Основной транспортный радиальный каркас Екатеринбурга формируется магистральными автодорогами скоростного движения и магистральными улицами непрерывного движения общегородского значения. Особенностью планировочной структуры Екатеринбурга, усугубляющей перегрузку основных транспортных артерий, является компактность городской застройки, расчлененность территории естественными и искусственными преградами, наличие обширных промышленных зон и магистральной железной дороги, проходящей через центральную часть города.
Высокий уровень автомобилизации также обуславливает повышенную загруженность дорожной системы. Уровень автомобилизации Екатеринбурга в 2009 году составил 302,7 легковых автомобиля на 1000 человек, что превышает показатель 2003 года в 1,75 раза (173 автомобиля на 1000 жителей).
Увеличение пропускной способности магистральных улиц осуществляется путем сооружения разноуровневых транспортных развязок, мостов, путепроводов, тоннелей, пешеходных переходов. Формируется кольцевая транспортная система автомобильного транспорта, состоящая из трех колец, в том числе за пределами районов города, что позволит разгрузить транспортную систему Екатеринбурга.