Современные вызовы, ограничения и риски социально-экономического развития региона требуют концентрации усилий, финансов, управленческих компетенций по стратегически важным направлениям и задачам, при обеспечении соответствующей межведомственной координации.
Применение принципов проектного управления приводит к улучшению координации действий субъектов социально-экономического развития разных уровней иерархии, сокращению бюджетов и сроков принятия решений и реализации проектов, повышению качества создаваемых результатов и ответственности исполнителей.
Проектная деятельность предусматривает наличие следующих элементов:
1) стратегическое планирование и управление портфелем проектов: ежегодное планирование мероприятий по управлению проектами, формирование перечня предложений по проектам, проверку предложений на соответствие целям, определенным в документах стратегического планирования, формирование паспортов проектов и прочее;
2) управление проектом: определение цели и ключевых результатов проекта, разработку модели достижения показателей, назначение ключевых участников проекта, разработку модели функционирования результатов, определение ресурсов, подготовку финансово-экономического обоснования, оценку рисков, вовлечение заинтересованных сторон, планирование рисков и возможностей, планирование закупок и поставщиков и прочее;
3) принятие решений и организационная поддержка: формирование и функционирование координационного органа, проектного офиса, администрирование проектов, методическое обеспечение проектной деятельности и прочее;
4) развитие компетенций и культуры эффективности: обучение участников проектной деятельности, оценка уровня их квалификации, отбор кандидатов в кадровый резерв для последующего назначения на проектные роли;
5) управление стимулированием участников проектов: учет фактической нагрузки участников проектной деятельности, определение и оценка достижения ключевых показателей эффективности участников проектной деятельности, осуществление материального и нематериального стимулирования участников проектной деятельности.
В Пензенской области созданы нормативно-правовые условия для использования проектного управления в исполнительных органах государственной власти.
Организационно-управленческий механизм реализации Стратегии включает в себя постоянные и временные органы управления.
В число постоянных органов управления проектной деятельностью входят Совет по стратегическому развитию и приоритетным проектам (Проектный комитет), возглавляемый Губернатором, региональный Проектный офис (его функции осуществляет отдел проектной деятельности областного Правительства) и ведомственные проектные офисы. В совет по стратегическому развитию входят руководители областных ведомств, различных структур по развитию бизнеса, вузов и некоторых предприятий.
К временным органам управления проектной деятельностью относятся куратор, функциональный заказчик, старшее должностное лицо, руководитель проекта или программы, рабочие органы и администратор.
Также предусмотрена работа обеспечивающих и вспомогательных органов управления проектной деятельностью - общественно-делового совета и центра компетенций проектного управления.
Условиями успешного применения проектного управления при реализации Стратегии являются высокий профессионализм, ответственное отношение к делу и дисциплина государственных гражданских служащих. Поэтому необходимым является регулярное повышение квалификации государственных и муниципальных служащих по вопросам стратегического планирования и управления.