Актуальным вопросом для субъектов внешнеэкономической деятельности, в том числе для экспортеров Свердловской области, остается избыточная административная нагрузка, в том числе большое число проверок и количество необходимых разрешений, увеличивающая издержки экспортеров. Выход на экспортные рынки, где уровень конкуренции достаточно высок, требует снижения затрат на производство, в том числе сокращения объема затрат на проверки.
Административно-таможенные и экспортные процедуры в России, не являясь ключевыми ограничивающими экспорт факторами, могут существенно замедлять и усложнять процесс экспорта, увеличивая его стоимость и отвлекая предпринимателей от производственного цикла. Оптимизация налоговых и таможенных процедур будет способствовать сокращению как временных, так и материальных затрат на экспорт, что поможет сделать российскую продукцию более конкурентоспособной на мировом рынке.
Введение электронного таможенного декларирования, синхронизация баз данных Федеральной таможенной службы и Федеральной налоговой службы, с помощью которой создано так называемое "единое окно" для экспортеров, позволяющее видеть документы о пересечении границы, необходимые для осуществления налоговых процедур, привело к существенному сокращению временных издержек на документооборот.
Внешнеэкономические операции, предусматривающие передачу контролируемых товаров и технологий иностранным лицам, если это необходимо для обеспечения безопасности государства или выполнения международных обязательств Российской Федерации, подлежат лицензированию. Специальное разрешение выдается Федеральной службой по техническому и экспортному контролю (срок выдачи - около 45 дней) и представляется в таможенные органы. Подтверждение отсутствия основания для экспортного контроля является еще одной административной процедурой, увеличивающей время экспортной поставки.
С марта 2018 года отменен "паспорт сделки" (документ, служащий целям валютного контроля, который оформляется для импортного или экспортного контракта), замедлявший экспортные операции, введен порядок постановки на учет контрактов с присвоением им уникальных номеров. Сумма внешнеторговой сделки, при которой осуществляется постановка контрактов на учет: для экспортных контрактов - 6 млн. рублей, для импортных контрактов - 3 млн. рублей. Изменения призваны упростить проведение экспортных операций. Сохраняется необходимость представления документов, связанных с проведением валютных операций.
Экспортерам нематериальных активов, в том числе IT-товаров, недоступен ряд мер поддержки и налоговые вычеты по экспортным операциям в связи с отсутствием методики определения факта экспортной сделки (программное обеспечение, передаваемое без материальных носителей, фактически не пересекает государственную границу, его нельзя отнести к товару). Также на нематериальные активы не распространяется ставка 0% НДС при экспорте, поскольку компании не могут доказать степень переработки своих товаров.