Действующий

Об утверждении Концепции развития инженерного образования на территории Амурской области



5. Модернизация содержания и технологий образования


Один из возможных путей реализации задачи модернизации и непрерывности содержания общего образования определен ФГОС, который предусматривает изменение не только содержания, но и подходов к организации образовательной деятельности обучающихся, ориентирует на самостоятельное приобретение и конструирование обучающимися знаний, последовательную профориентационную работу образовательных организаций.


Не менее важным механизмом реализации этой задачи является тесная интеграция формального образования (основные образовательные программы, реализующие ФГОС) с неформальным и информальным образованием (общеобразовательные и профессиональные программы дополнительного образования, расширяющие и углубляющие содержание основных программ в конкретных направлениях), которые оказываются значительно более гибкими и адаптивными в отношении использования новых профориентационно значимых технологий.


Дополнительное образование как открытое вариативное образование наиболее полно обеспечивает свободный выбор различных видов деятельности, в которых происходит личностное и профессиональное самоопределение детей и подростков. Дополнительное образование обладает рядом характеристик, определяющих его конкурентные преимущества и возможность использования в качестве одного из механизмов развития инженерного образования.


Именно интеграция общего и дополнительного образования способна максимально обеспечить проектирование пространства персонального образования для самореализации личности.


Для достижения учащимися профориентационно значимых результатов в ходе учебной деятельности необходимы:


1) формирование в учебной деятельности учебных навыков с использованием средств ИКТ для работы с источниками и инструментами, актуальными для развития компетентностей, значимых для профессионального самоопределения;


2) получение обучающимися в процессе образовательной деятельности значимого результата;


3) использование ресурсов профессионально-производственной и социокультурной среды для проектирования персонального послешкольного образовательно-профессионального маршрута обучающегося.


Дошкольное образование - это первый уровень общего образования, уникальный и самоценный этап в общем развитии человека. Именно на этом этапе происходит особенно интенсивное развитие ребенка - познавательное, речевое, физическое, художественно-эстетическое и социально-коммуникативное; развиваются психические функции мышления, памяти, внимания и воображения; формируются познавательные действия; развиваются интересы, любознательность и познавательная мотивация.


В дошкольном возрасте есть период развития, в котором идет преимущественное усвоение задач и мотивов человеческой деятельности (развитие потребностно-мотивационной сферы), и период усвоения способов действий с предметами и формирование операционно-технических возможностей.


Оба этих периода связаны с развитием у детей предпосылок инженерного мышления. В связи с этим важно в соответствии с ФГОС дошкольного образования при проектировании образовательной деятельности в дошкольной организации уделить приоритетное внимание созданию условий:


1) в раннем возрасте (от 1 года до 3 лет) - для совместной со взрослыми (педагогами и родителями) и самостоятельной предметной деятельности и игр с составными и динамическими игрушками; экспериментирования с материалами и веществами (песок, вода, тесто, глина, пластилин и пр.) с целью формирования у детей первичных представлений об объектах окружающего мира, их свойствах и отношениях (форме, цвете, размере, материале, звучании, ритме, количестве, части и целом, движении и покое и др.);


2) в дошкольном возрасте (от 3 до 7 лет) - для познавательно-исследовательской деятельности (исследования объектов окружающего мира и экспериментирования с ними), конструирования из разного материала, включая конструкторы, модули, бумагу, природный и иной материал, с целью формирования у детей первичных представлений об объектах окружающего мира, о свойствах и отношениях объектов окружающего мира (форме, цвете, размере, материале, звучании, ритме, темпе, количестве, числе, части и целом, пространстве и времени, движении и покое, причинах и следствиях и др.).


Сегодня в соответствии с новыми стандартами необходим новый подход к организации конструктивной деятельности: необходимо внедрять каркасное конструирование с использованием строительного материала, объемных и плоскостных конструкторов из разных материалов (в том числе Lego, Cuboro), мягких модулей, и т.п., а также компьютерное конструирование в старшем дошкольном возрасте. Введение Lego-конструирования и робототехники в образовательную деятельность дошкольной образовательной организации позволяет объединить игру с исследовательской и экспериментальной деятельностью, предоставить ребенку возможность экспериментировать и созидать свой собственный мир, где нет границ, помогает развивать широкий кругозор старшего дошкольника и формировать предпосылки универсальных учебных действий.