____________________________________________________________________
Утратил силу на основании распоряжения Правительства РБ от 20.07.2020 N 714-р.
____________________________________________________________________
В целях реализации Указа Президента Российской Федерации от 7 мая 2018 года N 204 "О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года", национального проекта "Производительность труда и поддержка занятости" на территории Республики Башкортостан:
1. Утвердить прилагаемый паспорт региональной программы "Производительность труда и поддержка занятости" Республики Башкортостан на 2019 - 2024 годы.
2. Ответственным исполнителям - республиканским органам исполнительной власти обеспечить в пределах своей компетенции реализацию региональной программы "Производительность труда и поддержка занятости" Республики Башкортостан на 2019 - 2024 годы, достижение целей и целевых показателей, решение задач, предусмотренных паспортом региональной программы.
3. Контроль за исполнением настоящего распоряжения возложить на исполняющего обязанности заместителя Премьер-министра Правительства Республики Башкортостан Абдрахимова Р.Р.
Временно исполняющий
обязанности Главы
Республики Башкортостан
Р.Ф.ХАБИРОВ
ПАСПОРТ РЕГИОНАЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ "ПРОИЗВОДИТЕЛЬНОСТЬ ТРУДА И ПОДДЕРЖКА ЗАНЯТОСТИ" РЕСПУБЛИКИ БАШКОРТОСТАН НА 2019 - 2024 ГОДЫ
Краткое наименование программы | Производительность труда | Срок начала и окончания программы | 01.2019 - 12.2024 |
Куратор программы - глава управляющего комитета | Абдрахимов Р.Р., исполняющий обязанности заместителя Премьер-министра Правительства Республики Башкортостан | ||
Руководитель программы - глава проектного офиса | Новиков С.В., министр экономического развития Республики Башкортостан | ||
Ответственный по направлению "Системные меры по повышению производительности труда" (сотрудник проектного офиса) | Фахретдинов А.С., заместитель министра экономического развития Республики Башкортостан | ||
Ответственный по направлению "Адресная поддержка повышения производительности труда на предприятиях" (руководитель регионального центра компетенций) | Янгиров А.В., директор государственного автономного научного учреждения "Институт стратегических исследований Республики Башкортостан" | ||
Ответственный по направлению "Поддержка занятости и повышение эффективности рынка труда для обеспечения роста производительности труда" (сотрудник проектного офиса) | Шайхисламов Ф.Р., заместитель министра семьи, труда и социальной защиты населения Республики Башкортостан | ||
Исполнители и соисполнители мероприятий программы | государственное автономное научное учреждение "Институт стратегических исследований Республики Башкортостан"; Министерство экономического развития Республики Башкортостан; Министерство семьи, труда и социальной защиты населения Республики Башкортостан; Министерство промышленности и инновационной политики Республики Башкортостан; Министерство сельского хозяйства Республики Башкортостан; Министерство образования Республики Башкортостан; Государственный комитет Республики Башкортостан по строительству и архитектуре; Государственный комитет Республики Башкортостан по торговле и защите прав потребителей; Государственный комитет Республики Башкортостан по транспорту и дорожному хозяйству; Государственный комитет Республики Башкортостан по внешнеэкономическим связям; государственное бюджетное научное учреждение "Академия наук Республики Башкортостан"; Союз "Торгово-промышленная палата Республики Башкортостан"; предприятия и организации (по согласованию); | ||
Разработчик паспорта программы | Министерство экономического развития Республики Башкортостан, отдел экономики производственных видов деятельности Управления нефинансовых секторов экономики, начальник отдела Ахсанова Л.Х., тел. 8 (347) 280-87-42, ahsanova.l@bashkortostan.ru Министерство семьи, труда и социальной защиты населения Республики Башкортостан, отдел анализа рынка труда, начальник отдела Шустова И.В., тел. 8 (347) 280-88-22, shustova.iv@bashkortostan.ru |
Анализ структуры экономики региона | Одним из ключевых приоритетов социально-экономического развития Республики Башкортостан является повышение производительности труда. Индекс производительности труда в республике по итогам 2016 года составил 101,1% (43-е место среди субъектов Российской Федерации). Производительность труда на 1 работника в абсолютном выражении составила 764,9 тыс. рублей (в Российской Федерации - 1195,4 тыс. рублей). По данному показателю республика занимает 32-е место в Российской Федерации. Наибольшую долю (27,5%) в валовом региональном продукте (далее - ВРП) занимают обрабатывающие производства. В данной сфере деятельности в 2016 году трудилось 15,5% от среднегодовой численности занятых в экономике. Производительность труда на 1 работника составила 1358,9 тыс. рублей. Валовая добавленная стоимость (далее - ВДС), созданная в сфере обрабатывающих производств в Республике Башкортостан, составила 3,1% от ВДС в обрабатывающих производствах Российской Федерации. Значительная доля (7,7%) ВРП республики в 2016 году приходилась на сельское хозяйство, в котором было занято 11,2% от среднегодовой численности занятых в экономике. Производительность труда в данной сфере (включая охоту и лесное хозяйство) составила 520,4 тыс. рублей, что в 1,5 раза меньше, чем производительность труда в целом по Республике Башкортостан. ВДС, созданная в сельском хозяйстве в Республике Башкортостан, составила 2,8% от ВДС в сельском хозяйстве в целом по Российской Федерации. Доля строительства в ВРП составила 9,0%, доля занятых - 9,3%, производительность труда в данной области - 736,1 тыс. рублей. ВДС, созданная в строительстве в республике, составила 2,8% от ВДС в строительстве в целом по Российской Федерации. На транспорт и связь приходилось 8,0% ВРП и 6,6% от числа занятых, производительность труда составила 926,1 тыс. рублей. ВДС, созданная в республике в данной сфере, составила 1,6% от ВДС в транспорте и связи в целом по Российской Федерации. На оптовую и розничную торговлю приходилось 15,4% ВРП и 17,6% от числа занятых. Производительность труда в данной сфере составила 668,5 тыс. рублей. ВДС, созданная в республике в сфере торговли, составила 1,8% от ВДС в торговле в целом по Российской Федерации. Таким образом, на 5 базовых несырьевых отраслей экономики приходится 67,6% ВРП |
Анализ рынка труда в регионе | По данным выборочных обследований рабочей силы, численность безработных граждан в Республике Башкортостан по методологии Международной организации труда (МОТ), начиная с 2017 года, снизилась на 18,0 тыс. человек и составила по итогам января - октября 2018 года 98,0 тыс. человек. Уровень безработицы по методологии МОТ уменьшился с 5,6% до 5,0%. За 2017 год в центры занятости населения за предоставлением государственных услуг обратилось 271,9 тыс. граждан, за январь - октябрь 2018 года - 246,7 тыс. человек, из них по содействию в поиске подходящей работы - 90,6 тыс. человек в 2017 году и 76,4 тыс. человек в 2018 году. Численность безработных граждан, зарегистрированных в центрах занятости на 1 ноября 2018 года, составила 17,8 тыс. человек, что на 5,8 тыс. человек или на 24,4%, ниже, чем на начало 2017 года. Уровень регистрируемой безработицы по итогам 10 месяцев текущего года составил 0,89% против 1,17% на начало 2017 года. По состоянию на 1 ноября 2018 года в республике 3218 работодателей открыли личные кабинеты на портале "Работа в России". На 1 ноября 2018 года в республиканском банке вакансий находилось 44,7 тыс. вакантных позиций, что на 1,8 тыс. единиц, или на 4,2% больше, чем на 1 января 2017 года. За 2017 год и 10 месяцев текущего года при содействии центров занятости трудоустроено 123,3 тыс. человек, уровень трудоустройства вырос с 1 января 2017 года с 72,8% до 75,1%. С 2017 года: на профессиональное обучение направлено 12,5 тыс. безработных граждан, 789 женщин, находящихся в отпуске по уходу за ребенком до достижения им возраста 3-х лет, 272 пенсионера, стремящегося возобновить трудовую деятельность; услуги по профессиональной ориентации получили 127,1 тыс. человек; в общественных работах приняли участие 13,5 тыс. человек; прошли стажировку 756 выпускников учреждений профессионального образования; временно трудоустроено 38,1 тыс. несовершеннолетних граждан в возрасте от 14 до 18 лет в свободное от учебы время, 2,3 тыс. безработных граждан, испытывающих трудности в поиске работы, 531 безработный выпускник от 18 до 20 лет, ищущих работу впервые; услугу по содействию самозанятости получили 4,5 тыс. безработных граждан. В 2018 году в республике в соответствии с приоритетной программой "Повышение производительности труда и поддержка занятости" на 2018 - 2025 годы (далее - приоритетная программа), утвержденной Постановлением Правительства Республики Башкортостан от 20 июля 2018 года N 341, реализуется мероприятие по опережающему профессиональному обучению и переподготовке работников организаций - участников приоритетной программы в связи с реализацией программы повышения производительности труда. Организация обучения работников осуществляется работодателем самостоятельно исходя из условий производства и требований к квалификации работников под имеющиеся и (или) создаваемые (модернизированные) работодателем рабочие места. По состоянию на 1 декабря 2018 года на реализацию опережающего профессионального обучения (повышение квалификации и переподготовка) работников в соответствии с приоритетной региональной программой "Повышение производительности труда и поддержка занятости в Республике Башкортостан" на 2018 - 2025 годы, утвержденной Постановлением Правительства Республики Башкортостан от 20 июля 2018 года N 341, заключены договоры с 8 предприятиями - участниками (АО "СТЕКЛОНиТ" (г. Уфа), АО "ОЗНА-Измерительные системы" (г. Октябрьский), АО "УАП "Гидравлика" (г. Уфа), ПАО "НЕФАЗ" (г. Нефтекамск), ОАО "Синтез-Каучук" (г. Стерлитамак), ОАО "Стерлитамакский нефтехимический завод" (г. Стерлитамак), АО "Искож" (г. Нефтекамск), ООО НПП "БАСЭТ" (г. Октябрьский)). На опережающее профессиональное обучение направлено 2404 работника. Фактическая численность работников, направленных на обучение, превысила первоначально заявленную предприятиями численность в 1,8 раза (1320 заявлялось). Объем затрат по заключенным договорам составил 181,6 млн. рублей. Одним из основных требований при подборе образовательных программ на предприятиях является блок, содержащий мотивационную составляющую к труду, внедрение принципов бережливого производства. Обучение проводится как для сотрудников из числа руководителей, так и для рабочего персонала. Опережающее обучение граждан осуществляется по профессиям (специальностям), востребованным на предприятиях. Наиболее востребованными являются следующие программы: энергосбережение и энергоэффективность 3D-конструирование, наставничество, аппаратчик, управление качеством, повышение производительности и качества сварочных работ с применением инструментов бережливого производства, машинист, слесарь-ремонтник, водитель погрузчика, клейщик резиновых полимерных деталей и изделий, слесарь-ремонтник, оператор ворсовального оборудования, сборщик изделий из пластмасс, грунтовальщик, клейщик резиновых полимерных деталей и изделий, сборщик резиновых технических изделий и другие. Согласно Постановлению Правительства Республики Башкортостан от 25 сентября 2017 года N 437 "О дополнительных мероприятиях в области содействия занятости населения, направленных на снижение напряженности на рынке труда Республики Башкортостан, в 2017 году" реализовано дополнительное мероприятие в области содействия занятости населения, направленное на снижение напряженности на рынке труда, - опережающее профессиональное обучение работников, находящихся под риском увольнения. В мероприятии приняли участие 8 организаций республики; опережающее профессиональное обучение прошли 1624 работника, находящихся под риском увольнения. Обучение работников организовывалось на выбранных предприятиями образовательных организациях, в том числе в ГАОУ ДПО РБ "Учебный центр ГСЗН"; АНО ДПО "Центр подготовки кадров"; НЧОУ ДПО "Институт опережающего образования"; ФГБОУ ВО "Уфимский государственный авиационный технический университет"; ФГБОУ ВО Башкирский государственный педагогический университет им. М.Акмуллы; ЧОУ ДПО "ЦНТИ "Прогресс"; ЧОУ ДПО "Башкирский межотраслевой институт охраны труда, экологии и безопасности на производстве". По предварительным заявкам предприятий - участников приоритетной программы по состоянию на 1 декабря 2018 года заявлена потребность в обучении в 2019 году 1460 работников в 8 организациях |
Перечень приоритетных отраслевых секторов | Перечень приоритетных отраслевых секторов для реализации региональной программы сформирован с учетом их значимости в экономике, в том числе доли секторов экономики в ВРП, уровня производительности труда и потенциала для его роста, доли занятых в сферах деятельности. Темп роста ВРП в 2016 году сложился на уровне 100,5%, в том числе рост валовой добавленной стоимости в сельском хозяйстве - 98,3%, в обрабатывающих производствах - 101,3%, в строительстве - 99,4%. Значительную долю в ВРП в 2016 году (соотношение выручки и ВРП) составили следующие отраслевые сектора: сельское хозяйство - 2,7% (доля в выручке от общей выручки в базовых несырьевых отраслях - 2,1%)). В данной сфере было занято 10,4% от средней численности работников базовых несырьевых отраслей. Выручка в расчете на 1 работника составила 642 тыс. рублей при 3225,7 тыс. рублей в целом по базовым несырьевым отраслям, что говорит о наличии потенциала для роста; производство резиновых и пластмассовых изделий - 0,7% (0,5%). В данной сфере было занято 1,4% от средней численности работников базовых несырьевых отраслей. Выручка в расчете на 1 работника в отрасли составила 1166 тыс. рублей, или 36,1% от уровня в целом по базовым несырьевым отраслям; производство прочих неметаллических минеральных продуктов - 2,0% (1,6%). В данной сфере было занято 2,8% от средней численности работников базовых несырьевых отраслей выручка в расчете на 1 работника в отрасли составила 1804 тыс. рублей, или 55,9% от уровня в целом по базовым несырьевым отраслям; металлургическое производство и производство готовых металлических изделий - 2,9% (2,2%). В данной сфере было занято 3,7% от средней численности работников базовых несырьевых отраслей. Выручка в расчете на 1 работника составила 1959 тыс. рублей, или 60,7% от уровня в целом по базовым несырьевым отраслям; производство машин и оборудования - 3,5% (2,7%). В данной сфере было занято 4,4% от средней численности работников базовых несырьевых отраслей. Выручка в расчете на 1 работника в отрасли составила 1982 тыс. рублей, или 61,4% от уровня в целом по базовым несырьевым отраслям; строительство - 7,7% (5,9%). В данной сфере было занято 13,9% от средней численности работников базовых несырьевых отраслей. Выручка в расчете на 1 работника в отрасли составила 1374 тыс. рублей, или 42,6% от уровня в целом по базовым несырьевым отраслям |
Подход к выбору предприятий-участников Программы | Основными критериями включения предприятий в региональную программу являются: доля участия налоговых резидентов иностранных государств в уставном (складочном) капитале юридического лица не должна превышать 25%; предприятие должно быть юридически зарегистрировано на территории Республики Башкортостан; предприятие должно относиться к базовым несырьевым отраслям экономики: обрабатывающие производства, сельское хозяйство, транспорт, торговля, строительство; выручка предприятия за год должна составлять от 800 млн. рублей до 30 млрд. рублей; предприятие должно обладать значительным потенциалом повышения уровня производительности труда; а также наличие желания руководителя предприятия (его собственников) участвовать в мероприятиях по повышению производительности труда и готовность предприятия взять на себя обязательства по повышению производительности труда в соответствии с разработанной региональной программой путем заключения соглашения о разработке и реализации программы повышения производительности труда. Выбор предприятий осуществлялся на основании предложений по отраслевым приоритетам, обозначенным республиканскими органами исполнительной власти, которые были сформированы с учетом вклада организаций в создание добавленной стоимости в соответствующем виде экономической деятельности |
Подход к выбору крупных предприятий для сопровождения предприятий-участников Программы | В качестве крупного предприятия для сопровождения предприятий-участников программы выбран "Завод ТехноНИКОЛЬ" (г. Учалы), входящий в состав Корпорации "ТехноНИКОЛЬ", которая является одним из лидеров в Российской Федерации в сфере повышения производительности труда и внедрения инструментов бережливого производства. В рамках XXII Петербургского международного экономического форума, состоявшегося 24 - 26 мая 2018 года, между Правительством Республики Башкортостан и Корпорацией "ТехноНИКОЛЬ" подписано соглашение об инвестиционных намерениях. Корпорацией "ТехноНИКОЛЬ" выражена готовность к сотрудничеству в части ознакомления предприятий Республики Башкортостан с производственными процессами и достижениями компании в области повышения производительности труда на одной из производственных площадок компании в г. Учалы |
Информация о предприятиях-участниках Программы | К участию в региональной программе выбраны предприятия, относящиеся к приоритетным отраслевым секторам экономики. Сектор сельского хозяйства: ООО АП им. Калинина, доля которого составила в 2016 году 2,6% от выручки в отрасли; ГУСП совхоз "Рощинский" Республики Башкортостан, доля которого составила в 2016 году 4,7% от выручки в отрасли; ГУСП совхоз "Алексеевский" Республики Башкортостан, доля которого составила в 2016 году 4,3% от выручки в отрасли; ОАО "Турбаслинские бройлеры", доля которого составила в 2016 году 5,2% от выручки в отрасли; АО "Птицефабрика "Башкирская", доля которого составила в 2016 году 7,4% от выручки в отрасли. Сектор обрабатывающих производств: АО "Искож", доля которого составила в 2016 году 42,5% от выручки в текстильном и швейном производстве; АО "СТЕКЛОНиТ", доля которого составила в 2016 году 5,5% от выручки в производстве прочих неметаллических минеральных продуктов; АО "ОЗНА-Измерительные системы", доля которого составила в 2016 году 31,9% от выручки в производстве электрооборудования, электронного и оптического оборудования; ООО ЗПИ "Альтернатива", доля которого составила в 2016 году 35,7% от выручки в производство резиновых и пластмассовых изделий; ООО "Арматурный завод", доля которого составила в 2016 году 1,5% от выручки в металлургическом производстве и производстве готовых металлических изделий; ОАО "Синтез-Каучук", доля которого составила в 2016 году 8,9% от выручки в химическом производстве; Компания "Грайн", доля которого составила в 2016 году 10,5% от выручки в производство резиновых и пластмассовых изделий; ПАО "Туймазинский завод автобетоновозов", доля которого составила в 2016 году 2,2% от выручки в производстве машин и оборудования; АО "Уралтехнострой-Туймазыхиммаш", доля которого составила в 2016 году 2,4% от выручки в производстве машин и оборудования. Строительство: ПАО "АК Востокнефтезаводмонтаж", доля которого составила в 2016 году 14,6% от выручки в строительстве; ООО Строительная компания "Сальвия", доля которого составила в 2016 году 0,8% от выручки в строительстве. Доля выручки выбранных предприятий имеет значительную долю в выручке в целом по соответствующим секторам - от 0,8% до 42,5%. Кроме того, учитывался потенциал роста производительности труда на выбранных предприятиях |
Подтверждение согласия предприятий на участие в программе | Каждое из выбранных предприятий представило заявку, подписанную генеральным директором: скан-копию распечатанной электронной заявки предприятия на поддержку на сайте Федерального центра компетенций в сфере производительности труда за подписью генерального директора предприятия-участника, либо скан-копию письма о согласии принять участие в программе за подписью генерального директора предприятия |
Направление | Ключевые задачи | Обоснование/Источник |
1. Системные меры по повышению производительности труда в регионе | Основные барьеры в приоритетных отраслях промышленности: 1) высокий коэффициент износа производственных мощностей (оборудования). Находящееся в эксплуатации оборудование нуждается в модернизации в связи с высокими производственными затратами на выпуск продукции из-за применения устаревших технологий, имеющих высокую энергозатратность и материалоемкость. Коэффициент износа основных фондов в целом в республике вырос с 45,4% в 2010 году до 51,9% в 2016 году. В обрабатывающих производствах износ рос более высокими темпами: с 44,7% в 2010 году до 52,4% в 2016 году. Коэффициент обновления основных фондов в обрабатывающих производствах также находился уровнем ниже (5,7%) по сравнению в целом по республике (8,6%). Следствием недостаточного уровня технического и технологического обновления являются высокая цена конечной продукции, низкая конкурентоспособность на рынке; 2) недостаточно эффективная работа по переобучению и повышению квалификации работников, недостаточный уровень системы подготовки инженерно-технических специалистов и рабочих кадров; 3) отсутствие необходимого объема инвестиций для модернизации и расширения производства; 4) низкая степень внедрения современных систем управления качеством. Основные барьеры в сфере сельского хозяйства: 1) высокая зависимость сельскохозяйственного производства от природно-климатических условий, сезонность производственной деятельности и разная степень занятости людей в зависимости от времени года; 2) невысокая финансовая возможность многих хозяйств приобретать высокопроизводительные машины и оборудование. Рентабельность проданных товаров, продукции, работ, услуг в 2016 году в сфере сельского хозяйства составила 9,2%. Это выше, чем в целом по республике (6,8%), но ниже, чем в сфере обрабатывающих производств (10,7%); 3) изношенность основных производственных фондов, использование во многих хозяйствах устаревших технологий. Несмотря на обновление за последние годы морально и физически устаревших сельскохозяйственных машин на современные высокопроизводительные, снижение показателей износа и среднего возраста тракторов, самоходных уборочных комбайнов, прицепных машин, уменьшение нагрузки на основные виды техники, техническая обеспеченность основными видами техники по республике остается недостаточной; 4) нехватка высококвалифицированных кадров в связи с несовершенными системами материального стимулирования работников. В последнее время в сфере агропромышленного комплекса (далее - АПК) наблюдается некоторое увеличение заработной платы, но темпы ее роста низкие и не отвечают потребностям работников. Среднемесячная заработная плата в сфере сельского хозяйства в 2016 году (15,9 тыс. рублей) составляет 56,5% от среднемесячной заработной платы в целом по республике | Экспертная оценка республиканских органов исполнительной власти, координирующих соответствующие сферы деятельности. Комплексный доклад "Социально-экономическое положение Республики Башкортостан" N 9 (январь - сентябрь 2018 года), подготовленный Территориальным органом Федеральной службы государственной статистики по Республике Башкортостан, Конъюнктурный обзор Отделения - Национальный банк по Республике Башкортостан Уральского главного управления Банка России за январь - август 2018 года |
2. Адресная поддержка повышения производительности труда на предприятиях | Основные барьеры на уровне отдельных компаний: в производстве химических веществ и химических продуктов являются наличие инфраструктурных, ресурсных, в том числе кадровых и административных, ограничений; в производстве прочей неметаллической минеральной продукции - зависимость стоимости сырья от валютного курса, высокая текучесть кадров и отсутствие потенциальных кандидатов с требуемым образованием на закрытие вакансий по основному производству в связи с отсутствием соответствующей подготовки в среднеспециальных образовательных организациях, низкий уровень квалификации работников, нехватка финансовых ресурсов для приобретения новых технологий и оборудования; большие сроки расчетов по заказам крупных хозяйствующих субъектов, высокие тарифы естественных монополий и транспортных компаний, невысокий спрос на инновационные, энергоэффективные и долговечные строительные материалы, отсутствие в регионе профильных образовательных организаций; в производстве резиновых и пластмассовых изделий - текучесть рабочих кадров и дефицит квалифицированных работников, отдаленность производственных площадей, высокая конкуренция на рынке, зависимость стоимости сырья от валютного курса; в производстве готовых металлических изделий, кроме машин и оборудования - отсутствие на рынке труда квалифицированных рабочих по профессиям, необходимым предприятию, сложности в доступе к заемным финансовым ресурсам; в производстве машин и оборудования, не включенных в другие группировки - моральный и физический износ оборудования; в сельском хозяйстве - высокое влияние погодных условий, большой износ существующих мощностей, высокие затраты на энергоносители, низкий уровень автоматизации производственных процессов, нехватка высококвалифицированных кадров, высокая конкуренция; в строительстве - неразвитость системы бережливого производства, применения электронных технологий в документообороте | Экспертная оценка республиканских органов исполнительной власти, координирующих соответствующие сферы деятельности. Комплексный доклад "Социально-экономическое положение Республики Башкортостан:" N 9 (январь - сентябрь 2018 года), подготовленный Территориальным органом Федеральной службы государственной статистики по Республике Башкортостан. Мнение руководителей выбранных предприятий Республики Башкортостан, сотрудников регионального центра компетенций в сфере производительности труда, в рамках предварительного обследования предприятий |
3. Поддержка занятости и повышение эффективности рынка труда для обеспечения роста производительности труда | Ключевыми барьерами по поддержке занятости и повышению эффективности рынка труда для обеспечения повышения производительности труда являются: 1) недостаточно эффективная работа по переобучению и повышению квалификации работников, недостаточный уровень системы подготовки инженерно-технических специалистов и рабочих кадров по требованиям работодателей; 2) отсутствие выстроенной эффективной производственной системы на предприятиях, основанной на принципах бережливого производства, бережливой корпоративной культуры, что требует непрерывного опережающего обучения работников, внедрения новых программ обучения непосредственно на рабочем месте с вовлечением всех работников предприятия, в первую очередь первых лиц; 3) недостаточно эффективное взаимодействие службы занятости с предприятиями-участниками в части обучения их кадровыми ресурсами в целях повышения производительности труда. Это связано: с необходимостью кастомизированного подхода к высвобождаемым работникам при переподготовке и трудоустройстве с учетом фактического предложения вакансий, для обеспечения занятости которых нужны новые компетенции и специальные образовательные программы (учитывать уже имеющиеся у каждого работника компетенции и обучать только по тем компетенциям, которых у конкретного работника недостает для освоения новой специальности); недостаточными количеством и квалификацией сотрудников центров занятости населения для данной работы (причины: низкая оплата труда, отсутствие обучения и повышение квалификации); 4) низкий уровень цифровизации и автоматизации деятельности центров занятости населения. Большинство сервисов (до 90%) могут быть оказаны в электронной форме, что существенно сократит сроки, трудозатраты и повысит качество услуг. На данный момент оказанию услуг в электронной форме препятствуют действующие стандарты и регламенты оказания услуг (утверждены Минтрудом России или органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации), а также отсутствие единых баз данных (в том числе синхронизированных с базой данных пенсионного фонда, налоговой инспекции). Кроме того, платформа, на базе которой построен программно-технический комплекс, эксплуатируемый в центрах занятости населения Республики Башкортостан (далее - ПТК), устарела и не позволяет интегрироваться в современное информационное пространство, что является препятствием на пути перехода на оказание государственных услуг в электронном виде | По данным детализированного отчета о показателях Национального рейтинга состояния инвестиционного климата субъектов Российской Федерации, в Республике Башкортостан по итогам 2018 года значение показателя "Удовлетворенность предпринимателей доступностью трудовых ресурсов необходимой квалификации" составило 3,26 балла. По данным Росстата, значение показателя "Доля занятого населения в возрасте от 25 до 65 лет, прошедшего повышение квалификации и (или) профессиональную подготовку, в общей численности занятого в области экономики населения этой возрастной группы" в Республике Башкортостан в 2017 году составило 14,0%. Основные тезисы по результатам сессии "Модернизации служб занятости населения. Служба занятости 2.0", которая была организована Агентством стратегических инициатив и Минтрудом России (15 сентября 2017 года, Москва) |
Цели программы | Обеспечить прирост производительности труда в Республике Башкортостан в 2020 году на 2,6% к предыдущему году, в 2021 году - на 3,3%, в 2024 году - на 3,9%. Поддержка уровня занятости в связи с реализацией мер по повышению производительности труда на предприятиях и формирование системы обучения подготовки кадров в соответствии с установленными направлениями обучения для повышения производительности труда, в том числе в целях замещения устаревших и непроизводительных рабочих мест, а также развитие инфраструктуры занятости. Для достижения цели в реализации мероприятий по поддержке занятости установлены показатели: численность работников, прошедших опережающее профессиональное обучение дополнительное профессиональное образование в целях повышения производительности труда - не менее 1460 человек ежегодно; не менее 4 служб занятости населения в республике ежегодно, в которых будут проводиться пилотные проекты и мероприятия развития | |||||
Целевые показатели программы и их целевые значения | ||||||
Показатель | Тип показателя (основной, дополнительный) | Базовое значение | Целевое значение на конец года | |||
2019 | 2020 | 2021 | 2024 | |||
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 |
Показатели верхнего уровня | ||||||
Рост производительности труда на средних и крупных предприятиях базовых несырьевых отраслей экономики региона, % к предыдущему году | Основной | 101,4 | 101,6 | 102,3 | 103,6 | 105,7 |
Количество средних и крупных предприятий базовых несырьевых отраслей экономики, вовлеченных в реализацию национального проекта, ед. нарастающим итогом | Основной | 10 | 20 | 40 | 60 | 159 |
Доля предприятий от общего числа предприятий, вовлеченных в национальный проект, на которых прирост производительности труда соответствует целевым показателям, % | Основной | 0 | 60% | 80% | 90% | 95% |
Направление 1. Системные меры по повышению производительности труда | ||||||
Количество средних и крупных предприятий базовых несырьевых отраслей экономики - участников региональной программы, воспользовавшихся мерами поддержки и мотивационными инструментами национального проекта (льготные займы, субсидирование процентных ставок и пр.), не менее ед. нарастающим итогом | Дополнительный | 0 | 2 | 6 | 10 | 20 |
Количество предприятий-участников национального проекта, получивших акселерационную поддержку по развитию экспортного потенциала, ед. нарастающим итогом | Дополнительный | 0 | 10 | 14 | 16 | 21 |
Количество предприятий, участвующих в программе по поддержке внедрения автоматизации и использования цифровых технологий, ед. нарастающим итогом | Дополнительный | 0 | 8 | 14 | 18 | 24 |
Осведомленность предприятий о производительности труда на основании опроса, % осведомленных от всех предприятий базовых несырьевых отраслей региона | Дополнительный | 0 | 20 | 30 | 35 | 60 |
Направление 2. Адресная поддержка повышения производительности труда на предприятиях | ||||||
Создание регионального центра компетенций (РЦК) (да/нет) | Дополнительный | да | да | да | да | да |
Количество сотрудников-экспертов, работающих на полную занятость, для выполнения мероприятий по повышению производительности труда на предприятиях, чел. нарастающим итогом | Дополнительный | 0 | 8 | 14 | 18 | 24 |
Количество предприятий-участников, внедряющих мероприятия национального проекта под федеральным управлением (ФЦК), ед. нарастающим итогом | Дополнительный | 6 | 8 | 16 | 21 | 25 |
Количество предприятий-участников, внедряющих мероприятия национального проекта под региональным управлением (под руководством регионального центра компетенций), ед. нарастающим итогом | Дополнительный | 0 | 14 | 40 | 50 | 100 |
Количество предприятий-участников, внедряющих мероприятия региональной программы самостоятельно или при помощи привлеченных предприятий-партнеров, ед. нарастающим итогом | Дополнительный | 0 | 6 | 12 | 18 | 34 |
Количество сотрудников предприятий-участников, обученных инструментам повышения производительности труда под региональным управлением (под руководством регионального центра компетенций), человек нарастающим итогом | Дополнительный | 0 | 32 | 64 | 96 | 200 |
Количество сотрудников предприятий, обученных инструментам повышения производительности труда на предприятиях, реализующих проект самостоятельно, человек нарастающим итогом | Дополнительный | 0 | 6 | 12 | 18 | 34 |
Направление 3. Поддержка занятости и повышение эффективности рынка труда для обеспечения роста производительности труда | ||||||
Численность работников, прошедших опережающее профессиональное обучение и дополнительное профессиональное образование в целях повышения производительности труда по всем субъектам Российской Федерации - участникам федерального проекта "Поддержка занятости", тыс. человек | Основной | 0 | 1460 | 1460 | 1460 | 8760 |
Количество органов службы занятости населения в субъекте Российской Федерации, в которых проводятся или проведены пилотные проекты по модернизации системы занятости, единиц | Основной | 0 | 4 | 4 | 4 | 24 |
Структура управления реализацией программы | Общее руководство программой осуществляется управляющим комитетом по реализации региональной программы повышения производительности труда и поддержки занятости, созданным в соответствии с распоряжением Главы Республики Башкортостан от 7 декабря 2017 года N РГ-233 на базе Общественного совета по улучшению инвестиционного климата и развитию экспорта при Главе Республики Башкортостан. В целях обеспечения межведомственного взаимодействия при реализации программы и осуществления ее мониторинга функционирует проектный офис, созданный в соответствии с распоряжением Правительства Республики Башкортостан от 21 марта 2017 года N 202-р - рабочая группа по реализации на территории Республики Башкортостан приоритетных проектов и программ по направлению стратегического развития Российской Федерации "Производительность труда". Она сформирована из числа представителей отраслевых министерств и ведомств и научных организаций. На базе ГАНУ "Институт стратегических исследований Республики Башкортостан" распоряжением Правительства Республики Башкортостан от 9 июня 2018 года N 552-р создан региональный центр компетенций в сфере производительности труда. Приказом Министерства экономического развития Республики Башкортостан от 10 августа 2018 года N 206 создана межведомственная рабочая группа по реализации региональной составляющей федеральных проектов: "Системные меры по повышению производительности труда", "Адресная поддержка повышения производительности труда на предприятиях", Приказом Министерства семьи, труда и социальной защиты населения Республики Башкортостан от 7 августа 2018 года N 563-о создана межведомственная рабочая группа по разработке региональной составляющей федерального проекта "Поддержка занятости" национального проекта "Повышение производительности труда и поддержка занятости" | ||||
Состав управляющего комитета | Направления деятельности в программе (функционал) | ФИО | Должность | Контактные данные (адрес электронной почты, телефон) | Непосредственный руководитель |
руководитель управляющего комитета | Абдрахимов Р.Р. | исполняющий обязанности заместителя Премьер-министра Правительства Республики Башкортостан | контактный телефон: +7 (347) 277-71-06; электронный адрес: Kireev.M@bashkortostan.ru | временно исполняющий обязанности Главы Республики Башкортостан Хабиров Р.Ф. | |
заместитель руководителя управляющего комитета | Новиков С.В. | министр экономического развития Республики Башкортостан | контактный телефон: +7 (347) 280-83-06; электронный адрес: priyemnaya449@bashkortostan.ru; minecon@bashkortostan.ru | исполняющий обязанности заместителя Премьер-министра Правительства Республики Башкортостан Абдрахимов Р.Р. | |
секретарь управляющего комитета | Фахретдинов А.С. | заместитель министра экономического развития Республики Башкортостан | контактный телефон: +7 (347) 280-83-06; электронный адрес: fahretdinov.a@basnkortostan.ru | министр экономического развития Республики Башкортостан, заместитель руководителя управляющего комитета Новиков С.В. | |
член управляющего комитета | Асылова Г.Н. | председатель Государственного комитета Республики Башкортостан по торговле и защите прав потребителей | контактный телефон: +7 (347) 272-74-53; электронный адрес: trade.secretar@bashkortostan.ru | исполняющий обязанности заместителя Премьер-министра Правительства Республики Башкортостан - министра сельского хозяйства Республики Башкортостан Фазрахманов И.И. | |
член управляющего комитета | Гаязов А.С. | президент государственного бюджетного научного учреждения "Академия наук Республики Башкортостан" | контактный телефон: +7 (347) 273-72-37; электронный адрес: priemnaya.anrb@bashkortostan.ru | временно исполняющий обязанности Главы Республики Башкортостан Хабиров Р.Ф. | |
член управляющего комитета | Голов О.Е. | генеральный директор акционерного общества "Корпорация развития Республики Башкортостан" | контактный телефон: +7 (347) 214-90-70; электронный адрес: infokrrb@bashkortostan.ru | генеральный директор АО "Региональный фонд" Магданов И.З. | |
член управляющего комитета | Игтисамова Л.З. | исполняющий обязанности министра финансов Республики Башкортостан | контактный телефон: +7 (347) 218-11-46; электронный адрес: Igtisamova.l@bashkortostan.ru | исполняющий обязанности заместителя Премьер-министра Правительства Республики Башкортостан - Руководителя Аппарата Правительства РБ Тажитдинов И.А. | |
член управляющего комитета | Карпухин А.И. | министр промышленности и инновационной политики Республики Башкортостан | контактный телефон: +7 (347) 218-05-00; +7 (347) 218-04-99; электронный адрес: minprom@bashkortostan.ru | исполняющий обязанности заместителя Премьер-министра Правительства Абдрахимов Р.Р. | |
член управляющего комитета | Мельников Ю.М. | исполняющий обязанности министра семьи, труда и социальной защиты населения Республики Башкортостан | контактный телефон: +7 (347) 280-88-07; электронный адрес: mintrud@bashkortostan.ru | исполняющий обязанности заместителя Премьер-министра Правительства Республики Башкортостан Иванова Л.Х. | |
член управляющего комитета | Мухаметьянов Т.Р | председатель Государственного комитета Республики Башкортостан по транспорту и дорожному хозяйству | контактный телефон: +7 (347) 218-10-00; электронный адрес: Gostrans@Bashkortostan.ru | исполняющий обязанности заместителя Премьер-министра Правительства Республики Башкортостан Абдрахимов Р.Р. | |
член управляющего комитета | Невоструев Г.С. | председатель Государственного комитета Республики Башкортостан по строительству и архитектуре | контактный телефон: +7 (347) 218-08-78; электронный адрес: gks.priem@bashkortostan.ru | исполняющий обязанности заместителя Премьер-министра Правительства Республики Башкортостан Абдрахимов Р.Р. | |
член управляющего комитета | Таипов Р.Р. | председатель Государственного комитета Республики Башкортостан по информатизации и вопросам функционирования системы "Открытая Республика" | контактный телефон: +7 (347) 280-82-16; электронный адрес: gks.priem@bashkortostan.ru | исполняющий обязанности заместителя Премьер-министра - руководителя Аппарата Правительства Республики Башкортостан Тажитдинов И.А. | |
член управляющего комитета | Фазлыев А.М. | президент Союза "Торгово-промышленная палата Республики Башкортостан" | контактный телефон: +7 (347) 276-20-52; электронный адрес: office@tpprb.ru | - | |
член управляющего комитета | Фазрахманов И.И. | исполняющий обязанности заместителя Премьер-министра Правительства Республики Башкортостан - министра сельского хозяйства Республики Башкортостан | контактный телефон: +7 (347) 280-83-08; электронный адрес: priemnaya437@bashkortostan.ru | временно исполняющий обязанности Главы Республики Башкортостан Хабиров Р.Ф. | |
член управляющего комитета | Хажин А.В. | исполняющий обязанности министра образования Республики Башкортостан | контактный телефон: +7 (347) 218-03-15; электронный адрес: morb@bashkortostan.ru | исполняющий обязанности заместителя Премьер-министра Правительства Республики Башкортостан Иванова Л.Х. | |
Состав проектного офиса | руководитель проектного офиса | Новиков С.В. | министр экономического развития Республики Башкортостан, руководитель рабочей группы | контактный телефон: +7 (347) 280-83-06; электронный адрес: priyemnaya449@bashkortostan.ru; minecon@bashkortostan.ru | исполняющий обязанности заместителя Премьер-министра - руководителя Аппарата Правительства Республики Башкортостан Тажитдинов И.А. |
администратор проекта | Фахретдинов А.С. | заместитель министра экономического развития Республики Башкортостан, администратор проекта | контактный телефон: +7 (347) 280-83-06; электронный адрес: priyemnaya449@bashkortostan.ru; fahretdinov.a@bashkortostan.ru | министр экономического развития Республики Башкортостан Новиков С.В. | |
член проектного офиса | Абдюков А.Р. | заместитель министра финансов Республики Башкортостан | контактный телефон: +7 (347) 280-96-02; электронный адрес: abdyukov.a@bashkortostan.ru | исполняющий обязанности министра финансов Республики Башкортостан Игтисамова Л.З. | |
член проектного офиса | Асылова Г.Н. | председатель Государственного комитета Республики Башкортостан по торговле и защите прав потребителей | контактный телефон: +7 (347) 272-74-53; электронный адрес: trade.secretar@bashkortostan.ru | исполняющий обязанности заместителя Премьер-министра Правительства Республики Башкортостан - министра сельского хозяйства Республики Башкортостан Фазрахманов И.И. | |
член проектного офиса | Гимадисламова Г.Р. | начальник Управления нефинансовых секторов экономики Министерства экономического развития Республики Башкортостан | контактный телефон: +7 (347) 280-86-85; электронный адрес: gimadislamova.g@bashkortostan.ru | заместитель министра экономического развития Республики Башкортостан Фахретдинов А.С. | |
член проектного офиса | Карпухин А.И. | министр промышленности и инновационной политики Республики Башкортостан | контактный телефон: 8 (347) 218-05-00; 8(347) 218-04-99; электронный адрес: minprom@bashkortostan.ru | исполняющий обязанности заместителя Премьер-министра Правительства Абдрахимов Р.Р. | |
член проектного офиса | Мухаметьянов Т.Р. | председатель Государственного комитета Республики Башкортостан по транспорту и дорожному хозяйству | контактный телефон: +7 (347) 218-10-00; электронный адрес: Gostrans@Bashkortostan.ru | исполняющий обязанности заместителя Премьер-министра Правительства Республики Башкортостан Абдрахимов Р.Р. | |
член проектного офиса | Родин Е.В. | заместитель председателя Государственного комитета Республики Башкортостан по строительству и архитектуре | контактный телефон: +7 (347) 218-08-80; электронный адрес: rodin.e@bashkortostan.ru | председатель Государственного комитета Республики Башкортостан по строительству и архитектуре Невоструев Г.С. | |
член проектного офиса | Фазрахманов И.И. | исполняющий обязанности заместителя Премьер-министра Правительства Республики Башкортостан - министра сельского хозяйства Республики Башкортостан | контактный телефон: +7 (347) 280-83-08; электронный адрес: priemnaya437@bashkortostan.ru | временно исполняющий обязанности Главы Республики Башкортостан Хабиров Р.Ф. | |
член проектного офиса | Шайхисламов Ф.Р. | заместитель министра труда и социальной защиты населения Республики Башкортостан | контактный телефон: +7 (347) 280-88-06; электронный адрес: Shaikhislamov.F@bashkortostan.ru | исполняющий обязанности министра семьи, труда и социальной защиты населения Республики Башкортостан Мельников Ю.М. | |
член проектного офиса | Янгиров А.В. | директор государственного автономного научного учреждения "Институт стратегических исследований Республики Башкортостан" | контактный телефон: 8 (347) 272-78-34; электронный адрес: mail@isirb.ru | президент государственного бюджетного научного учреждения "Академия наук Республики Башкортостан" Гаязов А.С. | |
Механизмы взаимодействия с предприятиями-участниками | В целях совершенствования механизма взаимодействия с предприятиями в рамках реализации принципов бережливого производства в соответствии с Приказом Министерства экономического развития Республики Башкортостан от 12 октября 2018 года N 265 "Об утверждении Порядка уведомления крупных и средних предприятий Республики Башкортостан базовых несырьевых отраслей экономики о возможности участия в приоритетной региональной программе "Повышение производительности труда и поддержка занятости в Республике Башкортостан" на 2018 - 2025 годы" осуществляется информирование организаций о национальном проекте "Производительность труда и поддержка занятости". На сайте Министерства экономического развития Республики Башкортостан создан механизм подачи электронной заявки на участие в региональной программе повышения производительности труда и поддержки занятости и заполнения соглашения о разработке и реализации программы повышения производительности труда между Правительством Республики Башкортостан и предприятием. Разработан стандарт Министерства экономического развития Республики Башкортостан по заключению соглашения о разработке и реализации программы повышения производительности труда между Правительством Республики Башкортостан и предприятием, который устанавливает порядок заключения соглашения с момента получения заявки от предприятия и до передачи одного экземпляра соглашения представителю предприятия, а также регламентирует взаимодействие с предприятиями - потенциальными участниками программы. Кроме того, осуществляется взаимодействие с предприятиями через республиканские органы исполнительной власти, координирующие соответствующие виды деятельности, путем размещения информации на сайте Министерства экономического развития Республики Башкортостан в рамках проводимых семинаров и конференций, а также посредством электронной почты. Предусмотрен постоянный контроль реализуемых мероприятий в целях мониторинга эффективности показателей |