Действующий

О Стратегии социально-экономического развития Пензенской области на период до 2035 года (с изменениями на 21 апреля 2023 года)



1.2.12. Торговля


Торговлю региона представляют более 11 тысяч предприятий, в том числе 9698 стационарных объектов, 1858 нестационарных объектов. Наряду с крупными предприятиями торговли действуют малые и средние торговые предприятия, выполняя важную экономическую и социальную функцию, являясь каналом сбыта продуктов питания и продукции сельхозпроизводителей.


В Пензенской области доля оптовой и розничной торговли в структуре ВРП за период 2007 - 2016 гг. существенно не менялась, находясь на уровне 15,7 - 16,5%.


Оборот розничной торговли за 2007 - 2017 гг. устойчиво возрастал с 73789 до 209773 млн руб. (в 2,8 раза). Оборот в сфере общественного питания вырос в 4,4 раза. В рассматриваемом периоде положительная динамика объема товарооборота отмечалась ежегодно, за исключением "кризисных" периодов.


Высокий уровень инфляции, снижение уровня жизни населения, повышение ставок по потребительским кредитам и рост склонности населения к сбережениям привели к сжатию потребительского спроса в 2015 - 2016 годах, и как следствие, к отрицательной динамике. Начиная с 2017 года отмечается постепенное восстановление показателей потребительского рынка. Расширение потребительского спроса обусловлено ростом реальных заработных плат и восстановлением розничного кредитования.


Оборот розничной торговли на душу населения увеличился в 2,9 раза (2007 г. - 52388 руб., 2017 г. - 156369 руб.), оборот общественного питания на душу населения - в 4,6 раза (2007 г. - 1607 руб., 2017 г. - 7384 руб.).


На территории области обеспеченность стационарными торговыми объектами по сравнению с нормативами составляет 133%, киосками и павильонами по продаже продовольственных товаров и сельскохозяйственной продукции - 170,5%. Недовыполненными на 2017 г. остаются нормативы по обеспечению киосками и павильонами по продаже продукции общественного питания - 67,4%, а также киосками и павильонами по продаже печатной продукции - 19,2%.