Недействующий

Об утверждении паспорта региональной программы "Производительность труда и поддержка занятости" Республики Башкортостан на 2019 - 2024 годы



5. АНАЛИЗ КЛЮЧЕВЫХ ПРОБЛЕМ ДЛЯ РЕШЕНИЯ В РАМКАХ РЕГИОНАЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ

Направление

Ключевые задачи

Обоснование/Источник

1. Системные меры по повышению производительности труда в регионе

Основные барьеры в приоритетных отраслях промышленности:

1) высокий коэффициент износа производственных мощностей (оборудования). Находящееся в эксплуатации оборудование нуждается в модернизации в связи с высокими производственными затратами на выпуск продукции из-за применения устаревших технологий, имеющих высокую энергозатратность и материалоемкость.

Коэффициент износа основных фондов в целом в республике вырос с 45,4% в 2010 году до 51,9% в 2016 году. В обрабатывающих производствах износ рос более высокими темпами: с 44,7% в 2010 году до 52,4% в 2016 году. Коэффициент обновления основных фондов в обрабатывающих производствах также находился уровнем ниже (5,7%) по сравнению в целом по республике (8,6%).

Следствием недостаточного уровня технического и технологического обновления являются высокая цена конечной продукции, низкая конкурентоспособность на рынке;

2) недостаточно эффективная работа по переобучению и повышению квалификации работников, недостаточный уровень системы подготовки инженерно-технических специалистов и рабочих кадров;

3) отсутствие необходимого объема инвестиций для модернизации и расширения производства;

4) низкая степень внедрения современных систем управления качеством.

Основные барьеры в сфере сельского хозяйства:

1) высокая зависимость сельскохозяйственного производства от природно-климатических условий, сезонность производственной деятельности и разная степень занятости людей в зависимости от времени года;

2) невысокая финансовая возможность многих хозяйств приобретать высокопроизводительные машины и оборудование. Рентабельность проданных товаров, продукции, работ, услуг в 2016 году в сфере сельского хозяйства составила 9,2%. Это выше, чем в целом по республике (6,8%), но ниже, чем в сфере обрабатывающих производств (10,7%);

3) изношенность основных производственных фондов, использование во многих хозяйствах устаревших технологий. Несмотря на обновление за последние годы морально и физически устаревших сельскохозяйственных машин на современные высокопроизводительные, снижение показателей износа и среднего возраста тракторов, самоходных уборочных комбайнов, прицепных машин, уменьшение нагрузки на основные виды техники, техническая обеспеченность основными видами техники по республике остается недостаточной;

4) нехватка высококвалифицированных кадров в связи с несовершенными системами материального стимулирования работников.

В последнее время в сфере агропромышленного комплекса (далее - АПК) наблюдается некоторое увеличение заработной платы, но темпы ее роста низкие и не отвечают потребностям работников. Среднемесячная заработная плата в сфере сельского хозяйства в 2016 году (15,9 тыс. рублей) составляет 56,5% от среднемесячной заработной платы в целом по республике

Экспертная оценка республиканских органов исполнительной власти, координирующих соответствующие сферы деятельности.

Комплексный доклад "Социально-экономическое положение Республики Башкортостан" N 9 (январь - сентябрь 2018 года), подготовленный Территориальным органом Федеральной службы государственной статистики по Республике Башкортостан,

Конъюнктурный обзор Отделения - Национальный банк по Республике Башкортостан Уральского главного управления Банка России за январь - август 2018 года

2. Адресная поддержка повышения производительности труда на предприятиях

Основные барьеры на уровне отдельных компаний:

в производстве химических веществ и химических продуктов являются наличие инфраструктурных, ресурсных, в том числе кадровых и административных, ограничений;

в производстве прочей неметаллической минеральной продукции - зависимость стоимости сырья от валютного курса, высокая текучесть кадров и отсутствие потенциальных кандидатов с требуемым образованием на закрытие вакансий по основному производству в связи с отсутствием соответствующей подготовки в среднеспециальных образовательных организациях, низкий уровень квалификации работников, нехватка финансовых ресурсов для приобретения новых технологий и оборудования;

большие сроки расчетов по заказам крупных хозяйствующих субъектов, высокие тарифы естественных монополий и транспортных компаний, невысокий спрос на инновационные, энергоэффективные и долговечные строительные материалы, отсутствие в регионе профильных образовательных организаций;

в производстве резиновых и пластмассовых изделий - текучесть рабочих кадров и дефицит квалифицированных работников, отдаленность производственных площадей, высокая конкуренция на рынке, зависимость стоимости сырья от валютного курса;

в производстве готовых металлических изделий, кроме машин и оборудования - отсутствие на рынке труда квалифицированных рабочих по профессиям, необходимым предприятию, сложности в доступе к заемным финансовым ресурсам;

в производстве машин и оборудования, не включенных в другие группировки - моральный и физический износ оборудования;

в сельском хозяйстве - высокое влияние погодных условий, большой износ существующих мощностей, высокие затраты на энергоносители, низкий уровень автоматизации производственных процессов, нехватка высококвалифицированных кадров, высокая конкуренция;

в строительстве - неразвитость системы бережливого производства, применения электронных технологий в документообороте

Экспертная оценка республиканских органов исполнительной власти, координирующих соответствующие сферы деятельности.

Комплексный доклад "Социально-экономическое положение Республики Башкортостан:" N 9 (январь - сентябрь 2018 года), подготовленный Территориальным органом Федеральной службы государственной статистики по Республике Башкортостан.

Мнение руководителей выбранных предприятий Республики Башкортостан, сотрудников регионального центра компетенций в сфере производительности труда, в рамках предварительного обследования предприятий

3. Поддержка занятости и повышение эффективности рынка труда для обеспечения роста производительности труда

Ключевыми барьерами по поддержке занятости и повышению эффективности рынка труда для обеспечения повышения производительности труда являются:

1) недостаточно эффективная работа по переобучению и повышению квалификации работников, недостаточный уровень системы подготовки инженерно-технических специалистов и рабочих кадров по требованиям работодателей;

2) отсутствие выстроенной эффективной производственной системы на предприятиях, основанной на принципах бережливого производства, бережливой корпоративной культуры, что требует непрерывного опережающего обучения работников, внедрения новых программ обучения непосредственно на рабочем месте с вовлечением всех работников предприятия, в первую очередь первых лиц;

3) недостаточно эффективное взаимодействие службы занятости с предприятиями-участниками в части обучения их кадровыми ресурсами в целях повышения производительности труда. Это связано: с необходимостью кастомизированного подхода к высвобождаемым работникам при переподготовке и трудоустройстве с учетом фактического предложения вакансий, для обеспечения занятости которых нужны новые компетенции и специальные образовательные программы (учитывать уже имеющиеся у каждого работника компетенции и обучать только по тем компетенциям, которых у конкретного работника недостает для освоения новой специальности);

недостаточными количеством и квалификацией сотрудников центров занятости населения для данной работы (причины: низкая оплата труда, отсутствие обучения и повышение квалификации);

4) низкий уровень цифровизации и автоматизации деятельности центров занятости населения. Большинство сервисов (до 90%) могут быть оказаны в электронной форме, что существенно сократит сроки, трудозатраты и повысит качество услуг. На данный момент оказанию услуг в электронной форме препятствуют действующие стандарты и регламенты оказания услуг (утверждены Минтрудом России или органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации), а также отсутствие единых баз данных (в том числе синхронизированных с базой данных пенсионного фонда, налоговой инспекции). Кроме того, платформа, на базе которой построен программно-технический комплекс, эксплуатируемый в центрах занятости населения Республики Башкортостан (далее - ПТК), устарела и не позволяет интегрироваться в современное информационное пространство, что является препятствием на пути перехода на оказание государственных услуг в электронном виде

По данным детализированного отчета о показателях Национального рейтинга состояния инвестиционного климата субъектов Российской Федерации, в Республике Башкортостан по итогам 2018 года значение показателя "Удовлетворенность предпринимателей доступностью трудовых ресурсов необходимой квалификации" составило 3,26 балла.

По данным Росстата, значение показателя "Доля занятого населения в возрасте от 25 до 65 лет, прошедшего повышение квалификации и (или) профессиональную подготовку, в общей численности занятого в области экономики населения этой возрастной группы" в Республике Башкортостан в 2017 году составило 14,0%.

Основные тезисы по результатам сессии "Модернизации служб занятости населения. Служба занятости 2.0", которая была организована Агентством стратегических инициатив и Минтрудом России (15 сентября 2017 года, Москва)