Разработка подпрограммы вызвана необходимостью практической реализации нового подхода к решению вопросов предупреждения и профилактики правонарушений, а также финансового и технического обеспечения ресурсного потенциала в этой отрасли.
Преступность, как и любое социальное явление, способна к развитию, разнообразным видоизменениям, стремясь не только приспособиться и адаптироваться к изменяющим социальным условиям, но и оказывая, порой существенное, преобразующее влияние на эти условия. Естественно, негативное, в прямом соответствии со своей разрушающей сущностью. Поэтому наиболее эффективными в плане уменьшения числа совершаемых преступлений в долгосрочной перспективе являются меры, направленные на укрепление экономики, обеспечение населения рабочими местами, социальные программы повышения жизненного уровня, формирования в обществе позитивного нравственного климата, подавление таких связанных с преступностью явлений, как пьянство и наркомания, бродяжничество, бедность, нелегальная миграция, межнациональные и прочие конфликты.
С 2013 года на территории города Нижний Тагил наблюдается тенденция к снижению количества совершенных преступлений. Однако несмотря на это, криминогенная ситуация в городе остается одной из наиболее сложных в области. За 11 месяцев 2016 года зарегистрировано 6091 преступление, что на 6,9% меньше, чем за аналогичный период прошлого года (далее - АППГ). На 10 тысяч жителей зарегистрировано 169,1 преступлений, АППГ - 181,8. Общая раскрываемость преступлений составляет с 59,2% (АППГ - 59,9%).
По линии криминальной полиции зарегистрировано 2636 преступлений (АППГ - 2598, + 1,5%). На 6,6% меньше зарегистрировано тяжких и особо тяжких преступлений, при этом процент раскрываемости преступлений данной категории составляет 62,1%. Следует отметить снижение количества фактов умышленного причинения тяжкого вреда здоровью с 106 до 86 (- 18,9%), умышленных убийств с 34 до 23. Сохраняется незначительным рост общего количества зарегистрированных имущественных преступлений, в текущем году совершено 3456 преступлений данного вида. Снизилось количество краж автомототранспорта на 26,0% (с 77 до 57), грабежей на 4,5% (с 262 до 252), разбойных нападений на 26,2% (с 42 до 31), случаев хулиганства на 78,6% (с 14 до 3). При этом увеличилось количество краж из квартир граждан на 44,2% (с 86 до 124).
По линии охраны общественного порядка зарегистрировано 3438 преступлений, что на 12,9% меньше по сравнению с АППГ (в 2015 году - 3947). Процент раскрываемости преступлений по данной линии составляет 62,7 (АППГ - 62,0%). Совершено на улицах и общественных местах 2561 преступление (АППГ - 2758, - 7,1%), в том числе на улицах совершено 1784 преступления (АППГ - 1762, +1,2%). Удельный вес "уличных" преступлений составляет 29,3% от общего числа зарегистрированных преступлений.
Преступлений, связанных с незаконным оборотом наркотиков, выявлено 677, против 735 за АППГ (-7,9%), процент раскрываемости преступлений данного вида снизился на 1,4% и составляет 52,5%. Стабилизировался уровень преступлений, совершенных несовершеннолетними (в 2015 году 228 преступлений, в 2016 году 177 преступлений, снижение на 22,4%), совершенных лицами в состоянии наркотического опьянения (в 2015 году 42 преступления, в 2016 году 38 преступлений, снижение на 9,5%), совершенных лицами ранее судимыми (в 2015 году 1469 преступлений, в 2016 году 1316 преступлений, снижение на 10,4%). Остается на высоком уровне число преступлений, совершенных лицами в состоянии алкогольного опьянения (в 2015 году 1317 преступлений, в 2016 году 1435 преступлений, рост на 9,0%).
По линии безопасности дорожного движения на дорогах города сохраняется стабильная ситуация. Всего за 11 месяцев 2016 года зарегистрировано 198 дорожно-транспортных происшествий (АППГ - 267, - 25,8%). В результате ДТП погибло 15 человек (АППГ - 16), ранено 254 человека (АППГ - 330, - 23,0%), в том числе детей - 25 (АППГ - 31, - 19,4%), гибели детей не зарегистрировано (АППГ - 0).
Необходимо организовать работу по следующим направлениям деятельности:
- создание условий для деятельности добровольных формирований населения по охране общественного порядка в форме народных дружин;
- продолжение работы по повышению эффективности работы участковых уполномоченных полиции на административных участках, расширению сети общественных пунктов охраны порядка;
- совершенствование ресурсного потенциала системы профилактики правонарушений;
- активная информационно-методическая работа по объективному изучению и информированию граждан о деятельности по борьбе с преступностью.
Использование программно-целевого метода при решении вышеуказанных проблем обеспечивает единство содержательной части Подпрограммы с созданием и использованием финансовых и организационных механизмов ее реализации, а также контролем за промежуточными и конечными результатами выполнения Подпрограммы.