Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»


ПРАВИТЕЛЬСТВО РЕСПУБЛИКИ БАШКОРТОСТАН

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 23 апреля 2019 года N 238


Об утверждении Адресной программы Республики Башкортостан по переселению граждан из аварийного жилищного фонда на 2019 - 2023 годы

(с изменениями на 5 июля 2021 года)

(в ред. Постановлений Правительства Республики Башкортостан от 31.01.2020 N 59, от 07.09.2020 N 530, от 23.12.2020 N 793, от 05.07.2021 N 337)




В целях финансового и организационного обеспечения переселения граждан из аварийных многоквартирных домов муниципальными образованиями Республики Башкортостан Правительство Республики Башкортостан постановляет:


Утвердить прилагаемую Адресную программу Республики Башкортостан по переселению граждан из аварийного жилищного фонда на 2019 - 2023 годы.


(в ред. Постановлений Правительства Республики Башкортостан от 31.01.2020 N 59, от 05.07.2021 N 337)



Временно исполняющий
обязанности Главы
Республики Башкортостан
Р.Ф.ХАБИРОВ



Утверждена
Постановлением Правительства
Республики Башкортостан
от 23 апреля 2019 г. N 238



АДРЕСНАЯ ПРОГРАММА РЕСПУБЛИКИ БАШКОРТОСТАН ПО ПЕРЕСЕЛЕНИЮ ГРАЖДАН ИЗ АВАРИЙНОГО ЖИЛИЩНОГО ФОНДА НА 2019 - 2023 ГОДЫ

(в ред. Постановления Правительства Республики Башкортостан от 05.07.2021 N 337)




ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ

Наименование Программы

Адресная программа Республики Башкортостан по переселению граждан из аварийного жилищного фонда на 2019 - 2023 годы

Основания для разработки Программы

Федеральный закон "О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства" (далее - Федеральный закон);

паспорт национального проекта "Жилье и городская среда", утвержденный протоколом заседания президиума Совета при Президенте Российской Федерации по стратегическому развитию и национальным проектам от 24 декабря 2018 года N 16;

паспорт федерального проекта "Обеспечение устойчивого сокращения непригодного для проживания жилищного фонда", утвержденный протоколом заседания проектного комитета по национальному проекту "Жилье и городская среда" от 21 декабря 2018 года N 3;

Приказ Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации от 31 января 2019 года N 65/пр "Об утверждении методических рекомендаций по разработке региональной адресной программы по переселению граждан из аварийного жилищного фонда, признанного таковым до 1 января 2017 года"

Наименование республиканского органа исполнительной власти, ответственного за реализацию Программы

Министерство строительства и архитектуры Республики Башкортостан

Наименование главного распорядителя бюджетных средств

Министерство строительства и архитектуры Республики Башкортостан

Исполнители Программы

Министерство строительства и архитектуры Республики Башкортостан;

государственное казенное учреждение Республики Башкортостан "Центр мониторинга аварийного жилищного фонда";

администрации муниципальных районов и городских округов Республики Башкортостан (по согласованию)

Цели и задачи Программы

Цели:

финансовое и организационное обеспечение выполнения обязательств органов местного самоуправления по переселению граждан из многоквартирных домов, признанных до 1 января 2017 года в установленном порядке аварийными и подлежащими сносу или реконструкции в связи с физическим износом в процессе эксплуатации (далее - аварийный жилищный фонд), которые выполнили условия предоставления финансовой поддержки за счет средств государственной корпорации - Фонд содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства;

создание безопасных и благоприятных условий проживания граждан на территориях муниципальных образований Республики Башкортостан;

снижение рисков возникновения аварийных ситуаций в аварийном жилищном фонде

Задачи:

поэтапное переселение граждан из жилых помещений, находящихся в подлежащих сносу многоквартирных домах, в благоустроенные жилые помещения до 31 декабря 2023 года;

поэтапная ликвидация многоквартирных домов, признанных до 1 января 2017 года в установленном порядке аварийными и подлежащими сносу в связи с физическим износом в процессе эксплуатации

Перечень муниципальных образований - участников Программы

Городской округ город Уфа Республики Башкортостан;

городской округ город Кумертау Республики Башкортостан;

сельское поселение Аскинский сельсовет муниципального района Аскинский район Республики Башкортостан;

сельское поселение Бакалинский сельсовет муниципального района Бакалинский район Республики Башкортостан;

сельское поселение Старобалтачевский сельсовет муниципального района Балтачевский район Республики Башкортостан;

городское поселение город Белебей муниципального района Белебеевский район Республики Башкортостан;

сельское поселение Максим-Горьковский сельсовет муниципального района Белебеевский район Республики Башкортостан;

городское поселение Приютовский поссовет муниципального района Белебеевский район Республики Башкортостан;

городское поселение город Белорецк муниципального района Белорецкий район Республики Башкортостан;

городское поселение город Бирск муниципального района Бирский район Республики Башкортостан;

городское поселение город Дюртюли муниципального района Дюртюлинский район Республики Башкортостан;

сельское поселение Семилетовский сельсовет муниципального района Дюртюлинский район Республики Башкортостан;

сельское поселение Яркеевский сельсовет муниципального района Илишевский район Республики Башкортостан;

сельское поселение Краснохолмский сельсовет муниципального района Калтасинский район Республики Башкортостан;

сельское поселение Караидельский сельсовет муниципального района Караидельский район Республики Башкортостан;

сельское поселение Кармаскалинский сельсовет муниципального района Кармаскалинский район Республики Башкортостан;

сельское поселение Большеустьикинский сельсовет муниципального района Мечетлинский район Республики Башкортостан;

сельское поселение Мишкинский сельсовет муниципального района Мишкинский район Республики Башкортостан;

сельское поселение Чураевский сельсовет муниципального района Мишкинский район Республики Башкортостан;

сельское поселение Миякинский сельсовет муниципального района Миякинский район Республики Башкортостан;

сельское поселение Первомайский сельсовет муниципального района Стерлитамакский район Республики Башкортостан;

сельское поселение Октябрьский сельсовет муниципального района Стерлитамакский район Республики Башкортостан;

рабочий поселок Чишминский поссовет муниципального района Чишминский район Республики Башкортостан;

городское поселение город Янаул муниципального района Янаульский район Республики Башкортостан;

сельское поселение Кармановский сельсовет муниципального района Янаульский район Республики Башкортостан;

сельское поселение Кисак-Каинский сельсовет муниципального района Янаульский район Республики Башкортостан

Этапы и сроки реализации Программы

2019 - 2023 годы в четыре этапа:

1 этап - до 31 декабря 2020 года;

2 этап - до 31 декабря 2021 года;

3 этап - до 31 декабря 2022 года;

4 этап - до 31 декабря 2023 года

Объемы и источники финансирования Программы

Общий объем финансирования Программы составит 1821587024,67 рубля, в том числе за счет средств:

государственной корпорации - Фонд содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства - 1512656254,42 рубля;

бюджета Республики Башкортостан - 98139193,17 рубля;

бюджетов муниципальных образований - 210791577,08 рубля.

Объем финансирования 1 этапа составит 324566483,54 рубля, в том числе за счет средств:

государственной корпорации - Фонд содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства - 278858248,73 рубля;

бюджета Республики Башкортостан - 5690984,64 рубля;

бюджетов муниципальных образований - 40017250,17 рубля.

Объем финансирования 2 этапа составит 280728830,79 рубля, в том числе за счет средств:

государственной корпорации - Фонд содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства - 238393880,69 рубля;

бюджета Республики Башкортостан - 4865181,23 рубля;

бюджетов муниципальных образований - 37469768,87 рубля.

Объем финансирования 3 этапа составит 53790235,03 рубля, в том числе за счет средств:

государственной корпорации - Фонд содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства - 43928691,94 рубля;

бюджета Республики Башкортостан - 896503,92 рубля; бюджетов муниципальных образований - 8965039,17 рубля.

Объем финансирования 4 этапа составит 1162501475,31 рубля, в том числе за счет средств:

государственной корпорации - Фонд содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства - 951475433,06 рубля;

бюджета Республики Башкортостан - 86686523,38 рубля;

бюджетов муниципальных образований - 124339518,87 рубля

Ожидаемые конечные результаты реализации Программы

Строительство и приобретение 42681,76 кв. м общей площади жилых помещений для переселения граждан из аварийных многоквартирных домов;

переселение 2770 граждан из жилых помещений, находящихся в подлежащих сносу многоквартирных домах;

снос многоквартирных домов общей площадью 38355,59 кв. м.

1 этап:

строительство и приобретение 9354,59 кв. м общей площади жилых помещений для переселения граждан из аварийных многоквартирных домов;

переселение 667 граждан из жилых помещений, находящихся в подлежащих сносу многоквартирных домах;

снос многоквартирных домов общей площадью 8314,32 кв. м.

2 этап:

строительство и приобретение 7645,31 кв. м общей площади жилых помещений для переселения граждан из аварийных многоквартирных домов;

переселение 474 граждан из жилых помещений, находящихся в подлежащих сносу многоквартирных домах;

снос многоквартирных домов общей площадью 6889,63 кв. м.

3 этап:

строительство и приобретение 1048,50 кв. м общей площади жилых помещений для переселения граждан из аварийных многоквартирных домов;

переселение 99 граждан из жилых помещений, находящихся в подлежащих сносу многоквартирных домах;

снос многоквартирных домов общей площадью 953,18 кв. м.

4 этап:

строительство и приобретение 24633,36 кв. м общей площади жилых помещений для переселения граждан из аварийных многоквартирных домов;

переселение 1530 граждан из жилых помещений, находящихся в подлежащих сносу многоквартирных домах;

снос многоквартирных домов общей площадью 22198,46 кв. м



1. ХАРАКТЕРИСТИКА ТЕКУЩЕГО СОСТОЯНИЯ ЖИЛИЩНОГО ФОНДА В РЕСПУБЛИКЕ БАШКОРТОСТАН


На территории Республики Башкортостан, по данным органов местного самоуправления Республики Башкортостан, по состоянию на 1 января 2019 года количество многоквартирных домов, признанных в период с 1 января 2012 года до 1 января 2017 года аварийными и подлежащими сносу или реконструкции, составило 134 единицы площадью 38355,59 кв. м, в которых проживают 2770 человек.


На основании данных, размещенных муниципальными образованиями в автоматизированной информационной системе "Реформа ЖКХ" (далее - АИС "Реформа ЖКХ"), на территории Республики Башкортостан количество аварийного жилья, признанного таковым в период с 1 января 2017 года по 1 января 2020 года, составляет 107 тыс. кв. м. Представленный муниципальными образованиями анализ информации, в соответствии с которым был осуществлен визуальный осмотр ветхого жилищного фонда, показал наличие на территории республики потенциально аварийного жилищного фонда. Его количество составляет около 500 тыс. кв. м.


Проживание граждан в аварийном жилищном фонде опасно для их жизни и здоровья. Муниципальные образования ведут планомерную работу по выявлению и признанию домов аварийными.


Решение проблемы ликвидации аварийного жилищного фонда сдерживается ввиду ограниченности бюджетных средств органов местного самоуправления Республики Башкортостан на переселение граждан из аварийного жилищного фонда. В свою очередь, граждане, проживающие в аварийном жилищном фонде, в подавляющем большинстве не в состоянии приобрести жилые помещения, отвечающие предъявляемым к ним требованиям.


Реализация Адресной программы Республики Башкортостан по переселению граждан из аварийного жилищного фонда на 2019 - 2023 годы (далее - Программа) предусматривает решение указанной проблемы с учетом возможностей долевого финансирования государственной корпорации - Фонд содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства (далее - Фонд), а также средств консолидированного бюджета Республики Башкортостан.



2. МЕХАНИЗМ ОБЕСПЕЧЕНИЯ ПОЛНОТЫ И ДОСТОВЕРНОСТИ СВЕДЕНИЙ ОБ АВАРИЙНОМ ЖИЛИЩНОМ ФОНДЕ


В соответствии с Методическими рекомендациями по порядку формирования и ведения реестров многоквартирных домов и жилых домов, признанных аварийными, утвержденными Приказом Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации от 30 июля 2015 года N 536/пр, сведения о признании многоквартирных домов аварийными и подлежащими сносу или реконструкции вносятся муниципальными образованиями в АИС "Реформа ЖКХ".


В реестр многоквартирных домов и жилых домов, признанных аварийными после 1 января 2012 года, включены дома, по которым ранее муниципальными образованиями Республики Башкортостан были заключены договоры о развитии застроенной территории. Финансирование мероприятий по переселению граждан из указанных домов осуществляется за счет средств застройщиков. Контроль за исполнением указанных договоров в части исполнения обязательств по переселению граждан из аварийного жилищного фонда возложен на муниципальные образования Республики Башкортостан. При выявлении аварийного жилищного фонда, признанного таковым до 1 января 2017 года, в отношении которого заключены договоры о развитии застроенной территории, не допускается финансирование мероприятий по переселению граждан за счет средств бюджета Республики Башкортостан и средств Фонда.



3. РЕКОМЕНДУЕМЫЙ ПЕРЕЧЕНЬ ХАРАКТЕРИСТИК ПРОЕКТИРУЕМЫХ (СТРОЯЩИХСЯ) И ПРИОБРЕТАЕМЫХ ЖИЛЫХ ПОМЕЩЕНИЙ, КОТОРЫЕ БУДУТ ПРЕДОСТАВЛЕНЫ ГРАЖДАНАМ В РАМКАХ ПРОГРАММЫ


Рекомендации к жилью, строящемуся или приобретаемому в рамках Программы, предназначены для использования муниципальными заказчиками при подготовке документации на проведение конкурентных процедур в целях реализации Программы, за исключением контрактов на выкуп помещений у собственников и контрактов на покупку жилых помещений у лиц, не являющихся застройщиками, в домах, введенных в эксплуатацию, и представлены в следующей таблице:

N п/п

Наименование рекомендуемой характеристики

Содержание рекомендуемой характеристики

1

Проектная документация на дом

в проектной документации проектные значения параметров и другие проектные характеристики жилья, а также проектируемые мероприятия по обеспечению его безопасности рекомендуется устанавливать таким образом, чтобы в процессе его строительства и эксплуатации оно было безопасным для жизни и здоровья граждан (включая инвалидов и другие группы населения с ограниченными возможностями передвижения), имущества физических и юридических лиц, государственного или муниципального имущества, окружающей среды.

Проектную документацию рекомендуется разрабатывать в соответствии с требованиями Федерального закона "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности";

Федерального закона "Технический регламент о безопасности зданий и сооружений";

Постановления Правительства Российской Федерации от 16 февраля 2008 года N 87 "О составе разделов проектной документации и требованиях к их содержанию";

Свода правил 42.13330.2016 "Градостроительство. Планировка и застройка городских и сельских поселений";

Свода правил 54.13330.2016 "Здания жилые многоквартирные";

Свода правил 59.13330.2016 "Доступность зданий и сооружений для маломобильных групп населения";

Свода правил 14.13330.2018 "СНИП II-7-81 <*> Строительство в сейсмических районах";

Свода правил 22.13330.2016 "Основания зданий и сооружений";

Свода правил 2.13130.2020 "Системы противопожарной защиты. Обеспечение огнестойкости объектов защиты";

Свода правил 4.13130.2013 "Системы противопожарной защиты. Ограничение распространения пожара на объектах защиты. Требования к объемно-планировочным и конструктивным решениям";

Свода правил 255.1325800.2016 "Здания и сооружения. Правила эксплуатации. Основные положения".

Оформление проектной документации рекомендуется осуществлять в соответствии с ГОСТ Р 21.101-2020 "Национальный стандарт Российской Федерации. Система проектной документации для строительства. Основные требования к проектной и рабочей документации".

Планируемые к строительству (строящиеся) многоквартирные дома, а также подлежащие приобретению жилые помещения должны соответствовать положениям санитарно-эпидемиологических правил и нормативов СанПиН 2.1.3684-21 "Санитарно-эпидемиологические требования к содержанию территорий городских и сельских поселений, к водным объектам, питьевой воде и питьевому водоснабжению, атмосферному воздуху, почвам, жилым помещениям, эксплуатации производственных, общественных помещений, организации и проведению санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий".

В отношении проектной документации на строительство многоквартирного дома, построенного многоквартирного дома, в котором приобретаются жилые помещения, рекомендуется обеспечить наличие положительного заключения проведенной в соответствии с требованиями градостроительного законодательства экспертизы

2

Конструктивное, инженерное и технологическое оснащение строящегося многоквартирного дома, введенного в эксплуатацию многоквартирного дома, в котором приобретается готовое жилье

в строящихся домах рекомендовано:

1) несущие строительные конструкции выполнять из следующих материалов:

а) стены - из каменных конструкций (кирпича, блоков), крупных железобетонных блоков, железобетонных панелей, монолитного железобетонного каркаса с заполнением;

б) перекрытия - из сборных и монолитных железобетонных конструкций;

в) фундаменты - из сборных и монолитных железобетонных и каменных конструкций.

Не рекомендуется строительство домов и приобретение жилья в домах, выполненных из легких стальных тонкостенных конструкций (ЛСТК), SIP-панелей, металлических сэндвич-панелей;

2) подключение к централизованным сетям инженерно-технического обеспечения по выданным соответствующими ресурсоснабжающими и иными организациями техническим условиям;

3) наличие внутриквартирного санитарного узла (раздельного или совмещенного), включающего ванну, унитаз, раковину;

4) наличие внутридомовых инженерных систем, включая системы:

а) электроснабжения (с силовым и иным электрооборудованием в соответствии с проектной документацией);

б) холодного водоснабжения;

в) водоотведения (канализации);

г) газоснабжения (при наличии в соответствии с проектной документацией) с устройством сигнализаторов загазованности, сблокированных с быстродействующим запорным клапаном, установленным первым по ходу газа на внутреннем газопроводе жилого здания, с возможностью аварийно-диспетчерского обслуживания, а также с установкой легкосбрасываемых оконных блоков (в соответствии с проектной документацией);

д) отопления (при отсутствии централизованного отопления и наличии газа рекомендуется установка коллективных или индивидуальных газовых котлов);

е) горячего водоснабжения;

ж) противопожарной безопасности (в соответствии с проектной документацией);

з) мусороудаления (при наличии в соответствии с проектной документацией);

5) в случае экономической целесообразности использовать локальные системы энергоснабжения;

6) наличие принятых в эксплуатацию и зарегистрированных в установленном порядке лифтов (при наличии в соответствии с проектной документацией);

7) лифты оснащать:

а) кабиной, предназначенной для пользования инвалидом в кресле-коляске с сопровождающим лицом;

б) оборудованием для связи с диспетчером;

в) аварийным освещением кабины лифта;

г) светодиодным освещением кабины лифта в антивандальном исполнении;

д) панелью управления кабиной лифта в антивандальном исполнении;

8) наличие внесенных в Государственный реестр средств измерений, проверенных предприятиями-изготовителями, принятых в эксплуатацию соответствующими ресурсоснабжающими организациями и соответствующих установленным требованиям к классам точности общедомовых (коллективных) приборов учета электрической, тепловой энергии, холодной воды, горячей воды (при централизованном теплоснабжении в установленных случаях);

9) наличие оконных блоков со стеклопакетом класса энергоэффективности в соответствии с классом энергоэффективности дома;

10) освещение этажных лестничных площадок дома с использованием светильников в антивандальном исполнении со светодиодным источником света, датчиков движения и освещенности;

11) при входах в подъезды дома освещение с использованием светильников в антивандальном исполнении со светодиодным источником света и датчиков освещенности, козырьки над входной дверью и утепленные дверные блоки с ручками и автодоводчиком;

12) наличие во входах в подвал (технического подполья) дома металлических дверных блоков с замком, ручками и автодоводчиком;

13) наличие отмостки из армированного бетона, асфальта, устроенной по всему периметру дома, обеспечивающей отвод воды от фундаментов;

14) наличие организованного водостока;

15) благоустройство придомовой территории, в том числе наличие твердого покрытия, озеленения и малых архитектурных форм, площадок общего пользования различного назначения, в том числе детской игровой площадки с игровым комплексом (в соответствии с проектной документацией)

3

Функциональное оснащение и отделка помещений

для целей переселения граждан из аварийного жилищного фонда рекомендуется использовать построенные и приобретенные жилые помещения, расположенные на любых этажах дома, кроме подвального, цокольного, технического, мансардного:

1) оборудованные подключенными к соответствующим внутридомовым инженерным системам внутриквартирными инженерными сетями в составе (не менее):

а) электроснабжения с электрическим щитком с устройствами защитного отключения;

б) холодного водоснабжения;

в) горячего водоснабжения (централизованной или автономной);

г) водоотведения (канализации);

д) отопления (централизованного или автономного);

е) вентиляции;

ж) газоснабжения (при наличии в соответствии с проектной документацией) с устройством сигнализаторов загазованности, сблокированных с быстродействующим запорным клапаном, установленным первым по ходу газа на внутреннем газопроводе жилого здания, с возможностью аварийно-диспетчерского обслуживания, а также с установкой легкосбрасываемых оконных блоков (в соответствии с проектной документацией);

з) внесенных в Государственный реестр средств измерений, проверенными предприятиями-изготовителями, принятыми в эксплуатацию соответствующими ресурсоснабжающими организациями и соответствующими установленным требованиям к классам точности индивидуальными приборами учета электрической энергии, холодной воды, горячей воды, природного газа (в установленных случаях) (в соответствии с проектной документацией);

2) имеющие чистовую отделку "под ключ", в том числе:

а) входную утепленную дверь с замком, ручками и дверным глазком;

б) межкомнатные двери с наличниками и ручками;

в) оконные блоки со стеклопакетом класса энергоэффективности в соответствии с классом энергоэффективности дома;

г) вентиляционные решетки;

д) подвесные крюки для потолочных осветительных приборов во всех помещениях квартиры;

3) имеющие установленные и подключенные к соответствующим внутриквартирным инженерным сетям:

а) звонковую сигнализацию (в соответствии с проектной документацией);

б) мойку со смесителем и сифоном;

в) умывальник со смесителем и сифоном;

г) унитаз с сиденьем и сливным бачком;

д) ванну с заземлением со смесителем и сифоном;

е) одно-, двухклавишные электровыключатели;

ж) электророзетки;

з) выпуски электропроводки и патроны во всех помещениях квартиры;

и) газовую или электрическую плиту (в соответствии с проектным решением);

к) радиаторы отопления с терморегуляторами (при технологической возможности в соответствии с проектной документацией), а при автономном отоплении и горячем водоснабжении - с двухконтурным котлом;

4) имеющие напольное покрытие из керамической плитки в помещениях ванной комнаты, туалета (совмещенного санузла), кладовых, на балконе (лоджии), в остальных помещениях квартиры - из ламината класса износостойкости 22 и выше или линолеума на вспененной основе;

5) имеющие отделку стен водоэмульсионной или иной аналогичной краской в помещениях ванной комнаты, туалета (совмещенного санузла), кладовых, кухни (за исключением части стены (стен) в кухне, примыкающей(-их) к рабочей поверхности, и части стены (стен) в ванной комнате, примыкающей(-их) к ванне и умывальнику, отделка которых производится керамической плиткой); обоями в остальных помещениях;

6) имеющие отделку потолков во всех помещениях квартиры водоэмульсионной или иной аналогичной краской либо конструкцией из сварной виниловой пленки (ПВХ) или бесшовного тканевого полотна, закрепленных на металлическом или пластиковом профиле под перекрытием (натяжные потолки)

4

Материалы и оборудование

проектом строительства многоквартирного дома рекомендуется предусмотреть применение современных сертифицированных строительных и отделочных материалов, технологического и инженерного оборудования. Строительство рекомендуется осуществлять с применением материалов и оборудования, обеспечивающих соответствие жилища требованиям проектной документации. Работы и применяемые строительные материалы в процессе строительства дома, жилые помещения в котором приобретаются в соответствии с муниципальным контрактом в целях переселения граждан из аварийного жилищного фонда, а также результаты таких работ рекомендуется выполнять в соответствии с требованиями технических регламентов, требованиями энергетической эффективности и оснащенности объекта капитального строительства приборами учета используемых энергетических ресурсов

5

Энергоэффективность дома

рекомендуется предусматривать класс энергетической эффективности дома не ниже "В" согласно Правилам определения класса энергетической эффективности, утвержденным Приказом Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства от 6 июня 2016 года N 399/пр.

Рекомендуется предусматривать следующие мероприятия, направленные на повышение энергоэффективности дома:

1) предъявлять к оконным блокам в квартирах и в помещениях общего пользования дополнительные требования, указанные выше;

2) производить установку в помещениях общего пользования, лестничных клетках, перед входом в подъезды светодиодных светильников с датчиками движения и освещенности;

3) проводить освещение придомовой территории с использованием светодиодных светильников и датчиков освещенности;

4) выполнять теплоизоляцию подвального (цокольного) и чердачного перекрытий (в соответствии с проектной документацией);

5) проводить установку приборов учета горячего и холодного водоснабжения, электроэнергии, газа, предусмотренных в проектной документации;

6) выполнять установку радиаторов отопления с терморегуляторами (при технологической возможности в соответствии с проектной документацией);

7) проводить устройство входных дверей в подъезды дома с утеплением и оборудованием автодоводчиками;

8) устраивать входные тамбуры в подъезды дома с утеплением стен, устанавливать утепленные двери тамбура (входную и проходную) с автодоводчиками.

Рекомендуется обеспечить наличие на фасаде дома указателя класса энергетической эффективности дома в соответствии с разделом III Правил определения класса энергетической эффективности многоквартирных домов, утвержденных Приказом Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации от 6 июня 2016 года N 399/пр

6

Эксплуатационная документация дома

наличие паспортов и инструкций по эксплуатации предприятий-изготовителей на механическое, электрическое, санитарно-техническое и иное, включая лифтовое, оборудование, приборы учета использования энергетических ресурсов (общедомовые (коллективные) и индивидуальные) и узлы управления подачей энергетических ресурсов и т.д., а также соответствующих документов (копий документов), предусмотренных пунктами 24 и 26 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 13 августа 2006 года N 491, и Сводом правил 255.1325800.2016 "Здания и сооружения. Правила эксплуатации. Основные положения" (в соответствии с проектной документацией).

Наличие инструкций по эксплуатации внутриквартирного инженерного оборудования. Комплекты инструкций по эксплуатации внутриквартирного инженерного оборудования подлежат передаче муниципальному образованию - участнику Программы



4. КРИТЕРИИ ОЧЕРЕДНОСТИ И ОБЯЗАТЕЛЬНОЕ УСЛОВИЕ УЧАСТИЯ В ПРОГРАММЕ


В соответствии с требованиями Федерального закона в Программу включаются многоквартирные дома, признанные до 1 января 2017 года в установленном порядке аварийными и подлежащими сносу или реконструкции в связи с физическим износом в процессе эксплуатации, в которых собственники помещений в установленный органом местного самоуправления срок не осуществили сноса или реконструкции признанного аварийным дома.


Перечень многоквартирных домов, признанных аварийными до 1 января 2017 года, указан в приложении N 1 к Программе.


В первоочередном порядке подлежат переселению граждане из многоквартирных домов, которые расположены на территории муниципального образования и год признания которых аварийными и подлежащими сносу или реконструкции предшествует годам признания аварийными и подлежащими сносу или реконструкции других многоквартирных домов, расположенных на территории этого муниципального образования, а также из многоквартирных домов при наличии угрозы их обрушения или при переселении граждан на основании вступившего в законную силу решения суда. В случае, если несколько многоквартирных домов, признанных аварийными и подлежащими сносу или реконструкции в разные годы, расположены в границах одного элемента планировочной структуры (квартала, микрорайона) или смежных элементов планировочной структуры, переселение граждан из этих домов может осуществляться в рамках одного этапа Программы.


Обязательным условием участия муниципальных образований в Программе является непредставление и неиспользование земельных участков, на которых располагались многоквартирные дома, общая площадь аварийного жилищного фонда в которых учитывалась при расчете лимита предоставления финансовой поддержки на переселение граждан из аварийного жилищного фонда, в целях, отличных от целей размещения объектов коммунального обслуживания, социального обслуживания, здравоохранения, образования и просвещения, общественного управления, обустройства мест для занятий спортом, физической культурой, пеших прогулок, размещения парков, садов и скверов, размещения жилых помещений, строительство которых осуществляется за счет средств бюджетов бюджетной системы Российской Федерации. Данное условие не распространяется на земельные участки, на которых располагались указанные многоквартирные дома, если переселение граждан из таких многоквартирных домов осуществлялось в рамках реализации договора о развитии застроенной территории и (или) договора о комплексном развитии территории.


В случае использования земельных участков, высвободившихся после расселения граждан и сноса домов, в нарушение вышеуказанного условия средства Фонда и бюджета Республики Башкортостан подлежат возврату.



5. ГРАФИК РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ

N п/п

Наименование мероприятия

Срок

Исполнитель

1

Представление заявки в Фонд на получение средств финансовой поддержки

ежегодно в течение 2019 - 2022 годов

Минстрой РБ

2

Получение средств Фонда

ежегодно в течение 2019 - 2023 годов

администрации муниципальных образований РБ (по согласованию)

3

Начало переселения граждан из аварийного жилищного фонда

IV квартал 2019 года

администрации муниципальных образований РБ (по согласованию)

4

Контроль за выполнением Программы, в том числе за целевым использованием бюджетных средств

в течение 2019 - 2023 годов

Минстрой РБ;

ГКУ РБ "Центр мониторинга аварийного жилищного фонда";

администрации муниципальных образований РБ (по согласованию)

5

Мониторинг реализации Программы

в течение 2019 - 2023 годов

ГКУ РБ "Центр мониторинга аварийного жилищного фонда"

6

Подготовка и представление отчетности о целевом использовании средств Фонда

ежемесячно

Минстрой РБ;

администрации муниципальных образований РБ (по согласованию)



6. ПОРЯДОК ОПРЕДЕЛЕНИЯ РАЗМЕРА ВОЗМЕЩЕНИЯ ЗА ИЗЫМАЕМОЕ ЖИЛОЕ ПОМЕЩЕНИЕ И ПРЕДОСТАВЛЕНИЕ ПО ДОГОВОРАМ СОЦИАЛЬНОГО НАЙМА


Изъятие жилых помещений, находящихся в признанных аварийными многоквартирных домах, осуществляется в порядке, предусмотренном статьей 32 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - ЖК РФ). В соответствии с частью 1 статьи 32 ЖК РФ жилое помещение может быть изъято у собственника в связи с изъятием земельного участка, на котором расположено такое жилое помещение или расположен многоквартирный дом, в котором находится такое жилое помещение, для государственных и муниципальных нужд. В зависимости от того, для чьих нужд изымается земельный участок, выкуп жилого помещения осуществляется на основании решения уполномоченного федерального органа исполнительной власти, исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации или органа местного самоуправления.


Решение об изъятии жилого помещения, находящегося в признанном аварийным многоквартирном доме, принимается после истечения установленного срока, в течение которого собственники помещений должны были осуществить снос или реконструкцию признанного аварийным дома.


При изъятии жилых помещений у собственников путем возмещения за жилые помещения согласно части 6 статьи 32 ЖК РФ размер возмещения за жилое помещение, сроки и другие условия изъятия определяются соглашением с собственником каждого изымаемого помещения, находящегося в признанном аварийным многоквартирном доме. Принудительное изъятие жилого помещения на основании решения суда возможно только при условии предварительного и равноценного возмещения.


В соответствии со статьей 8 Федерального закона "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" проведение оценки жилых помещений, находящихся в признанном аварийным многоквартирном доме, является обязательным при предусмотренном законодательством Российской Федерации изъятии имущества у собственников для государственных или муниципальных нужд.


Согласно части 7 статьи 32 ЖК РФ при определении размера возмещения собственнику за изымаемое жилое помещение в данный размер включаются:


а) рыночная стоимость жилого помещения;


б) рыночная стоимость общего имущества в многоквартирном доме, в том числе рыночная стоимость земельного участка, на котором расположен многоквартирный дом, с учетом доли собственника в праве общей собственности на такое имущество;


в) все убытки, причиненные собственнику жилого помещения его изъятием, включая убытки, которые этот собственник несет в связи с: