Развитие финансовой системы Пензенской области на протяжении последних лет характеризуется опережающим ростом бюджетных расходов по сравнению с бюджетными возможностями. Такая тенденция обусловлена динамичным развитием экономики, безусловным выполнением социальных обязательств, принятием на федеральном уровне правовой базы, регулирующей введение нормативов и стандартов финансирования в соответствующих отраслях, а также решений, устанавливающих ряд целевых параметров социально-экономического развития.
По приросту налоговых и неналоговых доходов Пензенская область по итогам 2016 года находилась на 2-м месте среди регионов ПФО (после Ульяновской области) с показателем - 26,9% и на 8-м месте - в целом по Российской Федерации. В среднем по ПФО прирост доходов составил 11,1%, по России - 8,3%. За 2017 год прирост составил 5,3%, среди регионов Приволжского федерального округа область заняла 6 место, после Республик Марий Эл (с показателем 19,6%) и Татарстан (10,6%), а также Пермского края (8,0%), Саратовской (7,4%) и Нижегородской (5,9%) областей. В среднем по округу увеличение доходов составило 6,1%, по России - 8,8%.
В результате проведения Правительством Пензенской области взвешенной долговой политики по ограничению заимствований в 2016 году удалось впервые с 2010 года снизить уровень долговой нагрузки на бюджет и сократить объем госдолга региона на 54 млн руб., в 2017 году - на 984 млн руб.
По уровню долговой нагрузки Пензенская область по итогам 2017 года находилась на 8-м месте среди 14 регионов ПФО и заняла 27 место среди 52 субъектов, которым удалось снизить размер госдолга (в 2016 году - 28 место среди 33 субъектов).
Абзац утратил силу. - Закон Пензенской области от 05.11.2020 N 3566-ЗПО.
Рейтинговое агентство "Эксперт РА" присвоило рейтинг кредитоспособности Пензенской области на уровне ruBBB со стабильным прогнозом, что определяет способность региона своевременно и в полном объеме выполнять свои финансовые обязательства.