2. Сценарии и риски социально-экономического развития. Обоснование выбора целевого сценария
С учетом ожидаемой результативности достижения целей Стратегии и оценки рисков неисполнения Стратегии в качестве основного для реализации выбран целевой вариант развития, как соответствующий принципу реалистичности стратегического планирования, учитывающий возможности достижения целей Стратегии в установленные сроки с учетом ресурсных ограничений и рисков.
Целевой сценарий предполагает снижение влияния негативных последствий геополитической нестабильности, снятие инфраструктурных, транспортных ограничений, нивелирование территориальных диспропорций за счет равномерного размещения производственных сил и использования экономического потенциала территорий, развитие производственных кооперационных связей между хозяйствующими субъектами и создание условий для устойчивого долгосрочного роста экономики Республики Коми, в том числе развитие инструментов эффективного стимулирования инициации и реализации крупных, средних и малых инвестиционных проектов, поддержание кредитования уязвимых секторов экономики, увеличение объемов средств, направляемых на цели развития человеческого капитала. Ожидается формирование новых центров экономического развития, усиление структурных преобразований в экономике, рост уровня и качества жизни населения республики, в том числе в отдаленных и сельских районах, усиление вклада лесных и сельских территорий в экономику республики, формирование благоприятного имиджа Республики Коми на внутрироссийском и внешних рынках как надежного и выгодного партнера, повышение конкурентоспособности.
Реализация целевого сценария предусматривает увеличение финансовых потоков, направляемых в республику от государства и от независимых инвесторов, обеспечение сбалансированности республиканского бюджета, использование новых методов эффективного управления, в том числе проектного.
Достижение целей Стратегии при целевом сценарии предполагается в полном объеме с достижением установленных значений целевых показателей в равные планируемым сроки.
Оценка вероятности наступления и степени влияния возможных рисков на исполнение Стратегии:
1. Политические (возможность ухудшения международной и внутрироссийской политической ситуации, принятия в отношении Российской Федерации новых санкций и ограничений, включая широкомасштабные, возникновения общественно-политической нестабильности и так далее). Вероятность наступления данного вида рисков оценивается как средняя, а влияние на реализацию Стратегии - умеренное.
2. Правовые (возможность изменения законодательства по вопросам социально-экономического развития Российской Федерации и субъектов Российской Федерации, включая вопросы стратегического планирования, и так далее). Вероятность наступления данного вида рисков оценивается как средняя, а влияние на реализацию Стратегии - умеренное.
3. Административные (возникновение организационных проблем из-за отсутствия в соответствующих документах стратегического планирования комплексов мероприятий по реализации Стратегии, ответственных участников реализации Стратегии, отсутствия контроля и мониторинга хода реализации Стратегии и так далее). Вероятность наступления данного вида рисков оценивается как незначительная, а влияние на реализацию Стратегии - низкое.
4. Финансово-экономические (недостаток финансовых средств и других ресурсов для достижения приоритетов и целей Стратегии, изменение условий налогообложения, которое может привести к снижению финансовых возможностей участников реализации Стратегии, возможная несостоятельность, банкротство или закрытие ведущих предприятий региона, сокращение налогооблагаемой базы республиканского бюджета Республики Коми, увеличение уровня инфляции и снижение курса рубля к доллару и евро, ухудшение финансового положения предприятий, снижение покупательной способности населения и так далее). Вероятность наступления данного вида рисков оценивается как достаточно высокая, а влияние на реализацию Стратегии - умеренное.
5. Технологические (устаревание технологий, используемых ведущими предприятиями региона, необходимость использования новых или уникальных технических решений и технологий, требующих значительных инвестиций, появление и массовое использование новых видов топлива и материалов, которое приведет к снижению спроса на углеводородное сырье и продукцию лесопромышленного комплекса, ужесточение технических и экологических стандартов и нормативов, которое может снизить конкурентоспособность ведущих предприятий региона и так далее). Вероятность наступления данного вида рисков в период реализации Стратегии оценивается как средняя, а влияние на реализацию Стратегии - умеренное.
6. Экологические (возникновение крайне неблагоприятных климатических (погодных) условий (ураганы, сильные морозы, обледенения и т.п.), экологических проблем и происшествий, затрудняющих реализацию Стратегии). Вероятность наступления данного вида рисков в период реализации Стратегии оценивается как незначительная, а влияние на реализацию Стратегии - низкое.
Основные прогнозируемые параметры достижения значений главных целевых показателей Стратегии по целевому сценарию приведены в таблице 3:
Таблица 3
Главные целевые показатели | Ожидаемый результат |
Валовой региональный продукт на 1 жителя Республики Коми (в сопоставимых ценах), в % к 2017 году | рост в 1,37 раза к 2035 году |
Ожидаемая продолжительность жизни при рождении, лет | прирост 5,98 лет к 2030 году |
Численность населения (на 1 января), тыс. человек | снижение 113,2 тыс. человек к 2030 году |
Суммарный коэффициент рождаемости | стабилизация на уровне не ниже 1,772 к 2035 году |
Темп роста (индекс роста) реального среднедушевого денежного дохода населения, % к 2020 году | 130,2% в 2030 году |