Одним из наиболее перспективных направлений в профилактике и лечении неинфекционных заболеваний для достижения контроля над основными проявлениями заболеваний и предупреждения осложнений является обучение пациентов в форме Школ здоровья.
Школа здоровья - организационная форма группового консультирования, гигиенического обучения и воспитания, являющаяся комплексной медицинской профилактической услугой.
Сохраняется высокая потребность в обучении пациентов с артериальной гипертонией, сахарным диабетом, бронхиальной астмой, пациентов, желающих отказаться от курения, а также будущих родителей.
Отсутствие организационной, методической и информационной поддержки затрудняет широкое внедрение Школ здоровья в деятельность учреждений здравоохранения Свердловской области, оценку эффективности и проведения контроля качества данной профилактической технологии.
В целях развития и совершенствования деятельности Школ здоровья для пациентов в учреждениях здравоохранения Свердловской области приказываю:
1. Утвердить:
1) Положение о Школе здоровья (приложение N 1);
2) перечень учетно-отчетной документации для Школ здоровья (приложение N 2);
3) методику проведения занятий в Школе здоровья для пациентов с артериальной гипертонией (приложение N 3);
4) методику проведения занятий в Школе здоровья для пациентов с бронхиальной астмой (приложение N 4);
5) методику проведения занятий в Школе здоровья для пациентов с сахарным диабетом 2 типа (приложение N 5);
6) методику проведения занятий в Школе психологической подготовки семьи к рождению ребенка (приложение N 6);
7) методику проведения занятий в Школе для желающих бросить курить (приложение N 7);
8) оценку эффективности работы Школ здоровья (приложение N 8);
9) организационно-методические рекомендации для проведения Школ здоровья (приложение N 9).
2. Главным врачам государственных учреждений здравоохранения Свердловской области организовать новые и обеспечить эффективную работу действующих Школ здоровья на базе амбулаторно-поликлинических отделений (учреждений), в том числе кабинетов (отделений) медицинской профилактики, центров здоровья, дневных стационаров или специализированных (терапевтического, кардиологического, эндокринологического, пульмонологического) отделений стационаров учреждения здравоохранения, санаториев-профилакториев, санаториев в соответствии с Положением о Школе здоровья (приложение N 1).
3. Рекомендовать начальнику Управления здравоохранения Администрации г. Екатеринбурга Дорнбушу А.А. организовать новые и обеспечить эффективную работу действующих Школ здоровья на базе амбулаторно-поликлинических отделений (учреждений), в том числе кабинетов (отделений) медицинской профилактики, центров здоровья, дневных стационаров или специализированных (терапевтического, кардиологического, эндокринологического, пульмонологического) отделений стационаров учреждения здравоохранения, санаториев-профилакториев, санаториев; курортов в соответствии с Положением о Школе здоровья (приложение N 1).
4. Рекомендовать ректору ГБОУ ВПО УГМА Минздравсоцразвития России Кутепову С.М. включать вопросы организации и проведения Школ здоровья в учебные программы до- и последипломной подготовки специалистов.
5. Рекомендовать директору ГБОУ СПО "Свердловский областной медицинский колледж" Левиной И.А. включать вопросы по организации и проведению Школ здоровья в учебные программы до- и последипломной подготовки.
6. Контроль за исполнением настоящего Приказа возложить на заместителя министра здравоохранения Свердловской области Медведскую Д.Р.
Министр
А.Р.БЕЛЯВСКИЙ
ПОЛОЖЕНИЕ О ШКОЛЕ ЗДОРОВЬЯ
1.1. Основная цель Школы здоровья - оптимизация, совершенствование доступности и улучшение качества оказания медицинской профилактической помощи населению.
1.2. Школа здоровья (далее - Школа) создается на базе амбулаторно-поликлинического отделения (учреждения), в том числе кабинета (отделения) медицинской профилактики, центра здоровья, дневного стационара или специализированного (терапевтического, кардиологического, эндокринологического, пульмонологического) отделения стационара учреждения здравоохранения, санатория-профилактория, санатория.
1.3. Школа организуется приказом главного врача учреждения здравоохранения для каждого вида Школ в рамках штатного расписания. В приказе утверждается руководитель Школы, порядок и формы направления пациентов на обучение в Школе, график проведения Школы на год.
1.4. Руководство Школой осуществляет врач или медицинская сестра, имеющая специальность "управление сестринской деятельностью".
1.5. Работа Школы осуществляется в соответствии с настоящим Положением.
1.6. Занятия в Школе имеют право проводить медицинские работники, в т.ч. врач, фельдшер, инструктор по гигиеническому воспитанию, медицинская сестра, имеющие документ о прохождении цикла тематического усовершенствования, дающего право на обучение пациентов. Периодичность обучения на цикле тематического усовершенствования - не реже 1 раза в 5 лет. Ответственность за подготовку специалистов для проведения Школ несет руководитель ЛПУ.
1.7. В Школу для пациентов с хроническими неинфекционными заболеваниями направляются пациенты с неосложненным течением артериальной гипертонии, бронхиальной астмой вне выраженного обострения, сахарным диабетом 2 типа без инсулинопотребности и в отсутствие декомпенсации заболевания.
1.8. В Школу психологической подготовки семьи к рождению ребенка направляются женщины во 2 - 3 триместре беременности.
1.9. В Школу для курящих пациентов направляются желающие бросить курить.
1.10. Обучение по групповой методике не проводится больным со значительной потерей зрения, слуха, с интеллектуально-мнестическими и эмоционально-психическими расстройствами.
1.11. Цикл обучения в Школе для пациентов с хроническими неинфекционными заболеваниями и в Школе психологической подготовки семьи к рождению ребенка включает в себя 5 занятий по 90 минут. Рекомендуемая частота занятий - 1 - 2 раза в неделю в амбулаторно-поликлиническом учреждении или 3 - 5 раз в неделю в дневном стационаре, отделении стационара, санатории-профилактории, санатории, курорте.
1.12. Цикл обучения в Школе для желающих бросить курить составляет 2 занятия по 145 минут с периодичностью - 1 - 2 занятия в неделю и телефонное консультирование (160 минут).
1.13. Рекомендуемая численность пациентов в группе - 10 - 12 человек.
1.14. Пациенты направляются на занятия в Школе лечащим врачом, врачом центра здоровья или специалистами любого профиля.
1.15. Организационные модели Школы здоровья могут включать две схемы: 1 - обучение пациентов на всех занятиях курса проводит один специалист; 2 - обучение пациентов проводится различными специалистами в зависимости от их наличия и квалификации. В соответствии с тематикой Школы здоровья и конкретного занятия могут принимать участие участковый (семейный) врач, кардиолог, диетолог, врач или инструктор по ЛФК, пульмонолог, эндокринолог, акушер-гинеколог, психотерапевт или психолог.
1.16. Анализ деятельности и контроль качества обучения пациентов в Школе осуществляется руководителем Школы.
1.17. Отчет о работе Школы ежегодно предоставляется в период сдачи годового статистического отчета ЛПУ в форме N 30 "Сведения о лечебно-профилактическом учреждении" и в форме "Сведения о деятельности ЛПУ по медицинской профилактике", утвержденной Приказом Министерства здравоохранения Свердловской области N 856-п от 17.09.2007.
2.1. Основными задачами Школы для пациентов с хроническими неинфекционными заболеваниями являются:
- повышение информированности пациентов о заболевании и его факторов риска;
- повышение ответственности пациентов за сохранение своего здоровья;
- формирование рационального и активного отношения пациента к заболеванию, мотивации к оздоровлению, приверженности к лечению и выполнению рекомендаций врача;
- формирование у пациентов умений и навыков по самоконтролю за состоянием здоровья, оказанию первой доврачебной помощи в случаях обострений и кризов;
- формирование у пациентов навыков и умений по снижению неблагоприятного влияния на их здоровье поведенческих факторов риска (питание, двигательная активность, управление стрессом, отказ от вредных привычек);
- формирование у пациентов практических навыков по анализу причин факторов, влияющих на здоровье и обучение пациентов составлению плана индивидуального оздоровления.
2.2. Основными задачами Школы психологической подготовки семьи к рождению ребенка являются:
- информирование семьи о психологических аспектах протекания беременности и родов;
- формирование отношения женщины к родам как к естественному физиологическому процессу;
- снижение уровня тревоги женщины за исход беременности и родов;
- мотивация женщины на грудное вскармливание ребенка;
- повышение информированности будущих мам об особенностях психофизического развития, питания и ухода за ребенком первого года жизни;
- укрепление внутрисемейных отношений.