Действующий

О Стратегии социально-экономического развития Республики Коми на период до 2035 года (с изменениями на 7 февраля 2024 года)


6. Конкурентные преимущества и конкурентные позиции


Республика Коми обладает целым рядом конкурентных преимуществ, которые должны быть рационально использованы для преодоления имеющихся проблем и диспропорций, развития экономики и социальной сферы региона. Основные из них:


1) богатый природно-ресурсный потенциал: высокая обеспеченность минерально-сырьевыми ресурсами (горючие, металлические и неметаллические полезные ископаемые, подземные воды), наличие больших территорий, богатых лесными, водными, земельными ресурсами, разнообразие животного и растительного мира, наличие уникальных природоохранных зон. Богатый природно-ресурсный потенциал создает условия для реализации на территории региона целого ряда перспективных проектов в области промышленности, сельского хозяйства, сельского, экстремального и экологического туризма;


2) высокий производственный потенциал: комплексная многоотраслевая система промышленности, высокий уровень развития базовых для экономики топливно-энергетического и лесопромышленного комплексов, стабильная работа объектов производственной инфраструктуры, наличие резервов для повышения инновационной активности хозяйствующих субъектов. Существующий производственный потенциал является эффективной "стартовой площадкой" для дальнейшего развития экономики республики, направленного на модернизацию действующих производств, внедрение новых высокоэффективных инновационных технологий и развитие передовых обрабатывающих производств, создание высокопроизводительных рабочих мест, рост объемов производства продукции глубокой степени переработки с высокой добавленной стоимостью;


3) существенный инвестиционный потенциал: благоприятный инвестиционный климат в регионе, заинтересованность органов государственной власти региона в активизации инвестиционной деятельности на территории республики, выстроенная система работы с инвесторами (на территории республики успешно внедрены все элементы регионального инвестиционного стандарта), наличие большого числа объектов, привлекательных с точки зрения перспективных вложений. Это позволяет выстраивать эффективную работу по привлечению инвесторов к реализации масштабных инвестиционных проектов на территории региона;


4) возможность повышения транзитного потенциала республики через развитие транспортно-логистической инфраструктуры, информационно-телекоммуникационной инфраструктуры, создание нового технологического уклада инфраструктурного обустройства (энергетического, инженерного и строительного), прежде всего, северных и арктических территорий региона. Реализация проектов по развитию автомобильной, железнодорожной и авиационной инфраструктуры позволит региону в перспективе стать важным транспортно-логистическим центром европейского севера России за счет соединения транспортных коридоров в направлении "Север-Юг" и "Запад-Восток", что будет способствовать повышению конкурентоспособности Республики Коми и соседних регионов на транзитных перевозках, снятию ограничения их социально-экономического развития, активизации реализации крупных инвестиционных проектов;


5) высокий уровень развития научно-образовательного сектора и значительный потенциал научно-инновационной деятельности: научно-исследовательским комплексом Республики Коми (девять институтов Федерального государственного бюджетного учреждения науки Федерального исследовательского центра "Коми научный центр Уральского отделения Российской академии наук" (ФИЦ Коми НЦ УрО РАН) и образовательные организации высшего образования в Республике Коми) проводится большое количество фундаментальных и прикладных исследований в различных сферах науки и жизнедеятельности, в том числе направленных на развитие северных территорий;


6) социально-общественная стабильность, отсутствие значимых социально-трудовых конфликтов, гармонично развивающиеся межнациональные отношения, надежная работа объектов социально-культурной инфраструктуры (здравоохранения, образования, культуры, социального обслуживания населения);


7) выгодное географическое и геоэкономическое положение для развития Арктической зоны Российской Федерации, в том числе выход через Ненецкий и Ямало-Ненецкий автономные округа к Северному морскому пути и месторождениям шельфа Баренцева и Карского моря и полуострова Ямал.


Конкурентные позиции региона по основным видам продукции и услуг на межрегиональном, общероссийском и международном рынках определяются, в первую очередь, результатами использования природно-ресурсного и производственного потенциала с учетом преодоления внешних ограничений.


В Республике Коми в расчете на душу населения в 2017 году производство бумаги превысило среднероссийский уровень в 22 раза, добыча угля - в 3,78 раза, добыча нефти, включая газовый конденсат - в 4,48 раза. В объеме отгруженных товаров промышленного производства Северо-Западного федерального округа в 2017 году удельный вес Республики Коми составил 7%. Основная доля принадлежит добыче полезных ископаемых: удельный вес республики в сфере добычи полезных ископаемых Северо-Западного федерального округа составил 36%, в обрабатывающих производствах - 3%, в обеспечении электрической энергией, газом и паром; кондиционировании воздуха - 8%, в водоснабжении; водоотведении, организации сбора и утилизации отходов, деятельности по ликвидации загрязнений" - 5%.