Образование каждого человека происходит в конкретном культурно-историческом и социально-экономическом контексте, и в соответствии с этими особенностями (запросами) конструируется социокультурная образовательная среда - среда развития личности. Образование личности происходит в результате личностно значимой, практико-ориентированной деятельности. Под социокультурной образовательной средой следует понимать совокупность социальных, культурных, психолого-педагогических, финансово-экономических, информационных и материально-технических условий, во взаимодействии которых происходят становление и социализация личности на институциональном, муниципальном и региональном уровнях.
В основе современной социокультурной образовательной среды лежат:
1) педагогические концепции, определяющие содержание образования на всех уровнях общего образования и в профессиональном образовании, а также формы и виды деятельности обучающихся, которые должны быть использованы для реализации указанного содержания образования, организации образовательной деятельности в целом;
2) управленческая культура;
3) образовательные технологии как средство повышения эффективности образовательной деятельности;
4) образовательное пространство (развивающая предметно-пространственная среда), обеспечивающее реализацию педагогических решений и являющееся адаптивным к разнообразным видам деятельности обучающихся разных возрастов (в урочной и внеурочной деятельности).
В основу Концепции положены следующие принципы:
1) принцип непрерывности, который является систематизирующим и обеспечивает специально организованный процесс обучения и воспитания обучающихся на всех уровнях общего образования (включая дошкольное), дополнительного и профессионального образования, а также профессиональную подготовку и переподготовку учителей;
2) принцип системности, при котором все компоненты системы непрерывного образования находятся в настолько тесной взаимосвязи между собой, что любое изменение одного из них вызывает изменение другого, а нередко и системы в целом. Такое взаимодействие служит основанием того, что во взаимодействии со средой система всегда выступает как нечто единое, обладающее качественной определенностью;
3) принцип возрастосообразности или возрастной адекватности, при котором обеспечивается доступность образования в любом возрасте благодаря разнообразию и многообразию форм, методов и приемов обучения, выбранных согласно положениям возрастной психологии и педагогики, в соответствии с интересами, возможностями и потребностями обучающихся;
4) принцип мобильности, который выражается в многообразии средств, способов, организационных форм системы непрерывного образования, их гибкости и готовности к быстрой перестройке в соответствии с изменяющимися потребностями производства, общества, человека. Он ориентирует на использование разных продуктивных методических систем и технологий;
5) принцип индивидуализации персонализации образования, при котором учитываются различия в интеллектуальной, эмоциональной, волевой сферах личности. Этот принцип требует учета особенностей физического и психического развития каждого обучающегося, возможности его включения в групповые и коллективные формы учебно-познавательной и трудовой деятельности, в систему межличностных отношений;
6) принцип уровневой дифференциации, ориентированный на создание необходимых условий для наиболее полного проявления способностей каждого учащегося и обеспечивающий возможность и свободу выбора индивидуального пути развития каждой личности, с учетом ее интересов, привычек, желаний, мотивов, ценностных установок;
7) принцип опережения, опираясь на научное прогнозирование, требует более быстрого и гибкого развития, перестройки образовательных организаций системы непрерывного образования по отношению к нуждам общественной практики, мобильного обновления их деятельности. Этот принцип ориентирует на широкое и активное использование новых форм, методов, средств обучения и переподготовки специалистов, на включение новаторских подходов к этому процессу;