ГЛАВА УДМУРТСКОЙ РЕСПУБЛИКИ

УКАЗ

от 29 мая 2019 года N 63


О внесении изменения в Указ Главы Удмуртской Республики от 19 января 2016 года N 9 "Об утверждении Стратегии реализации государственной национальной политики Российской Федерации на территории Удмуртской Республики"


1. Внести в Указ Главы Удмуртской Республики от 19 января 2016 года N 9 "Об утверждении Стратегии реализации государственной национальной политики Российской Федерации на территории Удмуртской Республики" изменение, изложив Стратегию реализации государственной национальной политики Российской Федерации на территории Удмуртской Республики в редакции согласно приложению.


2. Настоящий Указ вступает в силу со дня его подписания.



Глава
Удмуртской Республики
А.В.БРЕЧАЛОВ


г. Ижевск
29 мая 2019 года
N 63



Приложение
к Указу
Главы
Удмуртской Республики
от 29 мая 2019 г. N 63



"Утверждена
Указом
Главы
Удмуртской Республики
от 19 января 2016 г. N 9



СТРАТЕГИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ГОСУДАРСТВЕННОЙ НАЦИОНАЛЬНОЙ ПОЛИТИКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ НА ТЕРРИТОРИИ УДМУРТСКОЙ РЕСПУБЛИКИ



I. Общие положения


1. Межэтнические и межконфессиональные отношения, как и все общественные отношения, в развивающемся, модернизирующемся государстве находятся в постоянной динамике. Внимание к этим изменениям имеет сегодня особую актуальность. В современных условиях этнический фактор нередко оказывает определяющее влияние на формирование общественно-политической ситуации, происходящие социально-экономические и политические процессы. Гражданский мир и межэтническая стабильность являются необходимым, а зачастую ведущим условием успешной модернизации государства и общества.


2. Настоящая Стратегия является документом стратегического планирования в сфере обеспечения национальной безопасности Российской Федерации на территории Удмуртской Республики, определяющим приоритеты, цели, принципы, задачи, основные направления государственной национальной политики Российской Федерации на территории Удмуртской Республики, а также инструменты и механизмы ее реализации.


3. Настоящая Стратегия разработана в целях обеспечения интересов государства, общества, человека и гражданина, укрепления государственного единства и целостности Российской Федерации, сохранения языковой и этнокультурной самобытности народов Российской Федерации, проживающих в Удмуртской Республике, развития государственных языков Удмуртской Республики, обеспечения конституционных прав и свобод граждан, гармонизации общественных и государственных интересов, а также в целях координации деятельности государственных органов Удмуртской Республики, органов местного самоуправления в Удмуртской Республике (далее - государственные органы и органы местного самоуправления) и их взаимодействия с институтами гражданского общества при реализации государственной национальной политики Российской Федерации.


4. Правовую основу настоящей Стратегии составляют Конституция Российской Федерации, общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры Российской Федерации, федеральные законы от 28 декабря 2010 года N 390-ФЗ "О безопасности" и от 28 июня 2014 года N 172-ФЗ "О стратегическом планировании в Российской Федерации", иные федеральные законы, Стратегия государственной национальной политики Российской Федерации на период до 2025 года, утвержденная Указом Президента Российской Федерации от 19 декабря 2012 года N 1666, иные нормативные правовые акты Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации, Конституция Удмуртской Республики, договоры (соглашения) между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти Удмуртской Республики, правовые акты Удмуртской Республики, документы стратегического планирования в сферах социально-экономического развития, обеспечения национальной безопасности, региональной, внешней, миграционной и молодежной политики, образования и культуры, а также иные документы, регулирующие деятельность в сфере государственной национальной политики Российской Федерации на территории Удмуртской Республики.


5. Настоящая Стратегия должна способствовать выработке государственными органами и органами местного самоуправления, а также институтами гражданского общества единых подходов к решению вопросов государственной национальной политики Российской Федерации на территории Удмуртской Республики.


6. Настоящая Стратегия учитывает историко-культурный опыт становления и развития российской государственности, в том числе государственности Удмуртии, основанный на взаимодействии и сотрудничестве народов Российской Федерации, населяющих Удмуртскую Республику.


Настоящая Стратегия носит комплексный межотраслевой социально ориентированный характер и направлена на развитие потенциала многонационального народа Российской Федерации, проживающего в Удмуртской Республике.


7. Для целей настоящей Стратегии используются следующие основные понятия:


государственная национальная политика Российской Федерации на территории Удмуртской Республики - система стратегических приоритетов и мер, реализуемых государственными органами и органами местного самоуправления, институтами гражданского общества и направленных на укрепление межнационального согласия, гражданского единства, обеспечение поддержки этнокультурного и языкового многообразия на территории Удмуртской Республики, недопущение дискриминации по признаку социальной, расовой, национальной, языковой или религиозной принадлежности, а также на профилактику экстремизма и предупреждение конфликтов на национальной и религиозной почве;


многонациональный народ Российской Федерации (российская нация) - сообщество свободных равноправных граждан Российской Федерации различной этнической, религиозной, социальной и иной принадлежности, обладающих гражданским самосознанием;


гражданское единство - основа российской нации, признание гражданами Российской Федерации суверенитета государства, его целостности, единства правового пространства, этнокультурного и языкового многообразия Российской Федерации, исторического и культурного наследия народов Российской Федерации, равных прав на социальное и культурное развитие, на доступ к социальным и культурным ценностям, солидарность граждан в достижении целей и решении задач развития общества;


общероссийская гражданская идентичность (гражданское самосознание) - осознание гражданами Российской Федерации их принадлежности к своему государству, народу, обществу, ответственности за судьбу страны, необходимости соблюдения гражданских прав и обязанностей, а также приверженность базовым ценностям российского общества;


межнациональные (межэтнические) отношения - взаимодействие людей (групп людей) разных национальностей (разной этнической принадлежности) в различных сферах трудовой, культурной и общественно-политической жизни Российской Федерации, оказывающих влияние на этнокультурное и языковое многообразие Российской Федерации и гражданское единство;


национально-культурные потребности (этнокультурные потребности) - потребности людей (групп людей) в самоидентификации, сохранении и развитии своих культуры и языка;


народы, национальности, этнические общности в Российской Федерации - национальный и этнический состав населения Российской Федерации, образующий этнические общности людей, свободно определяющих свою национальную и культурную принадлежность;


этнокультурное и языковое многообразие Российской Федерации - совокупность всех этнических культур и языков народов Российской Федерации.


8. Приоритетами государственной национальной политики Российской Федерации на территории Удмуртской Республики являются:


укрепление гражданского единства, гражданского самосознания и сохранение самобытности многонационального народа Российской Федерации (российской нации);


сохранение этнокультурного и языкового многообразия Российской Федерации на территории Удмуртской Республики;


сохранение русского и удмуртского языков как государственных языков Удмуртской Республики и иных языков народов Российской Федерации, проживающих на территории Удмуртской Республики;


гармонизация межнациональных (межэтнических) отношений, профилактика экстремизма и предупреждение конфликтов на национальной и религиозной почве;


создание дополнительных социально-экономических, политических и культурных условий для улучшения социального благополучия граждан, обеспечения межнационального и межрелигиозного мира и согласия в Удмуртской Республике;


соблюдение прав коренного малочисленного народа Российской Федерации - бесермян;


поддержка соотечественников, проживающих за рубежом, содействие развитию их связей с Российской Федерацией и добровольному переселению в Российскую Федерацию, в том числе в Удмуртскую Республику.



II. Современное состояние межнациональных (межэтнических) отношений в Удмуртской Республике


9. Удмуртская Республика - один из многонациональных и поликонфессиональных регионов Российской Федерации. По данным Всероссийской переписи населения 2010 года в Удмуртии проживают представители 136 этнических групп, в том числе более 80 народов России и стран СНГ. Среди лиц, указавших национальную принадлежность в ходе переписи 2010 года, наиболее многочисленными являются русские - 62,2%, удмурты - 28,0%, татары - 6,7%, украинцы - 0,6% и марийцы - 0,6%; представители иных этнических групп составляют в совокупности 1,9% от населения региона.


Среди сельского населения республики удмурты согласно данным переписи населения 2010 года составляют относительное большинство - 51,0%. В то же время представление об удмуртах как исключительно сельском этносе сегодня можно отнести к устаревшим стереотипам - более 42% удмуртов проживают в городах республики. Русские и татары проживают преимущественно в городах - 78,4% и 83,1% от численности соответствующего народа.


Кроме удмуртов и русских на территории Удмуртской Республики исторически компактно проживают представители других этнических групп:


татары и татары-кряшены - в Юкаменском (17,9%), Балезинском (9,6%), Камбарском (8,8%), Граховском (4,9%), Малопургинском (3,3%) и Алнашском (3,0%) районах;


марийцы - в Каракулинском (17,8%), Граховском (10,4%) и Алнашском (2,0%) районах;


чуваши - в Граховском районе (2,7%).


В пределах Юкаменского (10,5%), Ярского (1,2%), Балезинского (0,7%) и Глазовского (0,4%) районов республики компактно проживают бесермяне - коренной малочисленный народ, 96% представителей которого проживают на территории Удмуртской Республики.


10. Одним из важных направлений государственной национальной политики Российской Федерации на территории Удмуртской Республики является взаимодействие с религиозными объединениями. На территории Удмуртской Республики по состоянию на 1 января 2019 года осуществляют деятельность 299 религиозных организаций, представляющих более 20 вероисповеданий. Деятельность большинства из них направлена на сохранение социальной стабильности, духовно-нравственное и патриотическое воспитание молодежи, развитие толерантности и укрепление гражданского мира и межконфессионального согласия в обществе.


11. На территории республики сохраняется в целом благоприятный климат межэтнических и межконфессиональных отношений, что подтверждается многолетними социологическими наблюдениями. Многонациональность и поликонфессиональность населения республики не являются источником социальной напряженности.


За период реализации настоящей Стратегии с 2016 года по 2018 год достигнуты существенные результаты в обеспечении межнационального мира и согласия в Удмуртской Республике. По итогам социологических опросов в 2018 году более 80% опрошенных положительно оценивают состояние межнациональных (межэтнических) отношений. Подавляющее большинство жителей Удмуртской Республики не придают никакого значения национальности человека при общении с ним (93,0%). По сравнению с результатами исследования, проведенного в 2016 году, доля подобных ответов возросла в 2017 году более чем на 13% и продолжила оставаться на таком уровне в 2018 году.


Во многом устойчивость этнополитической ситуации в республике обусловлена огромным историческим опытом сотрудничества и добрососедства народов Российской Федерации, проживающих на территории Удмуртской Республики, мирным характером складывавшегося на протяжении значительного периода времени межэтнического взаимодействия.


Опора на традиции добрососедства, сотрудничества и веротерпимости позволяет успешно нейтрализовывать влияние негативных национально-радикальных политических тенденций, противостоять проявлениям экстремизма, сохраняя в республике межнациональный и межконфессиональный мир и взаимопонимание.


В 2020 году исполняется 100 лет образования Удмуртии. Это знаменательная дата в истории российского федерализма и важнейшая веха в истории становления и развития республики.


Жители Удмуртии по праву гордятся своим вековым вкладом в социально-экономическое развитие России. Столетие республики станет ключевым событием 2020 года, объединяющим единой концепцией все государственные, культурно-массовые, спортивные и информационно-просветительские мероприятия, меры по сохранению объектов культурно-исторического наследия.


Событие несет мощный идеологический посыл с вовлечением самих граждан в идеологическое, историческое пространство юбилея, в обсуждение вопросов, имеющих важное значение для объективного освещения истории и воспитания молодежи.


12. В Удмуртской Республике выработаны основные механизмы реализации государственной национальной политики, сформирована система управления этноконфессиональными процессами.

Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»