Недействующий

О государственной программе Новгородской области "Содействие занятости населения в Новгородской области на 2019 - 2025 годы" (с изменениями на 25 декабря 2023 года)



I. Характеристика текущего состояния рынка труда Новгородской области, приоритеты и цели государственной политики в указанной сфере


1. Решение проблем занятости населения области является важнейшим элементом комплексного преобразования экономики области. Изменения спроса и предложения рабочей силы на рынке труда демонстрируют свою зависимость от целой совокупности факторов: демографической ситуации, развития экономических, инвестиционных и миграционных процессов, реализации мероприятий государственной политики в области содействия занятости населения области.


Состояние рынка труда во многом зависит от уровня экономического развития области. Положительная динамика развития отмечается в промышленном производстве, жилищном строительстве, торговле. Индекс промышленного производства в январе 2019 года составил 106,4 % (к январю 2018 года).


На территории области действуют 13715 организаций (предприятий) и 16190 индивидуальных предпринимателей.


Принимаемые в 2014 - 2018 годах меры, направленные на содействие занятости населения, снижение напряженности на рынке труда, оказали существенное влияние на развитие рынка труда, снижение масштабов общей и регистрируемой безработицы.


Численность безработных граждан, зарегистрированных в органах службы занятости области, на 1 января 2019 года составила 2641 человек, что на 18,7 % меньше по сравнению с аналогичным показателем на начало 2014 года (на 1 января 2014 года - 3249 человек).


Уровень регистрируемой безработицы по отношению к экономически активному населению в области на протяжении последних лет не превышал уровня безработицы по Российской Федерации. На 1 января 2019 года уровень регистрируемой безработицы в Новгородской области равен среднему по Северо-Западному федеральному округу - 0,8 % (по данным Роструда).


В то же время существует ряд проблем, влияющих на развитие регионального рынка труда области. В качестве основных негативных тенденций можно выделить:


снижение численности экономически активного населения области, в том числе занятого в экономике области, что влечет сокращение предложения рабочей силы;


профессионально-квалификационные диспропорции спроса и предложения рабочей силы на рынке труда.


В Новгородской области, как и в целом по Российской Федерации, сложилась демографическая ситуация, характеризующаяся отрицательным естественным приростом населения. За 2012 - 2016 годы естественная убыль населения в среднем составляет 3,5 тыс. человек в год. Население Новгородской области по состоянию на 1 января 2019 года по предварительным данным Новгородстата составляет 600,4 тыс. человек (на 1 января 2018 года - 606,5 тыс. человек). За 2017 год численность населения рекордно сократилась на 6,3 тыс. человек. По численности населения Новгородская область занимает 10 место (из 11 регионов) по Северо-Западному федеральному округу и 70 место (из 85 регионов) по Российской Федерации.


По данным Новгородстата, в 2017 году численность экономически активного населения в возрасте 15 лет и старше составила 315,8 тыс. человек. За ноябрь 2018 года - январь 2019 года этот показатель составил 307,6 тыс. человек.


Решение проблемы по смягчению негативных демографических тенденций на рынке труда заключается в вовлечении в трудовую деятельность лиц старшего возраста, женщин, имеющих несовершеннолетних детей, многодетных родителей, родителей детей-инвалидов, а также в создании условий для интеграции в трудовую деятельность лиц с ограниченными возможностями здоровья.


На рынке труда существует проблема трудоустройства этих категорий граждан, а также молодежи (из числа не имеющих профессионального образования или выпускников профессиональных образовательных организаций без опыта работы).


В этой связи возникает необходимость выработки и реализации мер для обеспечения концентрации и координации финансовых и организационных ресурсов с целью создания правовых и экономических условий для предупреждения роста напряженности на рынке труда области, эффективного развития рынка труда, реализации трудовых прав граждан.