1.3. Результаты анализа имеющихся документов территориального планирования и документации по планировке территории, документов стратегического планирования
Тула - город в Центральной России, в 190 км южнее Москвы. Четвертый по численности населения город Центрального экономического района, Тула в демографическом и социально-экономическом отношении тяготеет к столичному региону и Московской агломерации. В то же время Тула является основным центром полицентрической Тульской агломерации с населением более миллиона человек.
Анализ территории в рамках имеющихся документов территориального планирования и документов стратегического планирования проводится в границах городского округа "город Тула", включающего, кроме ядра г. Тула, такие крупные населенные пункты, как Шатск, Хрущево, Плеханово, Ленинский, Обидимо, Иншинский.
Для планировочной структуры Тульского городского округа характерна большая степень неоднородности. Выделяется городское ядро, собственно город Тула, центральная часть которого характеризуется плотной застройкой, сочетанием радиально-кольцевой (окрестности кремля, общий каркас городской улично-дорожной сети) и регулярной прямоугольной планировки (внутри отдельных районов).
Главной городской планировочной осью является московская дорога (сейчас - сегмент федеральной автодороги М-2), тянущаяся через весь город с севера на юг более чем на 20 километров (Московское шоссе - Октябрьская ул. - Советская ул. - проспект Ленина - Щекинское шоссе - Орловское шоссе). В центре города к этой магистрали примыкает еще один важнейший элемент городской планировочной структуры и улично-дорожной сети, тульское "кремлевское кольцо" - замкнутый контур улиц вокруг Тульского кремля, включающий в том числе и сегмент коридора "Север - Юг" (ул. Советская).
Остальная часть территории городского округа отличается неоднородной и раздробленной системой расселения. В юго-восточной части муниципального образования - конгломерат бывших горнодобывающих поселков, в южной и северо-восточной части - плотная пригородная застройка, на западе и севере городского округа - менее плотно заселенная сельская местность, характеризующаяся более типичной для аграрных территорий спецификой расселения. Застройка в границах городского округа за пределами городского ядра - в основном малоэтажная, с нерегулярной, иногда стихийной планировкой. Значительную часть территории занимают дачные массивы.
Планировка на верхнем уровне определяется сложившейся сетью дорог, соединяющих Тулу с соседними городами и регионами. Крупнейшие из них - федеральная трасса М-2 "Крым", включающая в себя подъезды к г. Туле, две объездные дороги западнее города, автодорога Р-132 (Калуга - Тула - Рязань), включающая в себя внутреннюю тульскую объездную (ул. Рязанская - Калужское шоссе), проходящую южнее центральной части города, автодорога Р-140 (Тула - Узловая - Новомосковск).
Территориально-планировочная структура Тульского городского округа - прежде всего в пригородной зоне г. Тулы, но также и в границах городского ядра и центральной части города, и на периферии - характеризуется большим количеством участков, выпадающих из системы функционального зонирования территорий. Эти участки - либо заброшенные территории, либо неэффективно используемые, либо территории, используемые не по назначению.
Другая проблема территориального развития Тульского городского округа - моноцентричность радиально-кольцевой улично-дорожной сети, дефицит поперечных связей между полупериферийными и периферийными районами. Это приводит к перегрузке одних элементов УДС и "недогрузке" других, к ухудшению транспортной доступности многих районов города. Данная проблема усугубляется непродуманной застройкой, часто многоэтажной, которая не обеспечена достаточной транспортной инфраструктурой.
Для решения этих проблем и обеспечения устойчивого, гармоничного развития Тулы предложены следующие направления стратегии развития:
- Внедрение единого стандарта городской среды, призванного выровнять внутригородские контрасты, понизить уровень неоднородности качества городской среды внутри Тульского городского округа.
- Повышение уровня полицентричности городского пространства, создание новых точек притяжения, которые будут способны разгрузить исторический и общественно-деловой центр города, снизить нагрузку на отдельные элементы улично-дорожной среды. Эта мера в конечном итоге также будет способствовать снижению контрастов внутри городской территории.
- Реконструкция исторической части города с усилением рекреационной и культурно-развлекательной функции. Отчасти это возможно сделать путем редевелопмента старых производственных территорий. Редевелопмент неиспользуемых или неэффективно используемых производственных мощностей может проводиться также под жилую застройку или под создание новых точек притяжения и общественно-деловых центров.
- Повышение пешеходной доступности территории города, развитие системы "пешеходно-ландшафтного" каркаса города.
- Увеличение степени "комплексности", сбалансированности проектов освоения и застройки новых городских территорий.