Недействующий

Об утверждении основных направлений долговой политики Республики Марий Эл на 2019 год и на плановый период 2020 и 2021 годов



2. Итоги реализации долговой политики Республики Марий Эл за 2017 год и истекший период 2018 года


В 2017 году проводилась взвешенная долговая политика, результатом которой стало сокращение объема государственного долга и снижение долговой нагрузки на республиканский бюджет Республики Марий Эл. Впервые за период с 2004 года была переломлена тенденция увеличения государственного долга.


По состоянию на 1 января 2018 г. объем государственного долга составил 13 453,3 млн. рублей и снизился по сравнению с объемом на начало года на 60,5 млн. рублей.


Уровень государственного долга относительно доходов республиканского бюджета Республики Марий Эл без учета безвозмездных поступлений по итогам 2017 года снизился до 81,0 процента по сравнению с 100,9 процента за 2016 год. Объем долговых обязательств Республики Марий Эл по кредитам кредитных организаций и государственным ценным бумагам (далее - рыночный долг, рыночные заимствования) относительно доходов республиканского бюджета Республики Марий Эл без учета безвозмездных поступлений снизился до 41,4 процента по сравнению с 71,3 процента за 2016 год.


Основные показатели, характеризующие государственный долг, приведены в таблице:

Наименование показателя

Значение показателя

2015 год

2016 год

2017 год

1

2

3

4

Дефицит республиканского бюджета Республики Марий Эл, млн. рублей

2 415,7

318,5

профицит

Отношение дефицита республиканского бюджета Республики Марий Эл к объему доходов республиканского бюджета Республики Марий Эл без учета безвозмездных поступлений, процентов

19,5

2,4

-

Государственный долг Республики Марий Эл на конец года, млн. рублей

13 131,3

13 513,8

13 453,3

в том числе:

бюджетные кредиты

3 473,8

3 909,8

6 586,3

кредиты кредитных организаций

8 389,4

9 143,5

4 667,3

государственные ценные бумаги

1 200,0

400,0

2 200,0

государственные гарантии

68,1

60,5

0,0

Отношение объема государственного долга к объему доходов республиканского бюджета Республики Марий Эл без учета безвозмездных поступлений, процентов

106,1

100,9

81,0

Отношение рыночного долга к объему доходов республиканского бюджета Республики Марий Эл без учета безвозмездных поступлений, процентов

77,5

71,3

41,4

Расходы на обслуживание государственного долга, млн. рублей

900,6

1 274,6

1 032,6

Доля расходов на обслуживание государственного долга в общем объеме расходов республиканского бюджета Республики Марий Эл, за исключением объема расходов, которые осуществляются за счет субвенций, процентов

3,7

5,7

4,1


Погашение и обслуживание долговых обязательств Республики Марий Эл осуществлялось в установленные сроки и в полном объеме.


В целях сокращения расходов на обслуживание долговых обязательств была проведена работа по привлечению бюджетных кредитов из федерального бюджета. В 2017 году Республике Марий Эл предоставлены два бюджетных кредита из федерального бюджета на общую сумму 5 527,3 млн. рублей. Бюджетные кредиты предоставлены по ставке 0,1 процента годовых и направлены на замещение наиболее дорогостоящих кредитов кредитных организаций, что позволило сократить расходы на обслуживание государственного долга в 2017 году на 189,4 млн. рублей.


В результате в структуре государственного долга за 2017 год значительно увеличился удельный вес бюджетных кредитов из федерального бюджета. На 1 января 2018 г. доля бюджетных кредитов составила 49 процентов общего объема долга (против 29 процентов на 1 января 2017 г.), доля рыночных заимствований 51 процент объема долга (против 71 процента на 1 января 2017 г.).


В 2017 году Республика Марий Эл приняла участие в программе реструктуризации задолженности по бюджетным кредитам из федерального бюджета на общую сумму 6 282,8 млн. рублей в соответствии с постановлением Правительства Республики Марий Эл от 13 декабря 2017 г. N 1531 "О проведении в 2017 году реструктуризации обязательств (задолженности) субъектов Российской Федерации перед Российской Федерацией по бюджетным кредитам". В соответствии с условиями реструктуризации сроки возврата реструктурированной задолженности были продлены до 2024 года включительно, установлен более равномерный график погашения задолженности.


Также в 2017 году Республика Марий Эл активно использовала краткосрочные бюджетные кредиты из федерального бюджета на пополнение остатков средств для покрытия временных кассовых разрывов, возникающих при исполнении бюджета. В течение 2017 года было привлечено 6 краткосрочных бюджетных кредитов на общую сумму 2 800,0 млн. рублей.


В рамках исполнения поручения Президента Российской Федерации о формировании долговой политики субъектов Российской Федерации, учитывающей активное использование государственных ценных бумаг, в 2017 году состоялось размещение государственных ценных бумаг Республики Марий Эл в объеме 2 000,0 млн. рублей, сроком обращения 7 лет и ставкой купонного дохода 8,6 процента годовых. Направление средств от размещения облигационного займа на досрочное погашение кредитов кредитных организаций с более высокими процентными ставками позволило сократить расходы на обслуживание государственного долга в 2017 году на 44,1 млн. рублей, а также обеспечить более равномерное распределение долговой нагрузки и, соответственно, снизить риск рефинансирования.


Привлечение заемных ресурсов коммерческих банков в 2017 году осуществлялось по ставкам в диапазоне от 8,9 до 12,3 процента годовых. В связи с неоднократным снижением ключевой ставки Банка России были достигнуты договоренности с кредитными организациями о снижении процентных ставок по полученным Республикой Марий Эл кредитам. По состоянию на 1 января 2018 г. средневзвешенная ставка по кредитам кредитных организаций составила 9,3 процента годовых (на 1 января 2017 г. она составляла 12,3 процента годовых).


По итогам исполнения республиканского бюджета Республики Марий Эл за 2017 год соблюдены ограничения, касающиеся уровня дефицита бюджета и параметров государственного долга, установленные Бюджетным кодексом Российской Федерации и условиями соглашений с Министерством финансов Российской Федерации о предоставлении Республике Марий Эл из федерального бюджета бюджетных кредитов.


В 2018 году в Республике Марий Эл продолжает проводиться взвешенная долговая политика, направленная на стабилизацию объема государственного долга и снижение уровня долговой нагрузки на бюджет.