборудование вертолетных площадок в соответствии со статьями 139 и 139.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации из бюджета Республики Коми.


4. Отсутствие круглосуточного режима работы аэропортов Республики Коми. Все службы аэропортов (кроме Сыктывкара) функционируют с 08:00 до 17 - 20:00 в будние дни, что затрудняет посадку самолета с выездной бригадой в любое время суток. Особенно в сложных метеорологических условиях зимнего времени, уборка взлетных полос после бурана производится только в будние дни. Также следует не забывать, что из-за дислокации на территории МО МО "Воркута" войск ВКС Министерства обороны РФ, Пограничной службы ФСБ РФ аэропорт г. Воркуты 50% времени находится в режиме "закрытого неба".


Одной из проблем данного направления является тот факт, что из аэропортов большей части Республики Коми зачастую нет прямых вылетов в гг. Москва, Санкт-Петербург. В этом случае эвакуация пациента будет включать этап доставки в г. Сыктывкар.