ПРАВИТЕЛЬСТВО ИВАНОВСКОЙ ОБЛАСТИ

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 3 апреля 2019 года N 119-п


Об утверждении региональной программы Ивановской области "Комплексная система обращения с твердыми коммунальными отходами на территории Ивановской области на 2019 - 2024 годы"

(с изменениями на 28 декабря 2023 года)

(в ред. Постановлений Правительства Ивановской области от 27.05.2021 N 245-п, от 27.07.2022 N 396-п, от 28.12.2023 N 664-п)




В соответствии с Федеральным законом от 24.06.1998 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления", в целях регулирования отношений в области обращения с твердыми коммунальными отходами Правительство Ивановской области постановляет:


1. Утвердить региональную программу Ивановской области "Комплексная система обращения с твердыми коммунальными отходами на территории Ивановской области на 2019 - 2024 годы" (прилагается).


2. Настоящее постановление вступает в силу после его официального опубликования и распространяется на правоотношения, возникшие с 01.01.2019.



Губернатор Ивановской области
С.С.ВОСКРЕСЕНСКИЙ



Приложение
к постановлению
Правительства
Ивановской области
от 03.04.2019 N 119-п



РЕГИОНАЛЬНАЯ ПРОГРАММА "КОМПЛЕКСНАЯ СИСТЕМА ОБРАЩЕНИЯ С ТВЕРДЫМИ КОММУНАЛЬНЫМИ ОТХОДАМИ НА ТЕРРИТОРИИ ИВАНОВСКОЙ ОБЛАСТИ НА 2019 - 2024 ГОДЫ"

(в ред. Постановлений Правительства Ивановской области от 27.05.2021 N 245-п, от 27.07.2022 N 396-п, от 28.12.2023 N 664-п)




1. Паспорт Программы

Наименование Программы

Комплексная система обращения с твердыми коммунальными отходами на территории Ивановской области на 2019 - 2024 годы

Цель Программы

Создание экономически обоснованной и экологически безопасной комплексной региональной системы обращения с отходами на территории Ивановской области

Администратор и ответственный исполнитель Программы

Департамент жилищно-коммунального хозяйства Ивановской области (далее - Департамент ЖКХ)

Соисполнители Программы

Департамент энергетики и тарифов Ивановской области;

Департамент природных ресурсов и экологии Ивановской области;

органы местного самоуправления муниципальных образований Ивановской области (по согласованию) (далее - ОМС);

общество с ограниченной ответственностью "Региональный оператор по обращению с твердыми коммунальными отходами";

операторы по обращению с твердыми коммунальными отходами (далее - ТКО)

Срок реализации Программы

2019 - 2024 годы

Задачи Программы <*>

1. Провести инвентаризацию инфраструктурных элементов, задействованных в сфере ТКО.

2. Разработать нормативные правовые акты и методические рекомендации в сфере обращения с ТКО на территории Ивановской области.

3. Ввести в эксплуатацию программно-технический комплекс "Электронная модель территориальной схемы обращения с отходами".

4. Оборудовать контейнерные площадки для раздельного накопления ТКО.

5. Создать объекты обработки, утилизации, обезвреживания, размещения ТКО

Ожидаемые результаты реализации Программы

1. Создание электронной модели территориальной схемы обращения с отходами.

2. Разработка нормативных правовых актов и методических рекомендаций в сфере обращения с ТКО.

3. Введение дополнительных очередей строительства на действующих объектах размещения отходов, отвечающих экологическим и санитарно-эпидемиологическим требованиям.

4. Обеспечение условий для строительства новых объектов, предназначенных для обработки, утилизации, обезвреживания, размещения ТКО.

5. Оборудование контейнерных площадок, в том числе раздельного накопления ТКО, на основе разработанных методических рекомендаций и санитарно-эпидемиологических требований.

6. Формирование экономически обоснованных и экологически безопасных методов обработки, утилизации, обезвреживания, размещения ТКО.

7. Повышение экологической культуры и степени вовлеченности населения в вопросы обращения с отходами, в том числе с ТКО.

8. Создание условий для поэтапного внедрения раздельного накопления ТКО в местах их накопления.

9. Повышение экологической безопасности в Ивановской области.

10. Создание дополнительных рабочих мест в отрасли обращения ТКО.

11. Увеличение налоговых поступлений в бюджет Ивановской области от организаций, участвующих в развитии отрасли ТКО

Перечень подпрограмм Программы <**>

1. Программно-технический комплекс "Электронная модель территориальной схемы обращения с отходами".

2. Оборудование контейнерных площадок, в том числе для раздельного накопления ТКО.

3. Создание и увеличение мощностей объектов обработки, утилизации, обезвреживания, размещения ТКО

Целевые индикаторы и показатели Программы <***>

Наименование целевого показателя

2019

2020

2021

2022

2023

2024

1. Доля направленных на утилизацию отходов, выделенных в результате раздельного накопления и обработки (сортировки) ТКО, в общей массе образованных твердых коммунальных отходов, %

3,2

3,3

4,4

6,8

7,6

7,6

2. Доля ТКО, направленных на обработку (сортировку), в общей массе образованных ТКО, %

22,6

37,7

38,7

44,8

49,9

51,9

3. Доля ТКО, направленных на обезвреживание, в общем объеме образованных ТКО, %

0

0

0

0

5

7

4. Доля разработанных электронных моделей, %

0

100

100

100

-

-

5. Доля контейнерных площадок, в том числе с раздельным сбором ТКО, обустроенных в соответствии с санитарными правилами и методическими рекомендациями, от общего количества контейнерных площадок, включенных в реестр контейнерных площадок, %

0,1

3

7

10

15

20

6. Доля мест накопления отходов III - I класса опасности от общего количества необходимых мест накопления отходов III - I класса опасности, %

0,1

3

5

7

10

10

7. Количество эксплуатируемых объектов обработки и утилизации ТКО, ед.

1

2

2

2

2

2

8. Количество эксплуатируемых объектов обезвреживания ТКО, ед.

1

1

1

1

1

1

9. Количество эксплуатируемых объектов размещения ТКО, ед.

13

12

12

12

11

11

10. Количество тематических уроков, проведенных в общеобразовательных организациях с целью экологического просвещения и воспитания обучающихся, формирования экологической грамотности в области раздельного накопления отходов, шт.

-

-

-

20

20

20

(в ред. Постановлений Правительства Ивановской области от 27.05.2021 N 245-п,

от 27.07.2022 N 396-п, от 28.12.2023 N 664-п)

Объемы ресурсного обеспечения Программы

Источник обеспечения

Итого за весь период действия Программы (руб.)

2019

2020

2021

2022

2023

2024

всего

29997372,71

0,00

300000,00

200000,00

200000,00

14097372,71

15200000,00

федеральный бюджет <1>

0,00

0,00

0,00

0,00

0,00

0,00

0,00

областной бюджет <2>

29302504,07

0,00

300000,00

200000,00

200000,00

13402504,07

15200000,00

бюджеты муниципальных образований <3>

694868,64

0,00

0,00

0,00

0,00

694868,64

0,00

внебюджетные средства <4>

0,00

0,00

0,00

0,00

0,00

0,00

0,00

(в ред. Постановления Правительства Ивановской области от 28.12.2023 N 664-п)


________________


<1>, <2>, <3>, <4> В процессе реализации Программы перечень источников и объем ресурсного обеспечения могут корректироваться в зависимости от реализации инвестиционных программ, обеспечения бюджетов муниципальных образований Ивановской области, областного бюджета, федерального бюджета, принятых федеральных программ и/или национальных проектов, действующих на территории Российской Федерации.


* В процессе реализации Программы перечень основных мероприятий и ответственных исполнителей может корректироваться.


** В процессе реализации Программы перечень подпрограмм может корректироваться.


*** В процессе реализации Программы перечень целевых индикаторов и показателей может корректироваться.



2. Характеристика текущей ситуации в сфере обращения с отходами, в том числе с ТКО, на территории Ивановской области


По состоянию на 01.01.2023 на территории Ивановской области проживает 914725 человек и действуют около 6000 юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, которые при утвержденных нормативах образования отходов ежегодно образуют около 2,5 млн кубических метров ТКО.


(в ред. Постановлений Правительства Ивановской области от 27.05.2021 N 245-п, от 28.12.2023 N 664-п)


На территории Ивановской области по результатам конкурсного отбора действует региональный оператор по обращению с ТКО - общество с ограниченной ответственностью "Региональный оператор по обращению с твердыми коммунальными отходами" (далее - Региональный оператор). Статус регионального оператора по обращению с ТКО Региональному оператору присвоен на период с 01.01.2017 по 31.12.2031, и заключено соглашение об организации деятельности по обращению с ТКО.


Приказом Департамента ЖКХ от 26.04.2022 N 78 утверждена территориальная схема обращения с отходами, в том числе с твердыми коммунальными отходами, в которую включены 880 населенных пунктов Ивановской области как источники образования отходов.


(в ред. Постановлений Правительства Ивановской области от 27.05.2021 N 245-п, от 28.12.2023 N 664-п)


В настоящее время в Ивановской области только начинает создаваться система раздельного накопления ТКО. Количество отбираемого вторичного сырья остается низким и не превышает 5% от общего объема ТКО. Полноценных исследований о морфологическом составе ТКО на территории Ивановской области не проводилось.


В Ивановской области отсутствуют либо функционируют в минимальных мощностях собственные мощности по переработке бумаги, картона, скрапа черных, скрапа цветных металлов, алюминиевого скрапа, отходов резинотехнических изделий, стеклобоя, также отсутствуют мощности по переработке полиэтилена, ПЭТ-бутылок, текстиля, отсутствуют мощности по энергетической утилизации отходов (сжигание с целью получения энергии).


В то же время на территории Ивановской области действует общество с ограниченной ответственностью "ЭкоМир", специализированное предприятие по сбору, транспортированию и обезвреживанию отходов III - I класса опасности, таких как лампы ртутные, ртутно-кварцевые, люминесцентные, утратившие потребительские свойства, мощностью 2,4 млн ламп в год, а также в 2019 году общество с ограниченной ответственностью "Ивановский завод по переработке РТИ" планирует запустить линию по переработке изношенных шин и других резинотехнических изделий.


Содержащиеся в отходах вторичные ресурсы выбираются не полностью, нанося ущерб окружающей среде. На территории Ивановской области слабо развит рынок вторичного сырья и материалов, в результате чего использование ценных компонентов отходов в хозяйственной деятельности сводится к минимуму.


Неиспользуемая часть отходов санкционированно и несанкционированно размещается в окружающей среде на свалках и полигонах. В Ивановской области насчитывается 12 объектов размещения ТКО, внесенных в государственный реестр объектов размещения отходов (далее - ГРОРО), подлежащих рекультивации - 20 объектов. Проектная вместимость объектов размещения отходов, внесенных в ГРОРО, составляет 5899835 тонн, остаточная вместимость составляет 1272381 тонну при соблюдении ежегодной проектной мощности.


(в ред. Постановления Правительства Ивановской области от 27.05.2021 N 245-п)


Причинами сложившихся проблем в области обращения с ТКО являются:


отсутствие единой региональной политики управления отходами на территории Ивановской области;


отсутствие комплексного подхода в развитии отрасли и ориентированность на решение локальных проблем;


отсутствие использования эффективных механизмов экономического управления отраслью;


значительный физический износ, моральное устаревание техники и технологий, применяемых для накопления, вывоза, обработки, утилизации и размещения отходов.


Низкая эколого-экономическая эффективность отрасли приводит к нарастанию социальной напряженности, нерациональному использованию финансовых средств, снижению инвестиционной привлекательности и нанесению экологического ущерба. Отсутствие в Ивановской области политики в области обращения с отходами, согласованных настоящей Программой действий исполнительных органов государственной власти Ивановской области, органов местного самоуправления муниципальных образований Ивановской области, операторов по обращению с ТКО, разобщенность финансовых ресурсов всех компонентов (государственной власти, организаций и бизнес-сообществ) затрудняют решение проблемы обращения с отходами.


Выходом из сложившейся ситуации является кардинальное изменение сложившейся системы в области обращения с отходами.


Целесообразность решения проблемы обращения с ТКО программно-целевым методом определяется следующими факторами:


наличие социально-экономических задач, решение которых прямо или косвенно связано с эффективным развитием отрасли обращения с ТКО (обеспечение санитарно-эпидемиологической безопасности населения и сохранение окружающей среды и природных ресурсов);


необходимость системного подхода к решению проблемы и формирование комплексной системы управления отраслью обращения с ТКО на территории Ивановской области в целом;


возможность привлечения средств федерального бюджета, внебюджетных источников для решения проблемы, а также повышения инвестиционной привлекательности отрасли обращения с ТКО;


необходимость совершенствования нормативной базы, проведения единой технической политики, направленной на внедрение в отрасли обращения с ТКО наиболее прогрессивных производственных и информационных технологий и оборудования;

Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»