В 2017 - 2018 годах преимущественный объем расходов областного бюджета составляли расходы на социально-культурную сферу.
Таблица 3 - Структура и динамика расходов областного бюджета за 2017 - 2018 годы
Наименование показателя | 2017 год | к 2016 году (%) | 2018 год | к 2017 году (%) | ||
тыс. руб. | доля (%) | тыс. руб. | доля (%) | |||
Общегосударственные вопросы | 1238043,0 | 4,2 | 108,5 | 1367414,0 | 4,4 | 110,4 |
Национальная оборона | 12286,0 | 0,0 | 99,8 | 13214,0 | 0,0 | 107,6 |
Национальная безопасность и правоохранительная деятельность | 406457,0 | 1,4 | 93,9 | 471345,0 | 1,5 | 116,0 |
Национальная экономика | 6218295,0 | 21,2 | 110,7 | 7451080,0 | 24,1 | 119,8 |
Жилищно-коммунальное хозяйство | 1772591,0 | 6,0 | 108,1 | 1692959,0 | 5,5 | 95,5 |
Охрана окружающей среды | 76053,0 | 0,3 | 96,5 | 103863,0 | 0,3 | 136,6 |
Образование | 6243517,0 | 21,3 | 106,8 | 6287240,0 | 20,3 | 100,7 |
Культура, кинематография | 268982,0 | 0,9 | 118,7 | 328413,0 | 1,1 | 122,1 |
Здравоохранение | 1813432,0 | 6,2 | 43,1 | 2128089,0 | 6,9 | 117,4 |
Социальная политика | 8525513,0 | 29,1 | 140,3 | 8589423,0 | 27,8 | 100,7 |
Физкультура и спорт | 348213,0 | 1,2 | 85,1 | 229002,0 | 0,7 | 65,8 |
Средства массовой информации | 100232,0 | 0,3 | 104,5 | 104928,0 | 0,3 | 104,7 |
Обслуживание государственного долга | 550925,0 | 1,9 | 74,3 | 400361,0 | 1,3 | 72,7 |
Межбюджетные трансферты общего характера | 1751061,0 | 6,0 | 141,5 | 1756936,0 | 5,7 | 100,3 |
Расходы всего | 29325600,0 | 100 | 105,6 | 30924267,0 | 100 | 105,5 |
Доля социально значимых направлений расходов в 2017 году составила 81,7 % и выросла к 2018 году до 82,2 %.
В качестве остальных приоритетов традиционно рассматривались проекты по строительству, капитальному ремонту социально значимых объектов, решение вопросов в сфере жилищно-коммунального хозяйства, охраны окружающей среды, а также информационного общества.
Доля таких расходов в большей степени зависела от остаточных возможностей областного бюджета после распределения ресурсов по социально значимым направлениям и находилась в течение последних 2 лет в пределах 7,0 %.
Адаптационное экономическое развитие не позволяет обеспечить необходимый уровень собственных доходов областного бюджета, что вместе с необходимостью ограничения роста государственного долга Новгородской области предопределило реализацию бюджетной политики, направленной на оптимизацию расходов областного бюджета и их концентрацию на приоритетных направлениях. В первую очередь к приоритетным расходам были отнесены социально значимые направления, обязательства по которым требовали безусловного исполнения:
содержание государственных и муниципальных учреждений, включая расходы зарплатосодержащего характера (в том числе в рамках реализации указов Президента Российской Федерации, финансовой поддержки местных бюджетов);
выполнение социальных обязательств перед гражданами и оплата страховых взносов на обязательное медицинское страхование неработающего населения;
выполнение условий софинансирования из федерального бюджета;
государственная поддержка сельского хозяйства;
обеспечение дорожного фонда и транспортного обслуживания населения;
обслуживание государственного долга;
обеспечение обязательств, связанных с предотвращением или ликвидацией последствий чрезвычайных ситуаций посредством резервного фонда Правительства Новгородской области.