В настоящее время в сфере нормативного правового регулирования порядка инициирования, разработки, согласования, утверждения и реализации документации по организации дорожного движения сложилась следующая ситуация.
В соответствии с пунктом 1 статьи 21 Федерального закона от 10 декабря 1995 г. N 196-ФЗ "О безопасности дорожного движения" (далее - Закон о БДД) мероприятия по организации дорожного движения, включая создание и обеспечение функционирования парковок (парковочных мест) в границах населенных пунктов, осуществляются в целях повышения безопасности дорожного движения и пропускной способности дорог федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления, юридическими и физическими лицами, являющимися собственниками или иными владельцами автомобильных дорог.
Согласно пункту 2 статьи 21 Закона о БДД разработка и проведение мероприятий по организации дорожного движения осуществляются в соответствии с нормативными правовыми актами Российской Федерации и нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации на основе проектов, схем и иной документации (далее также - документация по ОДД), утверждаемых в установленном порядке.
К текущему моменту на федеральном уровне основным нормативным правовым актом, регламентирующим правовой статус проектов и схем организации дорожного движения, являются Правила подготовки проектов и схем организации дорожного движения, утвержденные Приказом Минтранса России от 17 марта 2015 г. N 43 (зарегистрировано в Минюсте России 17 мая 2015 г. N 37685) (далее - Правила).
Правила определяют основные цели и задачи разработки документации по ОДД, определяют примерный перечень исходной информации для разработки документации по ОДД, устанавливают требования к структуре и содержанию документации и предложениям (мероприятиям) по организации дорожного движения.
Вместе с тем ни Правилами, ни иными нормативными правовыми актами не предусмотрен порядок утверждения документации по ОДД, установление которого следует из пункта 2 статьи 21 Закона о БДД.
Следовательно, можно сделать вывод о том, что система нормативных правовых актов Российской Федерации содержит правовой пробел, состоящий в отсутствии на федеральном уровне документа, регламентирующего порядок утверждения документации по ОДД.
Вместе с тем отсутствие в муниципальном образовании правового документа, единообразно определяющего процедуру согласования и утверждения документации по ОДД, круг участвующих в этой процедуре органов местного самоуправления и муниципальных организаций, порождает неопределенность, возникающую в ходе согласования и утверждения документации по ОДД, затрудняет реализацию мероприятий по ОДД, препятствует распределению зон ответственности органов местного самоуправления и муниципальных организаций при реализации муниципальных функций по организации дорожного движения.
Муниципальным правовым актом рекомендуется также установить:
- классификацию схем и проектов организации дорожного движения, их иерархию, а также случаи, когда тот или иной документ подлежит разработке;
- субъектный состав процедуры утверждения и реализации схем и проектов организации дорожного движения. При этом субъектом, обеспечивающим разработку документации по ОДД, а также их реализацию, должен стать местный центр организации и управления дорожным движением (ЦОиУДД), а органом, утверждающим данные документы, - орган местного самоуправления, осуществляющий муниципальные функции в области транспорта;
- процедуру разработки, согласования, утверждения и реализации документации по ОДД, а именно: процедурные сроки, требования к заявителям, закрытый перечень оснований для совершения тех или иных действий в рамках рассматриваемой процедуры (основания для отказа в согласовании, основания для приостановления рассмотрения и т.д.);
- исчерпывающие, детальные требования к содержанию документации по ОДД в зависимости от ее вида;
- механизмы реализации документации по ОДД;