(с изменениями на 28 декабря 2023 года)
(в ред. Постановлений Правительства Ивановской области от 27.05.2021 N 245-п, от 27.07.2022 N 396-п, от 28.12.2023 N 664-п)
В соответствии с Федеральным законом от 24.06.1998 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления", в целях регулирования отношений в области обращения с твердыми коммунальными отходами Правительство Ивановской области постановляет:
1. Утвердить региональную программу Ивановской области "Комплексная система обращения с твердыми коммунальными отходами на территории Ивановской области на 2019 - 2024 годы" (прилагается).
2. Настоящее постановление вступает в силу после его официального опубликования и распространяется на правоотношения, возникшие с 01.01.2019.
Губернатор Ивановской области
С.С.ВОСКРЕСЕНСКИЙ
РЕГИОНАЛЬНАЯ ПРОГРАММА "КОМПЛЕКСНАЯ СИСТЕМА ОБРАЩЕНИЯ С ТВЕРДЫМИ КОММУНАЛЬНЫМИ ОТХОДАМИ НА ТЕРРИТОРИИ ИВАНОВСКОЙ ОБЛАСТИ НА 2019 - 2024 ГОДЫ"
(в ред. Постановлений Правительства Ивановской области от 27.05.2021 N 245-п, от 27.07.2022 N 396-п, от 28.12.2023 N 664-п)
Наименование Программы | Комплексная система обращения с твердыми коммунальными отходами на территории Ивановской области на 2019 - 2024 годы | |||||||
Цель Программы | Создание экономически обоснованной и экологически безопасной комплексной региональной системы обращения с отходами на территории Ивановской области | |||||||
Администратор и ответственный исполнитель Программы | Департамент жилищно-коммунального хозяйства Ивановской области (далее - Департамент ЖКХ) | |||||||
Соисполнители Программы | Департамент энергетики и тарифов Ивановской области; Департамент природных ресурсов и экологии Ивановской области; органы местного самоуправления муниципальных образований Ивановской области (по согласованию) (далее - ОМС); общество с ограниченной ответственностью "Региональный оператор по обращению с твердыми коммунальными отходами"; операторы по обращению с твердыми коммунальными отходами (далее - ТКО) | |||||||
Срок реализации Программы | 2019 - 2024 годы | |||||||
Задачи Программы <*> | 1. Провести инвентаризацию инфраструктурных элементов, задействованных в сфере ТКО. 2. Разработать нормативные правовые акты и методические рекомендации в сфере обращения с ТКО на территории Ивановской области. 3. Ввести в эксплуатацию программно-технический комплекс "Электронная модель территориальной схемы обращения с отходами". 4. Оборудовать контейнерные площадки для раздельного накопления ТКО. 5. Создать объекты обработки, утилизации, обезвреживания, размещения ТКО | |||||||
Ожидаемые результаты реализации Программы | 1. Создание электронной модели территориальной схемы обращения с отходами. 2. Разработка нормативных правовых актов и методических рекомендаций в сфере обращения с ТКО. 3. Введение дополнительных очередей строительства на действующих объектах размещения отходов, отвечающих экологическим и санитарно-эпидемиологическим требованиям. 4. Обеспечение условий для строительства новых объектов, предназначенных для обработки, утилизации, обезвреживания, размещения ТКО. 5. Оборудование контейнерных площадок, в том числе раздельного накопления ТКО, на основе разработанных методических рекомендаций и санитарно-эпидемиологических требований. 6. Формирование экономически обоснованных и экологически безопасных методов обработки, утилизации, обезвреживания, размещения ТКО. 7. Повышение экологической культуры и степени вовлеченности населения в вопросы обращения с отходами, в том числе с ТКО. 8. Создание условий для поэтапного внедрения раздельного накопления ТКО в местах их накопления. 9. Повышение экологической безопасности в Ивановской области. 10. Создание дополнительных рабочих мест в отрасли обращения ТКО. 11. Увеличение налоговых поступлений в бюджет Ивановской области от организаций, участвующих в развитии отрасли ТКО | |||||||
Перечень подпрограмм Программы <**> | 1. Программно-технический комплекс "Электронная модель территориальной схемы обращения с отходами". 2. Оборудование контейнерных площадок, в том числе для раздельного накопления ТКО. 3. Создание и увеличение мощностей объектов обработки, утилизации, обезвреживания, размещения ТКО | |||||||
Целевые индикаторы и показатели Программы <***> | Наименование целевого показателя | 2019 | 2020 | 2021 | 2022 | 2023 | 2024 | |
1. Доля направленных на утилизацию отходов, выделенных в результате раздельного накопления и обработки (сортировки) ТКО, в общей массе образованных твердых коммунальных отходов, % | 3,2 | 3,3 | 4,4 | 6,8 | 7,6 | 7,6 | ||
2. Доля ТКО, направленных на обработку (сортировку), в общей массе образованных ТКО, % | 22,6 | 37,7 | 38,7 | 44,8 | 49,9 | 51,9 | ||
3. Доля ТКО, направленных на обезвреживание, в общем объеме образованных ТКО, % | 0 | 0 | 0 | 0 | 5 | 7 | ||
4. Доля разработанных электронных моделей, % | 0 | 100 | 100 | 100 | - | - | ||
5. Доля контейнерных площадок, в том числе с раздельным сбором ТКО, обустроенных в соответствии с санитарными правилами и методическими рекомендациями, от общего количества контейнерных площадок, включенных в реестр контейнерных площадок, % | 0,1 | 3 | 7 | 10 | 15 | 20 | ||
6. Доля мест накопления отходов III - I класса опасности от общего количества необходимых мест накопления отходов III - I класса опасности, % | 0,1 | 3 | 5 | 7 | 10 | 10 | ||
7. Количество эксплуатируемых объектов обработки и утилизации ТКО, ед. | 1 | 2 | 2 | 2 | 2 | 2 | ||
8. Количество эксплуатируемых объектов обезвреживания ТКО, ед. | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | ||
9. Количество эксплуатируемых объектов размещения ТКО, ед. | 13 | 12 | 12 | 12 | 11 | 11 | ||
10. Количество тематических уроков, проведенных в общеобразовательных организациях с целью экологического просвещения и воспитания обучающихся, формирования экологической грамотности в области раздельного накопления отходов, шт. | - | - | - | 20 | 20 | 20 | ||
(в ред. Постановлений Правительства Ивановской области от 27.05.2021 N 245-п, | ||||||||
Объемы ресурсного обеспечения Программы | Источник обеспечения | Итого за весь период действия Программы (руб.) | 2019 | 2020 | 2021 | 2022 | 2023 | 2024 |
всего | 29997372,71 | 0,00 | 300000,00 | 200000,00 | 200000,00 | 14097372,71 | 15200000,00 | |
федеральный бюджет <1> | 0,00 | 0,00 | 0,00 | 0,00 | 0,00 | 0,00 | 0,00 | |
областной бюджет <2> | 29302504,07 | 0,00 | 300000,00 | 200000,00 | 200000,00 | 13402504,07 | 15200000,00 | |
бюджеты муниципальных образований <3> | 694868,64 | 0,00 | 0,00 | 0,00 | 0,00 | 694868,64 | 0,00 | |
внебюджетные средства <4> | 0,00 | 0,00 | 0,00 | 0,00 | 0,00 | 0,00 | 0,00 | |
(в ред. Постановления Правительства Ивановской области от 28.12.2023 N 664-п) |
________________
<1>, <2>, <3>, <4> В процессе реализации Программы перечень источников и объем ресурсного обеспечения могут корректироваться в зависимости от реализации инвестиционных программ, обеспечения бюджетов муниципальных образований Ивановской области, областного бюджета, федерального бюджета, принятых федеральных программ и/или национальных проектов, действующих на территории Российской Федерации.
* В процессе реализации Программы перечень основных мероприятий и ответственных исполнителей может корректироваться.
** В процессе реализации Программы перечень подпрограмм может корректироваться.
*** В процессе реализации Программы перечень целевых индикаторов и показателей может корректироваться.
По состоянию на 01.01.2023 на территории Ивановской области проживает 914725 человек и действуют около 6000 юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, которые при утвержденных нормативах образования отходов ежегодно образуют около 2,5 млн кубических метров ТКО.
(в ред. Постановлений Правительства Ивановской области от 27.05.2021 N 245-п, от 28.12.2023 N 664-п)
На территории Ивановской области по результатам конкурсного отбора действует региональный оператор по обращению с ТКО - общество с ограниченной ответственностью "Региональный оператор по обращению с твердыми коммунальными отходами" (далее - Региональный оператор). Статус регионального оператора по обращению с ТКО Региональному оператору присвоен на период с 01.01.2017 по 31.12.2031, и заключено соглашение об организации деятельности по обращению с ТКО.
Приказом Департамента ЖКХ от 26.04.2022 N 78 утверждена территориальная схема обращения с отходами, в том числе с твердыми коммунальными отходами, в которую включены 880 населенных пунктов Ивановской области как источники образования отходов.
(в ред. Постановлений Правительства Ивановской области от 27.05.2021 N 245-п, от 28.12.2023 N 664-п)
В настоящее время в Ивановской области только начинает создаваться система раздельного накопления ТКО. Количество отбираемого вторичного сырья остается низким и не превышает 5% от общего объема ТКО. Полноценных исследований о морфологическом составе ТКО на территории Ивановской области не проводилось.
В Ивановской области отсутствуют либо функционируют в минимальных мощностях собственные мощности по переработке бумаги, картона, скрапа черных, скрапа цветных металлов, алюминиевого скрапа, отходов резинотехнических изделий, стеклобоя, также отсутствуют мощности по переработке полиэтилена, ПЭТ-бутылок, текстиля, отсутствуют мощности по энергетической утилизации отходов (сжигание с целью получения энергии).
В то же время на территории Ивановской области действует общество с ограниченной ответственностью "ЭкоМир", специализированное предприятие по сбору, транспортированию и обезвреживанию отходов III - I класса опасности, таких как лампы ртутные, ртутно-кварцевые, люминесцентные, утратившие потребительские свойства, мощностью 2,4 млн ламп в год, а также в 2019 году общество с ограниченной ответственностью "Ивановский завод по переработке РТИ" планирует запустить линию по переработке изношенных шин и других резинотехнических изделий.
Содержащиеся в отходах вторичные ресурсы выбираются не полностью, нанося ущерб окружающей среде. На территории Ивановской области слабо развит рынок вторичного сырья и материалов, в результате чего использование ценных компонентов отходов в хозяйственной деятельности сводится к минимуму.
Неиспользуемая часть отходов санкционированно и несанкционированно размещается в окружающей среде на свалках и полигонах. В Ивановской области насчитывается 12 объектов размещения ТКО, внесенных в государственный реестр объектов размещения отходов (далее - ГРОРО), подлежащих рекультивации - 20 объектов. Проектная вместимость объектов размещения отходов, внесенных в ГРОРО, составляет 5899835 тонн, остаточная вместимость составляет 1272381 тонну при соблюдении ежегодной проектной мощности.
(в ред. Постановления Правительства Ивановской области от 27.05.2021 N 245-п)
Причинами сложившихся проблем в области обращения с ТКО являются:
отсутствие единой региональной политики управления отходами на территории Ивановской области;
отсутствие комплексного подхода в развитии отрасли и ориентированность на решение локальных проблем;
отсутствие использования эффективных механизмов экономического управления отраслью;
значительный физический износ, моральное устаревание техники и технологий, применяемых для накопления, вывоза, обработки, утилизации и размещения отходов.
Низкая эколого-экономическая эффективность отрасли приводит к нарастанию социальной напряженности, нерациональному использованию финансовых средств, снижению инвестиционной привлекательности и нанесению экологического ущерба. Отсутствие в Ивановской области политики в области обращения с отходами, согласованных настоящей Программой действий исполнительных органов государственной власти Ивановской области, органов местного самоуправления муниципальных образований Ивановской области, операторов по обращению с ТКО, разобщенность финансовых ресурсов всех компонентов (государственной власти, организаций и бизнес-сообществ) затрудняют решение проблемы обращения с отходами.
Выходом из сложившейся ситуации является кардинальное изменение сложившейся системы в области обращения с отходами.
Целесообразность решения проблемы обращения с ТКО программно-целевым методом определяется следующими факторами:
наличие социально-экономических задач, решение которых прямо или косвенно связано с эффективным развитием отрасли обращения с ТКО (обеспечение санитарно-эпидемиологической безопасности населения и сохранение окружающей среды и природных ресурсов);
необходимость системного подхода к решению проблемы и формирование комплексной системы управления отраслью обращения с ТКО на территории Ивановской области в целом;
возможность привлечения средств федерального бюджета, внебюджетных источников для решения проблемы, а также повышения инвестиционной привлекательности отрасли обращения с ТКО;
необходимость совершенствования нормативной базы, проведения единой технической политики, направленной на внедрение в отрасли обращения с ТКО наиболее прогрессивных производственных и информационных технологий и оборудования;