Действующий

О Стратегии развития бурятского языка на период до 2030 года



II. Современное состояние бурятского языка


На Форуме бурятского языка в 2008 году была рассмотрена Концепция развития бурятского языка (далее - Концепция - 2009), которая одобрена постановлением Правительства Республики Бурятия от 12.03.2009 N 80.


В рамках реализации Концепции - 2009 была принята Государственная программа "Сохранение и развитие бурятского языка в Республике Бурятия" (далее - Госпрограмма), которая дала толчок в деле сохранения и развития бурятского языка.


Были разработаны единые примерные образовательные программы по обучению бурятскому языку как государственному (второму), бурятскому языку (как родному) и литературе. Изданные до принятия данных программ учебники и учебные пособия помогли в определенной степени снять напряженность в обеспечении образовательного процесса учебниками и учебными пособиями, а также позволили выработать основные принципы преподавания бурятского языка как государственного (второго). Разработка общих примерных образовательных программ дала возможность создать линейки учебно-методических комплексов, осуществлять научно обоснованный отбор учебного материала по уровням образования. Разработаны лексический минимум по предмету "Бурятский язык как государственный (второй)" для 1 - 9 классов, базовый грамматический минимум как основа для создания учебных пособий по бурятскому языку как государственному.


Важным фактором успешной реализации функции передачи языка от поколения к поколению является обеспеченность системы образования преподавателями бурятского языка. Сегодня подготовку специалистов по бурятскому языку осуществляют Бурятский государственный университет им. Д.Банзарова, Бурятский республиканский педагогический колледж.


Для обеспечения системы образования специалистами бурятского языка с 2017 года Правительством Республики Бурятия ежегодно стали выделяться средства из республиканского бюджета на реализацию мер по контрактно-целевой подготовке 10 специалистов-преподавателей бурятского языка и литературы для школ республики.


В настоящее время по предложению Главы Республики Бурятия развернута работа по активному включению детей дошкольного возраста в процесс обучения бурятскому языку. Для этого в Республике Бурятия определены 90 пилотных групп в детских садах, где дети будут обучаться бурятскому языку как родному. Разрабатывается образцовая методика обучения бурятскому языку для дошкольных образовательных учреждений и организаций. Для воспитателей и учителей детских садов запланировано обучение и повышение квалификации.


Во исполнение Госпрограммы по подпрограмме 3 "Учебно-методическое и кадровое обеспечение в сфере образования и обучения языку" ГБУ РЦ "Бэлиг" за 2013 - 2018 годы издано 168248 экземпляров учебников для общеобразовательных школ и дошкольных образовательных учреждений. Объем финансового обеспечения издания учебной, учебно-методической литературы за указанный период составил 36781,40 тыс. руб., что позволило достичь 100% обеспеченности учебниками и учебно-методической литературой изучающих бурятский язык.


В 2015 году в Бурятском государственном университете был создан Центр сохранения и развития бурятского языка, который начал с 2016 года активную работу по оказанию научной и методической помощи муниципальным органам образования сельских районов, школам и учителям бурятского языка по совершенствованию учебного процесса, повышению квалификации и созданию языковой среды в поселениях.


В соответствии с распоряжением Правительства Республики Бурятия от 22.01.2019 N 32-р на базе ГБУ "Республиканский центр "Бэлиг" создан Республиканский центр по развитию бурятского языка, который призван координировать и вести организационную, исследовательскую, методическую и информационную деятельность по развитию бурятского языка в системе образования Республики Бурятия. На Республиканский центр по развитию бурятского языка возложена задача создания единого образовательного пространства по преподаванию, изучению и развитию бурятского языка в Республике Бурятия, Иркутской области и Забайкальском крае в соответствии с трехсторонним Соглашением между Министерством образования и науки Республики Бурятия, Министерством образования Иркутской области и Министерством образования, науки и молодежной политики Забайкальского края от 27 февраля 2018 г.


Важную роль в развитии бурятского языка играют средства массовой информации. Ведущее место в сфере печатных СМИ на бурятском языке занимают республиканская газета "Буряад Yнэн" и общественно-политический и литературно-художественный журнал "Байгал". Кроме этого, в Закаменском и Кижингинском районах к районным газетам издаются приложения на бурятском языке "Ажалай туг" и "Хэжэнгэ", на двух языках издаются газеты в Хоринском, Окинском и Тункинском районах.


Теле- и радиовещание на бурятском языке осуществляется, прежде всего, Бурятской государственной телерадиокомпанией (филиал ФГУП ВГТРК). Информационные выпуски и тематические программы на бурятском языке занимают 46% объема всего регионального вещания. Радиовещание на национальных языках осуществляется около 2 часов в будние дни, в выходные дни - 25 минут, ровно половину регионального вещания. Телевещание на бурятском языке в региональных блоках на канале "Россия-1" занимает 50 минут ежедневно.


За прошедший период в рамках Госпрограммы осуществлялась поддержка в виде грантов на отдельные серии передач, издание газет и журналов. С 2017 года на бурятском языке стали вестись программы на кабельном телеканале "Селенга". В качестве положительного примера вещания на бурятском языке можно привести авторские передачи на телеканалах "МИР-Бурятия", "Ариг Ус", "Тивиком" и "АТВ".


В рамках реализации Концепции - 2009 в 2016 году был создан и активно функционирует радиоканал "Буряад ФМ", на котором осуществляется вещание на бурятском языке.


Также за прошедшие годы заметно активизировалось использование современных информационных технологий в расширении коммуникативных функций бурятского языка. Достаточно большое количество интернет-продуктов создаются на средства грантов в рамках Госпрограммы. Кроме этого создаются различные электронные пособия, игры, например, звуковой алфавит, интерактивный словарь, 3D Толи и т.д.