Действующий

О внесении изменения в распоряжение Правительства Республики Марий Эл от 21 марта 2013 г. N 165-р



I. Общее описание "дорожной карты"


1. Реализация "дорожной карты" "Повышение эффективности и качества услуг в сфере социального обслуживания населения (2013 - 2018 годы)" (далее - "дорожная карта") призвана обеспечить доступность, существенно повысить эффективность и качество предоставления населению услуг в сфере социального обслуживания, увязанных с переходом на "эффективный контракт".


Для полного удовлетворения потребностей пожилых граждан в социальных услугах, отвечающих современным требованиям, необходима модернизация системы социального обслуживания, основанная на совершенствовании законодательной и нормативной правовой базы, предусматривающей дифференцированное оказание социальных услуг населению с учетом оценки индивидуальной нуждаемости; возможность участия при оказании социальных услуг населению негосударственных организаций, индивидуальных поставщиков, благотворителей и добровольцев; внедрение независимой оценки качества предоставления социальных услуг; осуществление эффективного контроля за их предоставлением, а также реализация мероприятий по укреплению материально-технической базы учреждений социального обслуживания населения, сокращению очередности на получение услуг социального обслуживания населения, в том числе стационарозаменяющих технологий социального обслуживания с преимущественной ориентацией на предоставление социальных услуг на дому, при необходимости в формате социального сопровождения.


С целью сохранения кадрового потенциала и повышения престижа профессии социальных работников необходимо провести комплекс мероприятий, в том числе связанных с повышением оплаты труда.


Реформирование и дальнейшее развитие системы социального обслуживания возможно лишь на обновленной законодательной базе, состоящей из федерального и регионального законодательства, гармоничное развитие которых должно представлять собой взаимосвязанный и взаимообусловленный процесс.


2. Проблемы, сложившиеся в сфере социального обслуживания населения, обусловлены следующими обстоятельствами.


2.1. Очередь на получение места в стационарных учреждениях социального обслуживания по состоянию на 1 января 2013 г. составила 60 человек, или 2,3 процента от числа лиц, получающих социальные услуги в стационарных учреждениях социального обслуживания, на 1 января 2014 г. - 57 человек, или 2,4 процента от числа лиц, получающих социальные услуги.


В действующих законодательных актах отсутствует исчерпывающий перечень конкретных оснований для признания граждан нуждающимися в социальном обслуживании. Права граждан на социальное обслуживание определяются путем описания основных видов социального обслуживания, при этом содержание самих социальных услуг не конкретизировано.


Современные условия требуют от учреждений социального обслуживания семьи и детей изменить подходы к организации работы с семьей и детьми - от заявительного к выявительному принципу работы с семьей, от принципа навязывания решений проблемы в семье извне к заинтересованности самой семьи в выходе из кризиса, от оказания видов помощи, порождающих иждивенчество в семьях, к помощи, направленной на самообеспечение малоимущих семей.


Система работы требует модернизации в сфере социального обслуживания семей с детьми с учетом современных требований государственной политики.


2.2. В системе социального обслуживания наблюдается дефицит квалифицированных кадров, связанный с низким уровнем оплаты труда социальных работников, не соответствующей напряженности и интенсивности их труда.


Размер среднемесячной заработной платы социальных работников на 1 января 2013 г. составил 6 260 рублей, или 39,1 процента к уровню среднемесячной заработной платы по Республике Марий Эл. По состоянию на 1 января 2014 г. средняя заработная плата социальных работников составила 8 293,6 рублей, или 44,7 процента к уровню среднемесячной заработной платы по Республике Марий Эл.


На конец 2012 года штатная численность социальных работников системы социальной защиты составляла 835 человек, за 2013 год среднесписочная численность социальных работников составила 756 человек по системе социальной защиты и 9 человек по системе здравоохранения.


2.3. Материально-техническая база действующих учреждений социального обслуживания Республики Марий Эл ежегодно требует проведения ремонтных работ.


В 2012 году из общего числа зданий учреждений социального обслуживания (210 зданий) нуждаются в реконструкции 4, здания в аварийном и ветхом состоянии отсутствуют. В 2016 и 2017 годах планируется создание реабилитационного центра для молодых инвалидов на базе государственного бюджетного учреждения Республики Марий Эл "Кокшайский дом-интернат для престарелых и инвалидов" на 30 мест.