МЕТОДИКА ПРОВЕДЕНИЯ ОЦЕНКИ СЕМЕЙНОЙ СИТУАЦИИ В СЕМЬЕ БЕЗ ДЕТЕЙ
(в ред. Приказа Министерства семьи и труда Республики Башкортостан от 02.06.2021 N 370-о)
Для проведения оценки семейной ситуации в семье без детей специалистом центра "Семья", семейного центра, структурного подразделения центров на основе сведений, поступивших от заинтересованных учреждений и организаций или учреждений, располагающих необходимой информацией о семье (образовательные, медицинские организации, органы опеки и попечительства, организации социального обслуживания, центры занятости, администрации муниципальных образований и т.д.), а также сведений, ставших ему известными в результате беседы с членами семьи, по каждому фактору оценки определяется степень проявления фактора оценки семейной ситуации (далее - фактор оценки) путем заполнения полей формы "Оценка семейной ситуации", утвержденной приложением N 2 к Порядку оценки обстоятельств, обуславливающих нуждаемость семьи в предоставлении социального сопровождения, утвержденному Приказом Министерства семьи, труда и социальной защиты населения Республики Башкортостан от 4 марта 2019 года N 104-о, в соответствии с таблицей N 2 к настоящей Методике, с указанием представленных в ней характеристик.
(в ред. Приказа Министерства семьи и труда Республики Башкортостан от 02.06.2021 N 370-о)
При оценке каждого фактора важно учитывать, что все факторы взаимосвязаны и взаимно влияют друг на друга. Для оценки каждого фактора необходимо учитывать все обстоятельства, влияющие на сильные стороны семьи по этому фактору, или снижающие его до низкой степени проявления фактора.
Для определения итогового фактора оценки специалист центра "Семья", семейного центра, структурного подразделения центров анализирует всю полученную в ходе проведения оценки семейной ситуации информацию.
(в ред. Приказа Министерства семьи и труда Республики Башкортостан от 02.06.2021 N 370-о)
По итогам заполнения данной формы формулируется результат оценки семейной ситуации.
При наличии более четырех факторов оценки в графе "Проблема (Низкая степень проявления фактора оценки)" и не менее трех в графе "Промежуточное состояние (Средняя степень проявления фактора оценки)" определяется нуждаемость семьи в предоставлении социального сопровождения.
Таблица 2
Характеристика факторов оценки в зависимости
от степени проявления фактора оценки
Фактор оценки, описание | Высокая степень проявления фактора оценки | Средняя степень проявления фактора оценки | Низкая степень проявления фактора оценки |
1. Социальные навыки/способности В какой степени развиты способности к общению с другими? Сформирован ли круг общения? | Член семьи демонстрирует достаточные возможности, чтобы справиться с каждодневной рутиной (умеет распределить время, установить приоритеты, справиться с домашней работой, рассчитать финансовые расходы и т.д.) или же эффективно использует вспомогательные средства, чтобы возместить ограничения; у члена семьи отсутствуют отставание/ухудшение (когнитивные или в физическом здоровье), которые могли бы помешать жизнедеятельности; у члена семьи имеется отставание/ухудшение (когнитивное или в физическом здоровье), которое может помешать жизнедеятельности, но при этом он использует вспомогательные компенсирующие средства для того, чтобы помочь себе | У члена семьи есть ограничения возможностей, что влияет на способность обеспечить основной уход; член семьи имеет отставание/ухудшение, в результате которого периодически не способен удовлетворить собственные основные нужды; единичные случаи использования вспомогательных ресурсов для того, чтобы получить необходимые уход и заботу | Член семьи неспособен справиться с жизненными обстоятельствами, есть угроза того, что нет близких, способных обеспечить даже минимальный уход и заботу; член семьи имеет отставание/ухудшение, в результате которого забота о себе неадекватна. При этом отсутствуют вспомогательные средства, способные компенсировать данное отставание/ухудшение; наличие в ближайшем окружении человека, эксплуатирующего, подвергающего опасности, пренебрегающего уходом за ним; уход за членом семьи регулярно прерывается |
2. Состояние физического здоровья В какой мере состояние здоровья влияет на поведение? | У члена семьи отсутствуют отставание/ухудшения в когнитивном плане и в плане физического здоровья, которые могли бы помешать исполнению семейных обязанностей; у члена семьи имеются когнитивные/физические нарушения, которые могут помешать исполнению семейных обязанностей, но при этом используются вспомогательные ресурсы, компенсирующие эту недееспособность | У члена семьи имеются отставание/ухудшения, в результате которых возникает периодическая неспособность осуществить уход за собой, защитить себя; имеются единичные случаи использования поддержки извне для обеспечения адекватного ухода за собой | У члена семьи есть отставание/ ухудшения, в результате которого забота неадекватна или же один из членов семьи подвергается опасности. При этом отсутствуют (или не принимаются) вспомогательные средства, призванные компенсировать данное отставание/ухудшение; есть отставание/ухудшение, в результате которого один член семьи эксплуатирует другого, подвергает опасности, пренебрегает уходом за ним при необходимости; у члена семьи есть отставание/ухудшение, в результате которого уход регулярно прерывается; отставание/ухудшение состояния одного из членов семьи угрожает развитию и здоровью других в физическом, когнитивном, эмоциональном и/или социальном плане |
3. Психические заболевания, эмоциональные проблемы Насколько эмоциональное состояние и поведение контролируется? Есть ли виды поведения или эмоциональные состояния одних членов семьи, негативно влияющие на других? В какой мере выражено это влияние? В какой мере выражена способность членов семьи сопереживать друг другу? | У члена семьи отсутствуют отклонения в состоянии психического здоровья, которые могли бы помешать исполнению семейных функций; имеются отклонения в состоянии психического здоровья члена семьи, которые могли бы помешать исполнению семейных функций, но при этом члены семьи способны справиться со своим состоянием, чтобы обеспечить каждому члену семьи адекватную эмоциональную и физическую заботу; член семьи эффективно справляется с раздражением, неагрессивен; демонстрирует сочувствие в отношении других: осознает и понимает чувства и нужды других людей, идет им навстречу, в достижении своих целей не ставит под угрозу благополучие других, чутко относится к нуждам других | У члена семьи имеются единичные случаи использования стратегий и услуг, способных улучшить функционирование; имеются единичные случаи в управлении психическим состоянием; психическое состояние одного из членов семьи периодически становится причиной пренебрежения основными нуждами других ее членов, их защитой; один из членов семьи неспособен (или не желает) справиться с раздражением без агрессии; член семьи редко учитывает интересы других людей, эгоистичен в некоторых моментах, но при этом раскаивается, если его поведение кого-то ранило | У члена семьи имеется неуправляемое психическое состояние, в результате которого отношения к другим членам семьи неадекватны их потребностям; у члена семьи имеется неуправляемое психическое состояние, в результате которого один из членов семьи эксплуатирует другого и подвергает всех опасности; неуправляемое психическое состояние; неуправляемое психическое состояние одного из членов семьи угрожает здоровью или развитию других ее членов в физическом, когнитивном, эмоциональном и/или социальном плане; член семьи неспособен управлять гневом; у члена семьи имеется недостаток сочувствия: рассматривает и удовлетворяет только свои потребности, эгоистичен во всех проявлениях, не сожалеет о том, что причинил кому-то вред; у члена семьи имеется неспособность осознать и/или признать необходимость изменений |
4. Отношения в семье и применение насилия Есть ли факты насилия одного из членов семьи по отношению к другому? Насколько члены семьи чувствуют себя в безопасности в собственной жизни? В какой мере все члены семьи способны влиять на события в отношениях с близкими? Совершал в прошлом кто-нибудь из них насильственные действия по отношению к членам семьи? | Члены семьи контролируют свою жизнь, способны совместно принимать решения в интересах семьи в целом; члены семьи имеют эмоциональную поддержку в доме или сообществе, куда они входят, что способно их удовлетворить; члены семьи чувствуют себя в безопасности от угрозы какого-либо вреда; отсутствуют какие бы то ни было инциденты с применением насилия | Члены семьи могут выплескивать свое плохое отношение друг к другу не только вербально, но и физически, и не оказывать в достаточной мере эмоциональной поддержки; один из членов семьи чувствует себя под контролем физически и эмоционально со стороны своего близкого партнера; поведение одного из членов семьи (либо другого взрослого, проживающего в семье) представляет угрозу для другого; один из членов семьи обвинялся за применение насилия (в основном, домашнее насилие) | Член семьи является жертвой насильственных действий другого члена семьи (физическое насилие, сексуальное насилие); один из членов семьи подвергся и/или стал свидетелем насильственного эпизода в доме, применения оружия, угроз в отношении другого члена семьи; одного из членов семьи выгнали из дома; один из членов семьи обвиняется за применение насилия |
5. Употребление психоактивных (в том числе алкоголь) веществ Насколько принятие алкоголя/наркотиков отражается на физическом и психическом состоянии качестве жизни? | Ни в прошлом, ни в настоящем члены семьи не принимали наркотики или алкоголь так, чтобы это мешало жизнедеятельности; имелись проблемы с принятием алкоголя/наркотиков, но способность контролировать себя сохранилась | Принятие алкоголя/наркотиков периодически "выбивает" из колеи, в результате чего возникает неспособность ухаживать, защищать друг друга | Постоянно или неконтролируемо принимают алкоголь/наркотики; принятие алкоголя/наркотиков угрожает жизнедеятельности семьи и ее членам |
6. Реакция на стресс В какой мере члены семьи умеют справляться со стрессовыми ситуациями в жизни? Были ли в их жизни трудные ситуации, с которыми они успешно справились? Какие способы им помогли? | Имеют эффективные стратегии борьбы со стрессовыми ситуациями и поддержания адекватного уровня жизнедеятельности | Не могут справиться с жизненными стрессами, что время от времени мешает нормальной жизнедеятельности | Становятся агрессивными и/или взрываются при столкновении с проблемами и попадании в стрессовую ситуацию; не могут эмоционально мобилизоваться при столкновении с проблемами или стрессом, в результате складывающегося хаотического состояния неспособны оказать должный уход друг за другом, обезопасить каждого члена семьи; легко подавляемы жизненной рутиной |
7. Семейные роли, взаимодействие и взаимоотношения в семье Насколько члены семьи оказывают друг другу внимание, поддержку, чувствуют себя близкими? Насколько стабилен состав семьи (взрослые)? Насколько эффективно, в соответствии с возможностями людей распределяются роли в семье? | Члены семьи описывают друг друга в позитивном ключе - гордятся достижениями друг друга; несут в себе позитивный заряд, несмотря на то, что иногда бывают недовольны; постоянно следят за выполнением своих обязанностей по отношению к здоровью, безопасности и благополучию; получают удовольствие от общения с другими членами семьи и возможности с кем-то близко подружиться, установить доверительные отношения; присутствует чувство семьи и выражение сильно развитой семейной идентичности и единства; члены семьи демонстрируют постоянство и сильную привязанность друг к другу; родительское/опекунское отношение (когда в семье есть взаимная поддержка и удовлетворение друг другом); состав семьи постоянен долгое время; семья активно работает сообща в рамках здоровой (не приносящей вред) рекреационной деятельности; все роли эффективно выполняются, с учетом развития и возраста, потребности семьи удовлетворяются; четко проведены границы между поколениями, эти границы соблюдаются; роль семьи может гибко и конструктивно регулироваться в ответ на кризисные моменты, изменения в уровне развития семьи или другие изменения; члены семьи регулярно сообщают о своих нуждах, общение эффективно и конструктивно; семья конструктивно все обсуждает и совместно работает над решением проблем; члены семьи регулярно помогают друг другу | Члены семьи судят друг о друге так, что это мешает поддержке и пониманию; не отличаются постоянством в выполнении семейных функций в вопросах, касающихся здоровья, безопасности и благополучия; не формируют близкие отношения, но способны развивать и поддерживать нерегулярные социальные связи; члены семьи чувствуют, что они принадлежат друг другу, но при этом демонстрируют поведение, способное негативно повлиять на чувство семейного единства, идентичности и лояльности; отношения в семье ни вербально, ни физически не угрожают всем членам, но при этом дают мизерное количество эмоциональной поддержки, или же таковая отсутствует; частые конфликты в отношениях между супругами; состав семьи не постоянен и изменения несут в себе угрозу чувству эмоциональной безопасности всех ее членов; члены семьи не делают попыток провести время друг с другом; члены семьи не в состоянии исполнять свои роли, влияющие на безопасность каждого; члены семьи не способны поддерживать здоровье, безопасность и благополучие друг друга; члены семьи хотят, но испытывают недостаток в возможности регулировать роли в критических ситуациях, когда потребности изменяются; общение в семье носит единичный характер, непродуктивно или несет в себе чувство неудовлетворенности; в стрессовой ситуации члены семьи часто используют вербальные эмоциональные методы общения, ругаются, применяя бранные слова; члены семьи распознают проблемы, но у них нет практических методов их решения и выхода из стресса; семья может справляться с тем, что выпадает ей каждый день, но отвергает стратегии решения проблем во время стрессовых ситуаций; члены семьи "не горят" желанием помогать друг другу, помощь носит единичный характер | Члены семьи постоянно судят друг о друге в негативных тонах, критически относятся друг к другу, к поведению и развитию каждого; винят или представляют друг друга виновными за все возможные проблемы семьи в целом; интерпретируют поведение каждого члена семьи как знак присущей ему "испорченности" - рассматривают проступки как свидетельство плохих намерений, имеющихся у других членов семьи, или хорошо обдуманной атаки, направленной на остальных; выставляют полную инверсию привычных ролей; ожидают, что другой член семьи будет себя вести в точности, как они, ожидают, что только другие будут удовлетворять их нужды; очень подозрительны, недоверчивы в отношении друг друга, ищут пути того, как можно манипулировать, использовать или контролировать других, или же, напротив, их избегать; семья не озвучивает и не демонстрирует свое взаимодействие, которое способно поддержать чувство семейного единства, идентичности, лояльности к другим членам семьи; отношения содержат в себе вербальную или физическую угрозу, или оскорбления; состав семьи регулярно меняется; семейных ограничений не существует; в дом допущены люди, связанные с криминальной средой; члены семьи отдаляются друг от друга и живут своей собственной жизнью; роли выполняются неэффективно, без учета уровня развития и возраста; значительный дисбаланс в силе и ответственности между каждым членом семьи; роли в семье распределяются так, что создают твердые барьеры ее же внутренней способности удовлетворять свои потребности; общение регулярно заканчивается угрозами, используется для контроля, подавления и причинения боли другим членам семьи; члены семьи обычно не способны просто общаться друг с другом и, как результат, их не озвученные потребности не могут быть удовлетворены; семья постоянно отказывается признать существующие проблемы или необходимость обратиться к кому-нибудь за их решением; семью легко подавить ежедневной рутиной, она не способна решить даже небольшие проблемы; семья не являет собой источник поддержки и помощи |
8. Умение использовать ресурсы и владение навыками ведения хозяйства В какой степени порядок и режим жизни в доме обеспечивает повседневные нужды в еде, здоровье, отдыхе, безопасности? В какой мере доход семьи позволяет обеспечить основные потребности? Есть ли в семье долги, существенно влияющие на ее жизнедеятельность? | Ресурсы, заключенные в доме и семье, дают такой уровень спокойствия, порядка и определенного режима, что это помогает обеспечить условия, где все члены семьи могут быть здоровы, в безопасности и благополучии; доход покрывает необходимые нужды семьи; долги находятся на том уровне, когда их можно держать под контролем и погасить при необходимости | В доме нет порядка, режима, правила, установленные в семье, неясны и им невозможно следовать, что в немалой степени угрожает чувству безопасности ее членов; доходы нерегулярны, семья с трудом платит по счетам, чтобы покрыть свои нужды | Домашними обязанностями пренебрегают, отсутствуют семейные правила, в доме царит атмосфера хаоса, что никак не способствует тому, чтобы члены семьи чувствовали бы себя защищено; семья имеет достаточный доход, но он не покрывает их потребности, так как используется неэффективно и хаотично; у семьи недостаточный доход, чтобы покрыть основные нужды по дому, на питание и медицинское обслуживание |
9. Связь с родственниками, социальные и общественные связи Есть ли у семьи круг друзей и близких, обеспечивающих ей позитивную поддержку в трудные периоды жизни? Каково качество и стабильность отношений с семьей и другими родственниками? В какой мере склонны искать помощи и поддержки в трудных ситуациях? Как это проявлялось прошлом? | Член семьи имеет надежный источник поддержки и прямого содействия; осознает и использует общественные ресурсы; родственники, друзья и/или другие неформальные источники могут поддержать и обеспечить приемлемую и надежную помощь семье при необходимости; семья ищет помощи в трудных случаях у родственников, друзей и других неформальных источников. Подобное поддерживающее влияние позитивно; семья интегрирована в сообщество, имеет в широкую сеть социальных контактов, которая поддерживает способность семьи обеспечить здоровое, безопасное окружение и благополучное существование | Член семьи имеет ограниченные контакты с людьми, которые могут оказать поддержку, или же контакты с другими людьми носят поверхностный характер; использует ограниченное количество ресурсов сообщества; часто вступает в конфликт с родственниками, имеющими большое значение в процессе выполнения семейных обязанностей; у семьи есть некоторые источники поддержки, но пользуется она ими крайне редко; доступ к источникам, могущим оказать поддержку, ограничен; доступные средства дают некую поддержку, но они не лучшим образом сочетаются с потребностями семьи; поддержка семье может быть оказана, но не в то время, когда она больше всего нужна | Член семьи не имеет надежных источников поддержки и помощи, или же контакты принадлежат к числу конфликтных или негативных; физическая изоляция (отсутствие телефона, транспорта), чтобы получить помощь и поддержку из привычных источников; контакты из числа друзей, сообщества, родственников усиливают негативные проявления; у семьи нет тех, кто бы мог ей помочь и поддержать, или же неформальные источники доступны, но семья не желает/не может ими воспользоваться; семья чрезвычайно изолирована, социально и/или физически; члены семьи имеют минимальные контакты с окружающими; семья ведет кочевой образ жизни, не привязана к какому бы то ни было сообществу; семья чрезвычайно сильно связана с группой, которая избегает контактов с людьми, не входящими в их число, и/или ее деятельность воспрещает своим членам обращаться в органы власти, что несет в себе угрозу здоровью, безопасности и благополучию |
10. Отношение к личному опыту, готовность взаимодействовать со специалистами Считает ли семья, что жестокое обращение совершенно естественно? Насколько склонен член семьи обращаться за помощью за преодолением насилия? Насколько склонен член семьи принимать помощь, в том числе контактировать с социальными службами? Был ли опыт взаимодействия с социальными службами ранее, и если был, то как он влияет на поведение и отношение к социальному работнику? | Семья самостоятельно обратилась в социальную службу и осознала основные изменения, которые необходимы. Семья вовлечена в работу социальной службы и осознает преимущества, связанные с произведенным вмешательством (интервенцией); семья продолжает использовать стратегии или навыки, полученные вследствие предыдущей интервенции. Откликается и активно участвует в работе социальной службы, использует рекомендованные услуги для того, чтобы изменить ситуацию | Семья неохотно работает со службами, предоставляющими социальные услуги; была вовлечена ранее в работу с социальными службами, но вклад в изменения был небольшим; семья рассматривает стратегии и навыки, которым их ранее обучили, как благотворные, но подвержена регрессу при их претворении в жизнь; участвует в работе с социальной службой, но это не сказывается значительным образом на изменении поведения, приводящего к риску применения насилия к близким | Семья настроена решительно против привлечения помощи социальных служб; семья имеет негативный опыт от общения с предыдущими службами (штрафные санкции, культурное неприятие, неуважение и т.п.); семья отказывается от стратегий и навыков, которые были предложены во время предыдущего вмешательства социальных служб; пассивно или активно подрывает все усилия в рамках интервенции; минимизирует или отклоняет злоупотребления, имевшие место в прошлом; враждебна в отношении контакта со службой, его вовлечения, отказывается следовать предписаниям по изменению сложившейся ситуации, участвовать в предлагаемом, оскорбляет вербально и/или угрожает социальным работникам |