В системе СПО за предшествующий период обеспечено сохранение сети образовательных организаций и доступности профессионального образования за счет приема всех организаций, ранее находившихся в ведении Российской Федерации и не входящих в состав вузов, в ведение Свердловской области. Проведенная затем частичная реорганизация сети, предусматривающая объединение образовательных организаций, реализующих сходный набор образовательных программ, к 2018 году в полном объеме не завершена и должна быть продолжена в предстоящем периоде.
Трансформация СПО связана с необходимостью преодоления ряда имеющихся противоречий - между необходимостью разработки и реализации новых образовательных программ и недостаточной квалификацией преподавателей, между устаревшей материально-технической базой для подготовки кадров и требованиями современного производства, между положениями профессиональных и корпоративных стандартов и нежеланием работодателей участвовать в процессе подготовки кадров в системе среднего профессионального образования.
Изменения в системе подготовки кадров обусловлены необходимостью преодоления противоречия между структурой подготовки квалифицированных рабочих и специалистов среднего звена в системе профессионального образования и актуальными кадровыми потребностями работодателей, необходимостью обеспечения качества подготовки кадров в соответствии с потребностями экономики и инвестиционного развития региона. Нормативно изменения в системе подготовки кадров определены положениями Федерального закона от 29 декабря 2012 года N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации". Статьей 15 данного Закона предусмотрена возможность сетевой реализации образовательных программ, которая позволяет использовать материально-техническую базу нескольких организаций и учреждений при подготовке кадров. Нормативно определены понятия профессионального образования, профессионального обучения, дополнительного профессионального образования.
В 2015 году оформились нормативно-правовые основания для реформирования системы среднего профессионального образования: Комплекс мер, направленных на совершенствование системы СПО, на 2015 - 2020 годы, утвержденный Распоряжением Правительства Российской Федерации от 03.03.2015 N 349-р; Приказ Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 02.11.2015 N 832 "Об утверждении справочника востребованных на рынке труда, новых и перспективных профессий, в том числе требующих среднего профессионального образования". Основными направлениями реализации государственной политики в сфере среднего профессионального образования стали:
1) нацеленность на активное вовлечение работодателей в процесс подготовки кадров и оценку результата;
2) стандартизация в части содержания образования в связи со складывающейся национальной рамкой квалификаций и компетенций, приведение в соответствие профессиональным стандартам, международным стандартам подготовки кадров;
3) введение системы независимой оценки компетенций.
Основные направления реализации государственной политики в части СПО на 2018 - 2020 годы:
1) обеспечение подготовки квалифицированных кадров по наиболее востребованным на рынке труда, новым и перспективным профессиям (в соответствии с Приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 02.11.2015 N 831 "Об утверждении списка 50 наиболее востребованных на рынке труда новых и перспективных профессий, требующих среднего профессионального образования");
2) развитие движения Ворлдскиллс, внедрение нового вида государственной итоговой аттестации по программам СПО - демонстрационного экзамена, широкое включение студентов в соревнования профессионального мастерства по международным стандартам Ворлдскиллс;
3) создание и развитие новых структурных элементов системы СПО - Межрегионального центра компетенций, специализированных центров компетенций.
Необходимость кардинального реформирования системы подготовки квалифицированных рабочих кадров обусловлена разветвленной системой и значительным количеством образовательных организаций и их низкой эффективностью. Одной из тенденций в развитии системы подготовки рабочих кадров становится появление наряду с традиционными колледжами и техникумами новых структур, обеспечивающих профессиональное образование, дополнительное профессиональное образование и профессиональное обучение - учебных центров на предприятиях, многофункциональных центров прикладных квалификаций, специализированных центров компетенций, межрегиональных центров компетенций, профильных ресурсных центров содействия трудоустройству, профессиональной ориентации, профильного обучения и предпрофильной подготовки, студенческих конструкторских бюро.
Перспективы развития профессионального образования связаны с внедрением указанных новых структурно-организационных элементов системы.
Основными критериями и показателями, описывающими проблемную ситуацию в системе подготовки кадров, являются показатели трудоустройства выпускников, вовлеченности работодателей в процесс обучения и контроль его результатов.