Действующий порядок и условия передачи жилых помещений муниципального жилищного фонда в аренду или безвозмездное пользование юридическим лицам на территории муниципального образования "город Екатеринбург" наряду с Гражданским кодексом Российской Федерации регламентируются Положением "Об аренде жилых помещений муниципального жилищного фонда", утвержденным Решением Екатеринбургской городской Думы от 10.12.1996 N 8/2.
Федеральным законом от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" (в редакции Федерального закона от 17.07.2009 N 173-ФЗ) установлены особые требования к заключению договоров аренды, договоров безвозмездного пользования муниципальным имуществом, не закрепленным на праве хозяйственного ведения или оперативного управления.
Решение Екатеринбургской городской Думы от 10.12.1996 N 8/2 "Об утверждении Положения "Об аренде жилых помещений муниципального жилищного фонда" по заданию руководителя аппарата Екатеринбургской городской Думы было проанализировано на предмет его соответствия требованиям Гражданского кодекса Российской Федерации, а также положениям Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" (в редакции Федерального закона от 17.07.2009 N 173-ФЗ). В результате юридическим отделом Екатеринбургской городской Думы в Положении "Об аренде жилых помещений муниципального жилищного фонда" выявлены недочеты правового и юридико-технического характера.
Так, в силу пункта 2.5 Положения договор аренды жилого помещения заключается на срок, не превышающий пяти лет. Если в договоре срок не определен, договор считается заключенным на неопределенный срок.
Правоотношения, возникающие при заключении договора аренды, урегулированы Гражданским кодексом Российской Федерации. Возможные сроки договоров аренды установлены статьей 610 Гражданского кодекса Российской Федерации, в соответствии с которой договор аренды заключается на срок, определенный договором. Если срок аренды в договоре не определен, договор аренды считается заключенным на неопределенный срок. В этом случае каждая из сторон вправе в любое время отказаться от договора, предупредив об этом другую сторону за один месяц, а при аренде недвижимого имущества - за три месяца. Законом или договором может быть установлен иной срок для предупреждения о прекращении договора аренды, заключенного на неопределенный срок. В силу части 3 статьи 610 Гражданского кодекса Российской Федерации максимальные (предельные) сроки договора для отдельных видов аренды, а также для аренды отдельных видов имущества могут устанавливаться законом. Так, статьей 683 Гражданского кодекса Российской Федерации установлен предельный срок (не превышающий пяти лет) для договора найма жилого помещения, сторонами которого являются собственник жилого помещения и наниматель. В силу части 1 статьи 677 Гражданского кодекса Российской Федерации нанимателем по договору найма жилого помещения может быть только гражданин. Вследствие этого нормы, закрепленные в главе 35 "Наем жилого помещения" Гражданского кодекса Российской Федерации, не могут распространяться на правоотношения, возникающие при заключении договора аренды жилого помещения, сторонами которого являются собственник жилого помещения и арендатор (юридическое лицо).
Учитывая изложенное, пункт 2.5 Положения "Об аренде жилых помещений муниципального жилищного фонда" необходимо привести в соответствие с требованиями Гражданского кодекса Российской Федерации.
Федеральным законом от 17.07.2009 N 173-ФЗ внесены изменения в статью 17.1 Федерального закона "О защите конкуренции", в соответствии с которой заключение договоров аренды, договоров безвозмездного пользования муниципальным имуществом, не закрепленным на праве хозяйственного ведения или оперативного управления, может быть осуществлено только по результатам проведения конкурсов или аукционов на право заключения этих договоров, за исключением случаев, прямо предусмотренных законом. В связи с изложенным отсутствие в Положении "Об аренде жилых помещений муниципального жилищного фонда" указания на проведение конкурсных (аукционных) процедур является коррупционным признаком.
В целях устранения возможных нарушений действующего законодательства в области защиты конкуренции предлагается внести в Положение "Об аренде жилых помещений муниципального жилищного фонда" изменения, изложив его в новой редакции. В новой редакции Положения содержится указание на передачу прав в отношении жилых помещений муниципального жилищного фонда по договорам аренды исключительно государственным органам, органам местного самоуправления, государственным и муниципальным учреждениям, поскольку в указанных случаях в соответствии с правилами, изложенными в статье 17.1 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции", проведение конкурсных (аукционных) процедур на право заключения таких договоров не требуется.
Учитывая тот факт, что в настоящее время Администрацией города Екатеринбурга не заключено ни одного договора безвозмездной передачи жилых помещений муниципального жилищного фонда в пользование юридическим лицам, раздел 4 Положения "Об аренде жилых помещений муниципального жилищного фонда" предлагается исключить. Одновременно предлагается исключить раздел 3 Положения "Об аренде жилых помещений муниципального жилищного фонда", регламентирующий порядок и условия пользования жилыми помещениями, переданными в аренду, поскольку указанные правоотношения урегулированы Гражданским кодексом Российской Федерации.
Реализация указанного Проекта решения не требует дополнительных материальных затрат.
Муниципальных правовых актов, подлежащих признанию утратившими силу, отмене, изменению, принятию или требующих приостановления их действия в связи с принятием Проекта решения Екатеринбургской городской Думы "О внесении изменений в Решение Екатеринбургской городской Думы от 10.12.1996 N 8/2 "Об утверждении Положения "Об аренде жилых помещений муниципального жилищного фонда", нет.
Проект прошел внутреннюю антикоррупционную экспертизу, коррупциогенных факторов не выявлено.