25. Сфера туризма охватывает туризм международный (въездной и выездной) и внутренний (для граждан России в пределах Российской Федерации).
26. Туристские ресурсы России являются мощным потенциалом для полноценного и качественного отдыха граждан, пропаганды здорового образа жизни. Туризм - это эффективный инструмент преодоления кризисных явлений, способствующий активизации социально-экономического развития регионов.
27. Туристская отрасль Костромской области обладает всеми необходимыми ресурсами для активного развития практически всех видов отдыха и имеет в своем активе более 60 гостиниц, 11 исторических городов, более 2,5 тыс. памятников истории и культуры, областной, муниципальные и частные музеи. В настоящее время природно-заповедный фонд Костромской области включает 84 особо охраняемые природные территории. Из них 1 территория федерального значения, 83 территории регионального значения, в том числе 56 заказников, 18 памятников природы, 9 туристско-рекреационных местностей.
28. Обладая значительными туристско-рекреационными ресурсами, Костромская область занимает незначительное место на российском рынке туристских услуг, хотя ее потенциальные возможности позволяют (при соответствующем уровне развития туристской индустрии) принимать около 1 млн. туристов в год.
29. В Костромской области туристская деятельность находится в стадии реформирования и развития. Имеющиеся туристские ресурсы используются не полностью, однако динамика туристского рынка региона свидетельствует о тенденциях к росту числа туристов. Анализ современного состояния туризма в Костромской области показывает, что в последние годы эта сфера, в целом, развивается стабильно и динамично. Отмечается ежегодный рост внутреннего туристского потока. Быстро растущий спрос на туристские услуги внутри Костромской области вызвал интерес к строительству (переоснащению) малых гостиниц. Резко увеличился объем инвестиционных предложений по гостиничному строительству со стороны российских инвесторов.
30. К наиболее значимым проблемам сферы туризма относятся:
недостаточно развитая туристская инфраструктура, малое количество гостиничных средств размещения туристского класса с современным уровнем комфорта;
высокая стоимость проживания, питания, транспортного и другого туристского обслуживания, существенно превышающая среднеевропейский уровень;
невыгодные экономические условия для привлечения инвестиций в туристскую инфраструктуру, отсутствие готовых инвестиционных площадок, наличие административных барьеров;
дефицит квалифицированных кадров, который влечет за собой невысокое качество обслуживания во всех секторах туристской индустрии, несмотря на некоторое изменение ситуации к лучшему за последние 2-3 года;
устаревшая и недостаточно эффективно используемая ресурсная база в сфере санаторно-курортного, оздоровительного и медицинского туризма (пансионаты и санатории);
лимитированное по разнообразию число туров, сформированных с помощью устаревших методов;
высокая стоимость туров в регион;
"сезонность" туристской деятельности (до 80 процентов доходов туриндустрии приходится на высокий сезон с середины мая по конец августа, в остальное время принимающий туристский бизнес, в целом, убыточен и, в основном, финансируется из выручки высокого сезона);