1. Утвердить Стратегию развития санитарной авиации в Республике Коми на период до 2024 года (далее - Стратегия) согласно приложению.
2. Контроль за исполнением настоящего распоряжения возложить на заместителя Председателя Правительства Республики Коми, осуществляющего в соответствии с распределением обязанностей координацию работы органов исполнительной власти Республики Коми в сфере здравоохранения.
3. Настоящее распоряжение вступает в силу со дня его принятия.
Исполняющий обязанности
Первого заместителя
Председателя Правительства
Республики Коми -
Руководителя Администрации Главы
Республики Коми
М.ПОРЯДИН
СТРАТЕГИЯ РАЗВИТИЯ САНИТАРНОЙ АВИАЦИИ В РЕСПУБЛИКЕ КОМИ НА ПЕРИОД ДО 2024 ГОДА
Стратегия развития санитарной авиации в Республике Коми на период до 2024 года (далее - Стратегия) определяет цели, задачи и принципы, направленные на обеспечение интересов и реализацию стратегических национальных приоритетов в данной области.
Стратегия разработана в соответствии с паспортом федерального проекта "Развитие системы оказания первичной медико-санитарной помощи", утвержденным проектным комитетом по национальному проекту "Здравоохранение" 14 декабря 2018 года.
Правовую основу Стратегии составляют Конституция Российской Федерации, Федеральный закон "О стратегическом планировании в Российской Федерации", Федеральный закон "Об охране здоровья граждан в Российской Федерации", Воздушный кодекс Российской Федерации, иные федеральные законы, государственная программа Российской Федерации "Развитие здравоохранения".
1. Сведения о Республике Коми
В Республике Коми в течение 2018 года складывалась неоднозначная социально-экономическая ситуация, характеризуемая как ростом, так и снижением показателей в наиболее важных сферах жизнедеятельности.
Так, по сравнению с уровнем аналогичного периода 2017 года увеличились:
объемы добычи каменного угля, сырой нефти, включая газовый конденсат, металлических руд, производства нетканых материалов, линолеума, продукции деревообработки, целлюлозно-бумажных изделий, прочей неметаллической минеральной продукции, электрического оборудования и работ по ремонту машин и оборудования;
объемы производства молока, кроме сырого; масла сливочного; мяса крупного рогатого скота, свинины, баранины, оленины парных, остывших или охлажденных;
объемы лесозаготовительного производства;
объемы ввода в действие жилых домов;
оборот розничной торговли и объемы платных услуг населению;
номинальная и реальная начисленная заработная плата работников организаций;
доходы консолидированного бюджета Республики Коми;
объемы поступления налоговых платежей в консолидированный бюджет Республики Коми.
При этом отмечено снижение:
объема государственного долга Республики Коми;
уровня зарегистрированной безработицы;
количества зарегистрированных преступлений.
В числе негативных итогов отмечаются:
сокращение объемов добычи природного газа;
снижение объемов производства дизельного топлива и топочного мазута, бензина автомобильного;
снижение производства скота и птицы на убой (в живом весе) в хозяйствах всех категорий;
снижение объемов производства кисломолочных продуктов и сыров, мяса и субпродуктов пищевой домашней птицы, хлебобулочных и кондитерских изделий;
снижение объема работ по виду деятельности "Строительство";
сокращение объема инвестиций в основной капитал;
увеличение индекса потребительских цен.
Наряду с этим сохранились, а в ряде случаев обострились проблемы долговременного характера, главные из них - недостаточное развитие транспортной и энергетической инфраструктуры, медленные темпы модернизации производства, низкий уровень инновационной активности организаций, отсутствие достаточных рынков сбыта производимой продукции.
Демографическая ситуация в Республике Коми складывается под влиянием реализации государственной политики по стимулированию рождаемости и снижению смертности населения, а также финансовой поддержки федерального бюджета и республиканского бюджета Республики Коми, в том числе Государственной программы Республики Коми "Развитие здравоохранения", семей с детьми в рамках национального проекта "Демография", включающей в себя в том числе адресные выплаты, материнский капитал и льготную ипотеку.
Численность постоянного населения в республике за 2018 год сократилась на 10,7 тыс. человек (на 1,3%) и составила на 1 января 2019 года, по предварительной оценке, 830,2 тыс. человек. Сокращение численности населения произошло под влиянием отрицательной миграции и естественной убыли населения.
По итогам 2018 года общий коэффициент смертности увеличился относительно уровня 2017 года и составил 11,9 умерших на 1000 человек, общий коэффициент рождаемости сократился на 11,3% относительно уровня 2017 года и составил 10,2 родившихся на 1000 человек.
Отрицательная динамика показателей рождаемости обусловлена продолжающимся сокращением численности женщин фертильного возраста (15 - 49 лет). По итогам 2018 года на 1 женщину приходится 1,632 родившихся детей (снижение на 8,3% относительно уровня 2017 года).
В 2019 году ожидается дальнейшее снижение показателя рождаемости, который составит 10,1 родившихся на 1000 человек населения, суммарный коэффициент рождаемости составит 1,78 рожденных детей на 1 женщину. Тенденция к снижению рождаемости в регионе связана с сокращением численности женщин фертильного возраста под влиянием демографических волн прошлых лет (выбытие из возраста фертильности многочисленных поколений женщин, рожденных в 60-х годах XX века, и вхождение в период фертильности малочисленных поколений женщин, рожденных в 90-х годах XX века).
Коэффициент смертности в 2019 году, по оценке, сохранится на уровне 2018 года (11,9 умерших на 1000 человек населения). Основной причиной сохранения показателя является тенденция старения населения (увеличение доли лиц в возрасте 65 лет и более в общей численности населения), а также недостаточная доступность специализированной помощи при тяжелых заболеваниях (болезней системы кровообращения, новообразований).
В 2020 - 2022 годах демографическая ситуация в регионе будет характеризоваться сокращением численности населения (к 2022 году составит 792,1 - 793,8 тыс. человек). Коэффициент смертности в прогнозный период планируется к снижению и к 2022 году достигнет 11,7 - 11,9 умерших на 1000 человек населения.
В результате реализации отдельных положений региональных проектов по борьбе с сердечно-сосудистыми и онкологическими заболеваниями коэффициент смертности в прогнозный период будет постепенно снижаться и к 2025 году достигнет 11,4 - 11,6 умерших на 1000 человек населения. Исключение составляют 2020 - 2021 годы, когда смертность населения останется на уровне ожидаемой оценки 2019 года. Реализация дополнительных мер по профилактике заболеваний, популяризации здорового образа жизни и повышению качества оказания медицинской помощи поспособствует последующему снижению уровня смертности практически по всем возрастным группам. Однако процесс старения населения не позволит значительно снизить общий коэффициент смертности населения в регионе.
Таким образом, на фоне снижения показателей рождаемости и смертности коэффициент естественной убыли населения к 2025 году планируется сохранить на уровне 2019 года (1,7 - 2,1 на 1000 человек населения).
Для обеспечения достижения запланированных значений по демографическим показателям в среднесрочном периоде продолжится реализация Государственной программы Республики Коми "Развитие здравоохранения". Также в прогнозный период демографическую ситуацию будут определять меры по реализации Указа Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 г. N 606 "О мерах по реализации демографической политики Российской Федерации" и Указа Президента Российской Федерации от 7 мая 2018 г. N 204 "О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года".
Географические показатели Республики Коми.
Общая площадь Республики Коми составляет 416,8 тысяч кв. км. Протяженность республики с юго-запада на северо-восток составляет 1275 км; с юга на север - 785 км; с запада на восток - 695 км.
Большая протяженность Республики Коми, низкая плотность населения - 1,99 человека на кв. км, слабо развитая дорожная сеть формируют высокую потребность в использовании на территории республики, а также на близлежащих территориях гражданской авиации как возможности и механизма оказания своевременной первичной медико-санитарной помощи гражданам, проживающим на территории республики.
В состав Республики Коми входят 8 городов республиканского значения с подчиненными им территориями и 12 муниципальных районов. К особенностям инфраструктуры республики можно отнести:
хорошо развитую сеть автомобильных дорог на юге республики, связывающую административный центр Республики Коми с муниципалитетами юга и центральной частью республики - межрайонным крупным административным центром МО ГО "Ухта";
отсутствием автомобильного сообщения административного центра Республики Коми с севером республики - МО ГО "Воркута", МО ГО "Инта", МО ГО "Усинск", МО ГО "Вуктыл" и муниципальным районом - МО МР "Усть-Цилемский";
высоким процентом проживающих сельских жителей республики в районах, относящихся к категории труднодоступных (отсутствие у селений наземного транспортного сообщения с районными центрами): МО МР "Троицко-Печорский", МО МР "Ижемский", МО МР "Усть-Цилемский", МО ГО "Инта", МО ГО "Усинск";
наличием коренных народностей крайнего севера в МО ГО "Воркута", имеющих кочевой образ жизни;