Долговая политика определяется текущими особенностями развития экономики республики и Российской Федерации в целом, а также требованиями бюджетного законодательства Российской Федерации.
Основным фактором, определяющим долговую политику, остается соблюдение условий, установленных соглашениями с Министерством финансов Российской Федерации о предоставлении Республике Марий Эл из федерального бюджета бюджетных кредитов для частичного покрытия дефицита бюджета, в том числе в целях погашения долговых обязательств Республики Марий Эл.
Соглашения с Министерством финансов Российской Федерации с учетом заключенных дополнительных соглашений о реструктуризации задолженности по бюджетным кредитам устанавливают следующие обязательства Республики Марий Эл в области долговой политики:
обеспечение в 2019 - 2021 годах дефицита республиканского бюджета Республики Марий Эл на уровне не более 10 процентов от суммы доходов республиканского бюджета Республики Марий Эл без учета безвозмездных поступлений за соответствующий финансовый год. Утвержденный законом о республиканском бюджете Республики Марий Эл и сложившийся по данным годового отчета об исполнении республиканского бюджета Республики Марий Эл в 2019 - 2021 годах дефицит республиканского бюджета Республики Марий Эл может превысить установленный показатель на сумму поступлений от продажи акций и иных форм участия в капитале, находящихся в собственности Республики Марий Эл, и (или) снижения остатков средств на счетах по учету средств республиканского бюджета Республики Марий Эл, в том числе средств резервного фонда Республики Марий Эл;
обеспечение на 1 января 2020 г. доли общего объема государственного долга Республики Марий Эл не более 80 процентов суммы доходов республиканского бюджета Республики Марий Эл без учета безвозмездных поступлений за 2019 год, в том числе доли общего объема долговых обязательств Республики Марий Эл по государственным ценным бумагам и кредитам, полученным от кредитных организаций, иностранных банков и международных финансовых организаций, не более 42 процентов суммы доходов республиканского бюджета Республики Марий Эл без учета безвозмездных поступлений за 2019 год;
обеспечение на 1 января 2021 г. доли общего объема государственного долга Республики Марий Эл не более 75 процентов суммы доходов республиканского бюджета Республики Марий Эл без учета безвозмездных поступлений за 2020 год, в том числе доли общего объема долговых обязательств Республики Марий Эл по государственным ценным бумагам и кредитам, полученным от кредитных организаций, иностранных банков и международных финансовых организаций, не более 42 процентов суммы доходов республиканского бюджета Республики Марий Эл без учета безвозмездных поступлений за 2020 год;
обеспечение на 1 января 2022 г. доли общего объема государственного долга Республики Марий Эл не более 67 процентов суммы доходов республиканского бюджета Республики Марий Эл без учета безвозмездных поступлений за 2021 год, в том числе доли общего объема долговых обязательств Республики Марий Эл по государственным ценным бумагам и кредитам, полученным от кредитных организаций, иностранных банков и международных финансовых организаций, не более 42 процентов суммы доходов республиканского бюджета Республики Марий Эл без учета безвозмездных поступлений за 2021 год;
обеспечение возможности привлечения в республиканский бюджет Республики Марий Эл кредитов от кредитных организаций, иностранных банков и международных финансовых организаций исключительно по ставкам на уровне не более чем уровень ключевой ставки, установленный Центральным банком Российской Федерации, увеличенный на 1 процент годовых, а также установление аналогичных норм в акте высшего исполнительного органа государственной власти Республики Марий Эл, устанавливающем порядок предоставления бюджетных кредитов из республиканского бюджета Республики Марий Эл местным бюджетам.
Одним из факторов, определяющих долговую политику, являются планируемые изменения в Бюджетный кодекс Российской Федерации в части оценки долговой устойчивости субъектов Российской Федерации (муниципальных образований) и ранжирования субъектов Российской Федерации (муниципальных образований) в зависимости от уровня долговой устойчивости.
В связи с этим основными направлениями долговой политики являются:
формирование структуры государственного долга с приоритетом среднесрочных и долгосрочных заимствований;
осуществление операций по активному управлению государственным долгом в целях снижения расходов на его обслуживание;
оптимизация платежных графиков погашения долговых обязательств Республики Марий Эл в целях обеспечения равномерной нагрузки по погашению и обслуживанию государственного долга по годам;
совершенствование практики проведения электронных аукционов на право заключения государственных контрактов на оказание услуг по предоставлению Республике Марий Эл кредитных средств;