1. Предотвращение дальнейшего загрязнения и уменьшение уровня загрязнения атмосферного воздуха в городах и иных населенных пунктах отнесено Указом Президента Российской Федерации от 19 апреля 2017 г. N 176 "О стратегии экологической безопасности Российской Федерации на период до 2025 года" к основным задачам в сфере обеспечения экологической безопасности.
2. В Челябинской области основной вклад в объемы выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух вносит деятельность промышленных предприятий металлургического производства и предприятий по производству энергии. По данным Государственного доклада "О состоянии и об охране окружающей среды Российской Федерации" 2015 года, к ним относятся открытое акционерное общество "Магнитогорский металлургических комбинат", филиал открытого акционерного общества "ОГК-2" Троицкая ГРЭС, открытое акционерное общество "Челябинский металлургический комбинат", открытое акционерное общество "Уфалейникель", филиал открытого акционерного общества "ОГК-3" Южноуральская ГРЭС и другие.
Общее количество выбросов от стационарных источников по Челябинской области в 2016 году составило 597,484 тыс. тонн. Из них чуть более 80 процентов ежегодно улавливается и обезвреживается. За последние десять лет наблюдается устойчивое снижение выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух от стационарных источников.
На Челябинск приходится 24,8 процента всех выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух в Челябинской области, на Магнитогорск - 35,4 процента.
Вклад автотранспорта в общий объем выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух в 2016 году составил 306,0 тыс. тонн. Доля выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух от автотранспорта в общей массе выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух имеет тенденцию к росту за последние 5 лет.
Несмотря на сокращение общего объема выбросов, на отсутствие предприятий со сверхнормативными выбросами, уровень загрязнения атмосферного воздуха в крупных промышленных городах Челябинской области по-прежнему остается высоким:
в 2016 году в число городов, имеющих высокий и очень высокий уровни загрязнения атмосферного воздуха (индекс загрязнения атмосферного воздуха более 7), вошли Челябинск и Магнитогорск.
3. С 2005 года в Челябинской области осуществляется регулирование выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух в НМУ в соответствии с постановлением Губернатора Челябинской области от 25.08.2005 г. N 343 "Об утверждении Порядка проведения работ по регулированию выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух в периоды неблагоприятных метеорологических условий". Эффективность снижения выбросов предприятиями в периоды НМУ в 2016 году составила в городе Челябинске 93 процента, в городе Магнитогорске - 77 процентов.
С 2015 года Минэкологии начата работа по проведению сводных расчетов загрязнения атмосферного воздуха городов и оценке (допустимого, фактического) вклада конкретных источников в общее загрязнение.
По итогам заседания Государственного совета Российской Федерации в декабре 2016 года Правительству Российской Федерации дано поручение внести в законодательство Российской Федерации изменения, направленные на снижение выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух и предусматривающие в том числе разработку и утверждение порядка ведения сводных расчетов загрязнения атмосферного воздуха и их применения при нормировании выбросов вредных (загрязняющих) веществ, включая использование системы квотирования таких выбросов.
Челябинская область выступает в качестве пилотного региона для отработки новых методов управления качеством атмосферного воздуха.
В 2016 - 2017 годах заполнена база данных об источниках выбросов предприятий города Челябинска, составляющих более 87 процентов от общего объема выбросов предприятий города, и о выбросах 24 автомагистралей Челябинска, начата работа по исследованию автомагистралей Магнитогорска, Карабаша, Златоуста и Сатки.
Повышение информированности о состоянии окружающей среды предполагает развитие территориальной системы наблюдения. Челябинская область выбрана для отработки пилотного проекта по организации согласованного функционирования государственной наблюдательной сети, территориальных и локальных систем наблюдения за состоянием окружающей среды и по созданию единой информационной системы в рамках реализации "дорожной карты" Росгидромета по реализации "Концепции совершенствования системы мониторинга загрязнения окружающей среды с учетом конкретизации задач федерального, регионального и локального уровней на 2017 - 2025 годы", утвержденной приказом Росгидромета от 02.02.2017 г. N 23 "Об утверждении Концепции совершенствования системы мониторинга загрязнения окружающей среды с учетом конкретизации задач федерального, регионального и локального уровней на 2017 - 2025 годы". В Челябинской области работа будет проводиться на основе проекта территориальной системы наблюдения за состоянием окружающей среды, который планируется к разработке.
В Указе Президента Российской Федерации от 19 апреля 2017 г. N 176 "Стратегия экологической безопасности Российской Федерации на период до 2025 года" основными механизмами реализации государственной политики в сфере обеспечения экологической безопасности названы: